Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Различия в показателях психологического здоровья у студентов разных направлений подготовки

Работа №163598

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования показателей
психологического здоровья студентов 6
1.1. Понятие психологического здоровья личности 6
1.2. Психологические особенности студенческой молодежи 16
1.3. Показатели психологического здоровья у студентов 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в показателях
психологического здоровья студентов разных направлений подготовки 27
2.1. Описание процедуры и методов исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования различий в показателях
психологического здоровья студентов разных направлений подготовки 32
Выводы 47
Заключение 51
Список используемых источников 52
Приложение 58

На сегодняшний день проблема психологического здоровья обучающихся является одной из актуальных в психологии. Связано это, прежде всего, с введением Федерального государственного образовательного стандарта (как в школах, так и в высших учебных заведениях), где упор делается в основном на развитие личностных качеств. От педагогов- психологов, в свою очередь, требуется обеспечивать сохранность психологического здоровья обучающихся на всех ступенях образования.
С момента поступления ребенка в учебное заведение работа по сохранению психологического здоровья является одной из важнейших. Психологическое здоровье - это то, что позволяет личности быть самодостаточной. Оно помогает личности придерживаться своих внутренних ориентиров, оценивать в соответствии с установленными нормами свое поведение. Без психологического здоровья невозможно полноценное функционирование и развитие человека. Таким образом, психологическое здоровье с одной стороны является условием выполнения возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой, именно оно обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей жизни человека.
Актуальность темы исследования обусловлена проблемами диагностики проявлений психологического здоровья в силу недостатка методик, направленных на диагностику данного феномена. Также не в полной мере эмпирически разработанными являются структурные модели психологического здоровья личности, включающие наиболее полный спектр его проявлений.
Своевременная экспресс-диагностика психологического здоровья особенно важна в старших классах школы и на всех курсах обучения в высших учебных заведениях, так как учебный процесс в эти периоды сопровождается достаточно большим стрессом, что может существенно повлиять на психологическое здоровье обучающихся.
Так, старшеклассники сталкиваются с подготовкой к достаточно серьезным и трудным экзаменам - ОГЭ, ЕГЭ, - а также к дальнейшему поступлению в средние и высшие учебные заведения. У студентов подготовка к занятиям (зачетам, экзаменам), возможный выход на работу для оплаты учебы, семейные и другие проблемы во время всего периода обучения могут оказывать существенное влияние на уровень их психологического здоровья.
Цель исследования: изучение различий в показателях психологического здоровья студентов разных направлений подготовки для использования полученных данных в деятельности педагога-психолога.
Объект исследования: показатели психологического здоровья студентов.
Предмет исследования: различия в показателях психологического здоровья студентов разных направлений подготовки.
Гипотеза: существуют различия в показателях психологического здоровья студентов разных направлений подготовки.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения показателей психологического здоровья у студентов.
2. Провести эмпирическое исследование различий в показателях психологического здоровья студентов разных направлений подготовки.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные особенности в показателях психологического здоровья студентов разных направлений подготовки.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода исследования был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин).
2. Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко).
3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев).
4. Методика «Индивидуальная модель психологического здоровья» (А.В. Козлов).
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью критерия U-Манна-Уитни для оценки различий по уровню количественно измеренного признака.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». В исследовании приняли участие студенты юридического факультета и факультета педагогики, психологии и социальных наук (40 человек в возрасте 19-22 лет).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Оно предполагает интерес к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и позитивное восприятие неповторимости окружающих людей, проявление творчества в самых разных сферах жизни, деятельности.
Можно сказать, что система образования непременно влияет на общее психологическое здоровье студентов, при правильной организации процесса обучения показатели здоровья студентов улучшаются.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно констатировать, что психологически здоровые студенты переживают целостность своего бытия, сопричастность ко всему окружающему, постигают смысл собственной жизни и находят ресурсы управлять ею.
В результате проведенного эмпирического исследования гипотеза о том, что существуют различия в показателях психологического здоровья студентов разных направлений подготовки, нашла свое частичное подтверждение.
Полученные результаты исследования могут быть использованы психологами при реализации целостного подхода к развитию здоровой личности.



1. Ананьев В.А. Основы психологического здоровья / СПб. - 2015. - 288 с.
2. Айсмонтас Б.Б. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов - психологов) // Психологическая наука и образование. -2013. - №4. - С. 295-302.
3. Басалаева Н.В. Психологическое здоровье как критерий адаптации студентов к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - №3. - С. 1130.
4. Бессонова Ю.В. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве // УрГПУ - Екатеринбург, 2013. - 35 с.
5. Бовина И.Б. Здоровье и болезнь в представлениях молодежи // Журнал практического психолога. - 2018. - № 5. - С. 64.
6. Бокова О.А., Маликова Е.В., Трубникова Н.И. Осмысленность жизни и субъективное благополучие как основа психологического здоровья в студенческом возрасте // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2021. - № 4. - С. 48-49.
7. Борискина Т.В. Психологические особенности отношения к здоровью лиц подросткового, юношеского и зрелого возраста // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 34. - С. 3253.
8. Будаева А.Ю., Халифаева О.А. Психологическое благополучие как один из показателей психологического здоровья личности // ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет». - 2014. - 120-127 с.
9. Волочков А.А. Психологическое здоровье и активность студента // Вестник ПГГПУ (Серия 1. Психологические и педагогические науки). - 2014. - № 1. - С. 67-68.
10. Галецкая И.И. Общая характеристика психологического здоровья и его основных критериев // Гуманитарные исследования. - 2015. - № 2. - С. 5-6.
11. Гарбузова В.С. Психологическое здоровье // Интерактивная наука. - 2021. - № 1. - С. 56.
12. Гусейнов А.Ш., Мисюнас К.А. Гармоничность как основа здоровья и психологического благополучия личности // Вестник Университета Российской академии образования. - 2021. - № 4. - С. 25.
13. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: монография. - М.: Изд-во МПСУ 2014. - 55 с.
14. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 3. - С. 20-21.
15. Заусенко И.В. Психологическое благополучие школьников и педагогов в период введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 100-199.
16. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 351. - С. 130-134.
17. Ишмухаметов Р.Р. Самореализация и психологическое здоровье личности: постановка проблемы // Гуманитарный вектор. - 2010. - № 1. - С. 77-79.
18. Калитиевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом. 2010. - 238 с.
19. Козлов А.В. Структура психологического здоровья: психосемантический подход // Вестник Харьковского национального университета (Серия: Психология). - 2012. - № 937. - С. 130-133.
20. Кон И.С. Психология юношеского возраста // Учебное пособие. М.: 2012. - 175 с.
21. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность как экзистенциальное измерение психологического здоровья // Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества. - 2015. - 160 с.
22. Кудряшова В.В. Обеспечение психологического здоровья студентов средствами психологической службы // РГБ ОД. Ростов н/Д. -2012.- 185 с.
23. Курусь И.А. Структура кризисной идентичности на начальном этапе обучения в ВУЗе // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2 т. / Редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ. 2015. - Т. 2. - 94 с.
24. Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе // Вестник. Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3.
25. Литницкая Е.В. Проблема здоровья личности в психологии // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - С. 268-274.
26. Митрофанова Е.Н. Активность индивидуальности как ресурс жизнестойкости студенчества // Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества. - 2015. - 183 с.
27. Орлова Д.Г. Оценка психометрического качества и модификация опросника «Шкалы психологического благополучия» // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. - Ижевск,2016.- №3. - С. 60-62.
28. Орлова Д.Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник ПГГПУ (Серия 1. Психологические и педагогические науки). - 2015. - №1. - С. 36.
29. Петров В.Г. Счастье и психологическое благополучие в структуре ресурсной модели психологического здоровья // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2015. - №4. С. 104.
30. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер,
2013. -192 с.
31. Портнова, А. Г. Психологическое здоровье сквозь призму явлений адаптации / А. Г. Портнова, М. Г. Иванова // Ползуновский вестник. 2016.-№3-2. - С, 94-97.
32. Репина, Е.В. Факторная структура психологического здоровья / ред. кол.Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016 - С.260-262.
33. Секач М.Ф. Психология здоровья: учебное пособие для высшнй школы / М.: Академический проект. - 2013. - 192 с.
34. Смирнова Е.Н. Особенности психологического здоровья студентов вуза // Студенческая наука и XXI век. - 2012. - №9. — С. 425.
35. Трубникова Н.И. Осмысленность жизни как фактор, влияющий на психологическое здоровье в юношеском возрасте // гл. ред. И.О. Логинова.
- Красноярск: КрасГМУ, 2015. - С. 137-142.
36. Терсакова А.А. Психологическая поддержка личностного развития студентов в ВУЗе. - 2015. - 250 с.
37. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2018. - 18-32 с.
38. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Академия, 2011. - 208 с.
39. Цзея Лю Психологическое здоровье студентов вузов в КНР // Психологический журнал. - 2016. - Т. 37. - №2. - С. 121.
40. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные психологические труды / В.Э. Чудновский. - М.: Изд-во МПСИ, 2012. - 768 с.
41. Шамионов P.M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / P.M. Шамионов // Мир психологии. - 2012. - № 2. - С. 143-148.
42. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы / Р.М. Шамионов. - Саратов: Научная книга, 2012. - 296 с.
43. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект / P.M. Шамионов // Проблемы социальной психологии личности. - 2013. - С. 45-52.
44. Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова, Т.П. Фесенко // Психологическая диагностика. - 2015 - №3 - С. 95-123.
45. Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: автореф. дисс. на пол. науч. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.01. «Общая психология. Психология личности. История психологии» / О.С. Ширяева. - Петропавловск- Камчатский, 2012. - 254 с.
46. Шувалов, А. В. Психологическое здоровье человека /
A. В. Шувалов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2011. - С. 87¬101.
47. Юнг К.Г. Аналитическая психология / Авт. и сост. д. филос. н.
B. М. Лейбин. - М.: Изд-во МИП, 2017. - 496 с.
48. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Омега-Л,2017.- 567 с.
49. Яремчук С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности / С.В. Яремчук // Психологический журнал. - 2013. - № 5. - С. 85-95.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ