Введение 6
Глава 1. Теоретические основы культуры речи 10
1.1. «Культура речи» как раздел языкознания 10
1.2. Речь правильная 19
1.3. Коммуникативно целесообразная речь 23
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Речевые и грамматические ошибки в творческих работах
учащихся. Пути их предупреждения и устранения 32
2.1. Проблема классификации ошибок 32
2.2. Типичные ошибки в творческих работах учащихся 49
2.3. Система работы по предупреждению и устранению речевых и
грамматических ошибок 71
Выводы по второй главе 91
Заключение 92
Библиографический список 95
Приложение 99
Показателем уровня мышления и интеллекта человека является его речь. Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед школой в настоящее время. Именно в школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Педагог должен учить школьников при формулировке мыслей следить не только за правильностью, то есть соответствием современным языковым нормам, но и за точностью, ясностью, разнообразием, богатством, выразительностью речи. Перед учителем стоит задача формирования элементарного уровня речевого мастерства школьников.
Долгое время в школьных программах и учебниках был самостоятельный раздел «Культура речи и стилистика», но работа по культуре речи не может замыкаться в рамках одного раздела, в современных программах она включена во все разделы курса русского языка. И всё же работа по культуре речи на уроках проводится в недостаточном объёме, подчас фрагментарно, а проблема увеличения ошибок в устной и письменной речи учащихся продолжает существовать. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что работа по предупреждению и устранению ошибок учащихся, встречающихся в их творческих работах, - важная составная часть общей работы по развитию речи школьников, по формированию их коммуникативной компетенции.
Успешное решение задачи речевого развития учеников предполагает изучение в курсе русского языка вопросов культуры речи как в теоретическом плане (формирование языковедческой компетенции), так и процессе проведения целенаправленной работы по развитию речи учащихся: (формирование коммуникативной компетенции, умения формулировать мысли в устной и письменной форме).
На научно-практическую значимость изучения грамматических и речевых ошибок и неточностей указывали известные лингвисты и методисты: А. А. Леонтьев, А. М. Пешковский, А. А. Реформатский, Н. М. Шанский, Л. В. Щерба.
А. А. Леонтьев обращал внимание на важность изучения и анализа речевых ошибок как необходимой базы для работы по формированию речевых умений и навыков: «... во-первых, нельзя добиться существенного улучшения существующей методики, не зная её «слабых мест», как раз и проявляющихся в ошибках. Во-вторых, ошибка является одним из важнейших орудий последовательно нормального, правильного функционирования речевого механизма: это как бы сигнал «разошедшегося шва» в речевом механизме и может помочь раскрыть номенклатуру и иерархию таких «швов», т. е. внутреннее строение речевой способности» [Леонтьев 1970: 78]...
Изучение вопросов «Культуры речи» представляет собой важнейшую задачу школьного курса русского языка. Работа по предупреждению и устранению грамматических и речевых ошибок - существенная задача современной школы, залог успеха которой в понимании причины ошибки и её сути, то есть в правильной квалификации ошибок. Данная работа многоаспектна и направлена на формирование языковедческой и коммуникативной компетенций.
В ходе исследования были достигнуты поставленные задачи. Нами были проанализированы классификаций речевых и грамматических ошибок и недочётов современных учёных-методистов: С. Н. Цейтлин, М. Р. Львова, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженской, М. С. Соловейчик. Анализ лингвистической и методической литературы по теме исследования показал, что существующие классификации ошибок характеризуются разным
объёмом рассматриваемых ошибок и спецификой в зависимости от того, какие лингвистические понятия лежат в основе.
При анализе ошибок в творческих работах учащихся мы придерживались классификации В. И. Капинос («Развитие речи: теория и практика обучения», 1991). Данная классификация представлена в Методических рекомендациях ФИПИ по проверке 2-ой части ЕГЭ по русскому языку (сочинение по исходному тексту), творческих работ в формате ОГЭ и используется на уроках русского языка и развития речи в школьной практике.
Были определены типичные ошибки в письменных творческих работах учащихся. Для анализа ошибок использованы работы, взятые в сети Интернет, проанализированные в ходе педагогической практики и во время работы в школе русского языка «Пушкин». Объектом анализа послужили творческие работы учащихся среднего звена, сочинения, написанные в рамках ОГЭ и ЕГЭ, и итоговые сочинения по направлениям 2015-2020 годов. Нами рассмотрено 150 творческих работ обучающихся 9-11 классов, из которых отобрано и проанализировано 250 конструкций, содержащих наиболее типичные грамматические и речевые ошибки.
В рамках исследования сформирована система работы по предупреждению и устранению речевых и грамматических ошибок в творческих работах учащихся. Она складывается из множества элементов, но прежде всего стоит сказать о важности работы над культурой устной и письменной речи при изучении всех разделов школьного курса русского языка. Работа над правильностью речи и над развитием коммуникативно целесообразной речи обеспечивается в том числе с помощью упражнений.
Нами была разработана система упражнений, направленных на предупреждение и устранение речевых и грамматических ошибок в письменных творческих работах учащихся, куда были включены задания разного типа: анализ языковой нормы, сопоставление нормы и нарушения; выбор из двух вариантов: ошибочного и правильного; редактирование 93
текстов, конструирование предложений, замена ошибочных употреблений; составление предложений по образцам.
Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка на уроках развития речи, при написании творческих работ в общеобразовательной школе.
Небольшой опыт работы в школе русского языка «Пушкин» с учениками разного возраста и уровня подготовки показал, что упражнения, направленные на повышение культуры речи учащихся, на формирование языковедческой и коммуникативной компетенции, действительно способствуют тому, что речевых и грамматических ошибок в работах учеников становится меньше. Так, например, достаточно результативной оказалась работа с учеником 8 класса
Шишовым Владимиром. Предложенные нами упражнения разного типа помогали ему при изучении таких тем в курсе 8 класса, как «Словосочетание как единица синтаксиса», «Виды словосочетаний», «Главные члены предложения», «Предложения с однородными членами», «Обособленные определения», «Обособленные обстоятельства», «Прямая и косвенная речь» и др. При работе над грамматическими ошибками использовались задания следующего типа: сопоставление нормы и её нарушения, выбор из двух вариантов: ошибочного и правильного, редактирование текстов. При
устранении речевых неточностей целесообразны задания, оценивающие речь с точки зрения «лучше или хуже сказано», качество произведенного отбора языковых средств: редактирование текстов, конструирование предложений, замена неточных словоупотреблений. Нами было отмечено, что к концу года грамматических ошибок в работах ученика стало меньше, повысились навыки и умения построения связной речи в соответствии с ситуацией и стилем общения.
1. Алгазина Н. Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 120 с.
2. Арефьева С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях // Русский язык в школе. - 1998. - № 3. - С. 8-12.
3. Белинский В. Г. Общая риторика Н. Кошанского: Полное собрание сочинений. Т. 8. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 799 с.
4. Васильева А. Н. Основы культуры речи. - М.: Русск. яз., 1990. - 274 с.
5. Введенская Л. Л. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 537 с.
6. Виноградов В. В. Поэтика и риторика: о языке художественной прозы: Избранные труды. Т. 5. - М.: Наука, 1980. - 362 с.
7. Винокур Г. О. Из бесед о культуре речи // Русская речь. - 1967. - № 3. - С. 10-18.
8. Головин Б. Н. О качествах хорошей речи // Русский язык в школе.
- 1964. - № 2. - С. 16-24.
9. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988.
- 320 с.
8. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык: Энциклопедия. - М.: Дрофа, 1997. - 703 с.
9. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1981. - 208 с.
10. Граудина Л. К., Дмитриева О. Л., Новикова Н. В., Ширяев Е. Н. Мы сохраним тебя, русская речь! - М.: Наука, 1995. - 102 с.
11. Граудина Л. К., Ширяев Е. Н. Культура русской речи. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 560 с.
12. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. - Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.
13. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой
коммуникации. - М.: Дело, 2001. - 477 с.
14. Инфоурок.ру [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/ (15.04.2020).
15. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. - М.: Проспект, 2008. - 448 с...44