Психологическая подготовка' юных волейболисток с учетом эмоциональной устойчивости
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ 8
1.1. Понятие психологической подготовки спортсменов 8
1.2. Характеристики соревновательной деятельности в волейболе 12
ГЛАВА II . МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ.. . . . ' 16
2.1. Основные виды подготовки волейболистов 16
2.2. Особенности психологической подготовки волейболистов. . . .17
2.3. Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена 19
2.4. Развитие процессов восприятия 22
2.5. Развитие внимания " 30
2.6. Развитие тактического мышления, памяти,представления и воображения 33
ГЛАВА III . ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К КОНКРЕТНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ 34
3.1. Психологическая подготовка волейболистов к предстоящим соревнованиям 34
3.2. Действия тренера вовремя соревнований 38
3.3. Основные задачи психологической подготовки 40
3.4. Эмоциональная устойчивость в спортивной деятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ 8
1.1. Понятие психологической подготовки спортсменов 8
1.2. Характеристики соревновательной деятельности в волейболе 12
ГЛАВА II . МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ.. . . . ' 16
2.1. Основные виды подготовки волейболистов 16
2.2. Особенности психологической подготовки волейболистов. . . .17
2.3. Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена 19
2.4. Развитие процессов восприятия 22
2.5. Развитие внимания " 30
2.6. Развитие тактического мышления, памяти,представления и воображения 33
ГЛАВА III . ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К КОНКРЕТНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ 34
3.1. Психологическая подготовка волейболистов к предстоящим соревнованиям 34
3.2. Действия тренера вовремя соревнований 38
3.3. Основные задачи психологической подготовки 40
3.4. Эмоциональная устойчивость в спортивной деятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность работы: Проблема повышения результативности и надежности соревновательной деятельности привлекает все большее внимание специалистов. В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим повышением требований к уровню выступлений спортсменов роль психологического фактора в этой сфере деятельности становится все более ощутимой. Поэтому, на современном этапе развития спорта проблема повышения эффективности самой системы психологической подготовки спортсменов занимает одно из первых мест. Она непосредственно связана с управлением тренировочным и соревновательным процессами. Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности, является фактор эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования нервно-психических резервов. Проблема эмоциональной устойчивости является актуальной на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуации, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения. Следовательно, разработка методики с учетом эмоциональной устойчивости спортсмена, необходима сегодня для ее дальнейшего применения с целью своевременной профилактики стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения, что будет способствовать повышению эффективности соревновательной деятельности. До последнего времени подавляющее большинство исследований психических состояний в спорте относилось к изучению предстартовых состояний. В настоящее время использование инструментальных методик позволяет получать более точную и объективную информацию различных психических функций в процессе соревновательной деятельности.
Одним из наиболее популярных в молодежной среде видов спорта являются спортивные игры, в частности, волейбол (60, 64, 74). Однако эффективное использование средств волейбола в процессе физического воспитания общеобразовательных школ сдерживается отсутствием обоснованных технологий организации и проведения тренировочных занятий.
В научно-методической литературе отсутствуют эффективные программы физкультурно-спортивных занятий волейболом, способствующие повышению работоспособности и укреплению физического здоровья девушек школьного возраста. Проводимые исследования (в основном) направленны на подготовку квалифицированных волейболисток (Ф.А. Иорданская, 1998; Ю.Н. Клещев, 2004; Ю.Д. Железняк, 1998; А.В. Беляев, 2006) и лишь частично затрагиваются вопросы сохранения и укрепления ресурсов здоровья женщин зрелого возраста средствами волейбола (В.А. Старостина, 1998).
Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание [А.В. Беляев, 2000.]. В силу своей эмоциональности игра в волейбол требует от спортсмена эффективного переживания эмоциональных состояний. Поэтому дальнейшие исследования психических состояний спортсменов являются важной составляющей для совершенствования учебно-тренировочного процесса (P.M. Найдиффер, 1979., JI.C. Выготский, 1956., Г.Д. Бабушкин, 1980., Е.Н. Гогунов, 2000., П.А. Рудик, I960.). Анализ литературы показал, в спортивной психологии эмоциональная устойчивость в основном изучалась применительно к высококвалифицированным спортсменам (Б.Б. Косов, P.M. Найдиффер, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер, А.В. Родионов, С.П. Четвертаков, С.В. Кочеткова и др.) и недостаточное внимание уделялось исследованиям процесса подготовке юных спортсменов, что позволяет признать настоящее исследование актуальным.
Соревнования любого ранга являются своеобразным стрессом для спортсмена, любые проявления стресса на психическом либо физическом уровне являются нормальными, так как они выступают в качестве защитной реакции нашего организма.
Нередко бывает, что на тренировках и второстепенных соревнованиях спортсмен непринужденно и уверенно выполняет любые игровые приемы, но стоит ему оказаться участником соревнований, выступать против титулованных соперников, как его умение, мастерство исчезают.
Считают, что в волейбольном матче из 5 партий фактор физической подготовки скажется обязательно - от команды, где он выше, можно ожидать преимущества над соперником. И все же это не всегда так. На соревнованиях даже высокого ранга иногда бывает такое: в первой партии команды борются на равных, а во второй, когда об утомлении еще не может быть речи, одна из команд проигрывает с разгромным счетом. Такое явление можно объяснить только слабой психологической подготовкой игроков, что и не позволяет им в течение 'всей второй партии изменить ход единоборства. В современном спорте, соревнования _ становятся борьбой нервов. И побеждает тот, у кого они крепче. Формирование устойчивой психики происходит на всех этапах подготовки спортсмена. Иначе это можно назвать выработкой уверенности. Уверенности в своих действиях. Если волейболисты планируют применить в игре какую-либо тактическую комбинацию, то они должны добиться на тренировке такой согласованности, чтобы ни у кого из них не возникало сомнения в положительном ее исходе. Одними благими пожеланиями этого не добьешься. Нужно в совершенстве овладеть техникой и тактикой на тренировке, а потом уж смело применять на соревнованиях..
Проявление воли должно быть разумным, т.е. подчинено общим интересам, а конкретнее интересам команды. Личные привязанности не должны вступать в противоречие с интересами и задачами коллектива. В командных играх один волевой спортсмен значит многое, но он не в состоянии решить судьбу встречи. Здесь действует коллектив. И чем сплочённый коллектив, тем он крепче и боеспособнее.
Актуальность решения указанной проблемы подтверждается федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта, в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Изложенные выше факты и определили выбор направления настоящей дипломной работы.
Таким образом, психологическую подготовку следует рассматривать не только как формирование воли спортсмена, но «и как формирование такого образа мышления, которое позволяет переиграть соперника в широком смысле этого слова. В любой игре суть психологического превосходства состоит в навязывании сопернику своей игры, т.е. своей тактики, своей воли. Заставить соперника подстраиваться под тебя, разгадывать твою тактику, принять твою игру - все это и составляет психологическое преимущество команды. Но это, так сказать, конечный эффект, а начинается все с формирования мотивов, установок, ориентаций на коллектив, на любовь к игре, на стремление к победе. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования «Психологическая подготовка юных волейболисток с учетом эмоциональной устойчивости».
Целью дипломной работы является разработка методики психологической подготовки волейболисток и обоснование ‘ее эффективности на практике.
Объект исследования: 'учебно-тренировочный процесс юных волейболисток.
Предметом исследования являются совершенствование методов и средств психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Задачи:
1. Рассмотреть смыслового содержания понятия «Психологическая подготовка волейболисток» в учебно-тренировочном процессе;
2. Разработать анализ основных этапов (общую и специальную) психологической подготовки волейболисток;
3. Обосновать эффективность предложенной экспериментальной методики подготовки волейболисток к соревнованиям с учетом . fgv) психологической устойчивости.
Для реализации цели и задач были использованы следующие научные
методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Анкетирование.
3. Педагогические наблюдения.
4. Тестирование.
5. Педагогический эксперимент.
6. Определение уровня психического состояния.
7. Математическая статистика.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
а) проблема повышения эффективности психологической подготовки юных волейболисток учитывая эмоциональной устойчивости;
б) выявлена структура мотивов и потребностей юных
волейболисток в психологической подготовке в различных видах двигательной активности; ,
в) теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность психологической подготовки юных волейболисток с учетом эмоциональной устойчивости;
Организация исследования.
Решение поставленных задач потребовало проведения исследования в несколько этапов.
На первом этапе (сентябрь 2010 - май 2011 года) проводился анализ известных в науке литературных данных, осуществлялось педагогическое наблюдение за процессом тренировочных занятий волейболисток,
разрабатывалась анкета, проводились социологические исследования и контент-анализ традиционной программы спортивной тренировки.
На 2 этапе (сентябрь 2011 года - май 2012 года) проводился педагогический эксперимент. '
На протяжении одного учебного года в двух группах волейболисток занятия проводились по двум методикам.
1. По традиционной учебно-тренировочной программе (контрольная группа). :
2. По предлагаемой нами программе с использованием психологической подготовки волейболисток с учетом эмоциональной устойчивости (экспериментальная группа).
Для проведения занятий игровой направленности по экспериментальной методике была составлена группа из 25 юных волейболисток. Контрольную группу составили 25 юных волейболисток, занимающихся по обычной традиционной методике спортивной тренировки.
Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят определенный вклад в теорию и методику спортивной подготовки, раскрывают пути повышения качества психологической подготовки юных волейболисток с учетом эмоциональной устойчивости, разработка и экспериментальное обоснование эффективности психологической
подготовки на спортивных тренировках.
Практическая значимость исследования заключается в том, что применение разработанной технологии психологической подготовки юных волейболисток в процессе физического тренировки позволяет существенно усилить их интерес к волейболу, повысить уровень физической и технической подготовленности занимающихся..
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, приложения.
Одним из наиболее популярных в молодежной среде видов спорта являются спортивные игры, в частности, волейбол (60, 64, 74). Однако эффективное использование средств волейбола в процессе физического воспитания общеобразовательных школ сдерживается отсутствием обоснованных технологий организации и проведения тренировочных занятий.
В научно-методической литературе отсутствуют эффективные программы физкультурно-спортивных занятий волейболом, способствующие повышению работоспособности и укреплению физического здоровья девушек школьного возраста. Проводимые исследования (в основном) направленны на подготовку квалифицированных волейболисток (Ф.А. Иорданская, 1998; Ю.Н. Клещев, 2004; Ю.Д. Железняк, 1998; А.В. Беляев, 2006) и лишь частично затрагиваются вопросы сохранения и укрепления ресурсов здоровья женщин зрелого возраста средствами волейбола (В.А. Старостина, 1998).
Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание [А.В. Беляев, 2000.]. В силу своей эмоциональности игра в волейбол требует от спортсмена эффективного переживания эмоциональных состояний. Поэтому дальнейшие исследования психических состояний спортсменов являются важной составляющей для совершенствования учебно-тренировочного процесса (P.M. Найдиффер, 1979., JI.C. Выготский, 1956., Г.Д. Бабушкин, 1980., Е.Н. Гогунов, 2000., П.А. Рудик, I960.). Анализ литературы показал, в спортивной психологии эмоциональная устойчивость в основном изучалась применительно к высококвалифицированным спортсменам (Б.Б. Косов, P.M. Найдиффер, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер, А.В. Родионов, С.П. Четвертаков, С.В. Кочеткова и др.) и недостаточное внимание уделялось исследованиям процесса подготовке юных спортсменов, что позволяет признать настоящее исследование актуальным.
Соревнования любого ранга являются своеобразным стрессом для спортсмена, любые проявления стресса на психическом либо физическом уровне являются нормальными, так как они выступают в качестве защитной реакции нашего организма.
Нередко бывает, что на тренировках и второстепенных соревнованиях спортсмен непринужденно и уверенно выполняет любые игровые приемы, но стоит ему оказаться участником соревнований, выступать против титулованных соперников, как его умение, мастерство исчезают.
Считают, что в волейбольном матче из 5 партий фактор физической подготовки скажется обязательно - от команды, где он выше, можно ожидать преимущества над соперником. И все же это не всегда так. На соревнованиях даже высокого ранга иногда бывает такое: в первой партии команды борются на равных, а во второй, когда об утомлении еще не может быть речи, одна из команд проигрывает с разгромным счетом. Такое явление можно объяснить только слабой психологической подготовкой игроков, что и не позволяет им в течение 'всей второй партии изменить ход единоборства. В современном спорте, соревнования _ становятся борьбой нервов. И побеждает тот, у кого они крепче. Формирование устойчивой психики происходит на всех этапах подготовки спортсмена. Иначе это можно назвать выработкой уверенности. Уверенности в своих действиях. Если волейболисты планируют применить в игре какую-либо тактическую комбинацию, то они должны добиться на тренировке такой согласованности, чтобы ни у кого из них не возникало сомнения в положительном ее исходе. Одними благими пожеланиями этого не добьешься. Нужно в совершенстве овладеть техникой и тактикой на тренировке, а потом уж смело применять на соревнованиях..
Проявление воли должно быть разумным, т.е. подчинено общим интересам, а конкретнее интересам команды. Личные привязанности не должны вступать в противоречие с интересами и задачами коллектива. В командных играх один волевой спортсмен значит многое, но он не в состоянии решить судьбу встречи. Здесь действует коллектив. И чем сплочённый коллектив, тем он крепче и боеспособнее.
Актуальность решения указанной проблемы подтверждается федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта, в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Изложенные выше факты и определили выбор направления настоящей дипломной работы.
Таким образом, психологическую подготовку следует рассматривать не только как формирование воли спортсмена, но «и как формирование такого образа мышления, которое позволяет переиграть соперника в широком смысле этого слова. В любой игре суть психологического превосходства состоит в навязывании сопернику своей игры, т.е. своей тактики, своей воли. Заставить соперника подстраиваться под тебя, разгадывать твою тактику, принять твою игру - все это и составляет психологическое преимущество команды. Но это, так сказать, конечный эффект, а начинается все с формирования мотивов, установок, ориентаций на коллектив, на любовь к игре, на стремление к победе. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования «Психологическая подготовка юных волейболисток с учетом эмоциональной устойчивости».
Целью дипломной работы является разработка методики психологической подготовки волейболисток и обоснование ‘ее эффективности на практике.
Объект исследования: 'учебно-тренировочный процесс юных волейболисток.
Предметом исследования являются совершенствование методов и средств психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Задачи:
1. Рассмотреть смыслового содержания понятия «Психологическая подготовка волейболисток» в учебно-тренировочном процессе;
2. Разработать анализ основных этапов (общую и специальную) психологической подготовки волейболисток;
3. Обосновать эффективность предложенной экспериментальной методики подготовки волейболисток к соревнованиям с учетом . fgv) психологической устойчивости.
Для реализации цели и задач были использованы следующие научные
методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Анкетирование.
3. Педагогические наблюдения.
4. Тестирование.
5. Педагогический эксперимент.
6. Определение уровня психического состояния.
7. Математическая статистика.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
а) проблема повышения эффективности психологической подготовки юных волейболисток учитывая эмоциональной устойчивости;
б) выявлена структура мотивов и потребностей юных
волейболисток в психологической подготовке в различных видах двигательной активности; ,
в) теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность психологической подготовки юных волейболисток с учетом эмоциональной устойчивости;
Организация исследования.
Решение поставленных задач потребовало проведения исследования в несколько этапов.
На первом этапе (сентябрь 2010 - май 2011 года) проводился анализ известных в науке литературных данных, осуществлялось педагогическое наблюдение за процессом тренировочных занятий волейболисток,
разрабатывалась анкета, проводились социологические исследования и контент-анализ традиционной программы спортивной тренировки.
На 2 этапе (сентябрь 2011 года - май 2012 года) проводился педагогический эксперимент. '
На протяжении одного учебного года в двух группах волейболисток занятия проводились по двум методикам.
1. По традиционной учебно-тренировочной программе (контрольная группа). :
2. По предлагаемой нами программе с использованием психологической подготовки волейболисток с учетом эмоциональной устойчивости (экспериментальная группа).
Для проведения занятий игровой направленности по экспериментальной методике была составлена группа из 25 юных волейболисток. Контрольную группу составили 25 юных волейболисток, занимающихся по обычной традиционной методике спортивной тренировки.
Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят определенный вклад в теорию и методику спортивной подготовки, раскрывают пути повышения качества психологической подготовки юных волейболисток с учетом эмоциональной устойчивости, разработка и экспериментальное обоснование эффективности психологической
подготовки на спортивных тренировках.
Практическая значимость исследования заключается в том, что применение разработанной технологии психологической подготовки юных волейболисток в процессе физического тренировки позволяет существенно усилить их интерес к волейболу, повысить уровень физической и технической подготовленности занимающихся..
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, приложения.
Психологическая подготовка «охватывает» три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Эти уровни связаны с особенностями организма. Успешность деятельности отдельных игроков и команды в целом зависит от внутренних детерминант игровой деятельности (ряда психологических факторов) индивидуальных особенностей спортсмена: свойств его личности, восприятия, мышления и так далее; степени его подготовленности и состояния, в котором он находится в игровом процессе. Именно от содержательных характеристик личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним.
Таким образом, мы рассмотрели все вопросы касающиеся психологической подготовки волейболистов. Из этого делаем вывод что психологическая подготовка направлена на воспитание моральных и волевых качеств спортсмена, на приспособление его к своеобразным, быстро меняющимся условиям соревновательной деятельности. В современном волейболе при одинаковом уровне технической, физической и тактической подготовки двух команд победу одержит та, которая психологически готова к игре. Также существует два вида психологической подготовки.
-Общая психологическая подготовка, которая направлена на развитие и совершенствование ведущих психических функций, обеспечивающих психическую готовность и результат в конкретном виде спорта.
-Психологическая подготовка к конкретному предстоящему соревнованию направлена -на -обучение -приемам моделирования условий соревновательной борьбы посредством моделей: натурных (тренажеры) и словесно-образных. И в конечном итоге формирует «психическую готовность» к выступлению на соревнованиях.
Целью психологической подготовки является - подведение спортсмена к высшему уровню готовности к ответственным играм, чтобы он одерживал - победу на соревнованиях и демонстрировал зрелищную игру.
Таким образом, мы рассмотрели все вопросы касающиеся психологической подготовки волейболистов. Из этого делаем вывод что психологическая подготовка направлена на воспитание моральных и волевых качеств спортсмена, на приспособление его к своеобразным, быстро меняющимся условиям соревновательной деятельности. В современном волейболе при одинаковом уровне технической, физической и тактической подготовки двух команд победу одержит та, которая психологически готова к игре. Также существует два вида психологической подготовки.
-Общая психологическая подготовка, которая направлена на развитие и совершенствование ведущих психических функций, обеспечивающих психическую готовность и результат в конкретном виде спорта.
-Психологическая подготовка к конкретному предстоящему соревнованию направлена -на -обучение -приемам моделирования условий соревновательной борьбы посредством моделей: натурных (тренажеры) и словесно-образных. И в конечном итоге формирует «психическую готовность» к выступлению на соревнованиях.
Целью психологической подготовки является - подведение спортсмена к высшему уровню готовности к ответственным играм, чтобы он одерживал - победу на соревнованиях и демонстрировал зрелищную игру.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2015 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - Организация внеурочной деятельности по волейболу у учащихся 13-15 лет в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



