Введение 4
Глава I. Проблема эмоционального выгорания педагогов
1.1. Анализ проблемы эмоционального выгорания 11
1.2. Эмоциональное выгорание у лиц занятых в социальной сфере 20
1.3. Обзор исследований эмоционального выгорания 21
1.4. Причины и факторы выгорания в педагогической деятельности,.., 25
Вывод по I главе 27
Глава II. Эмпирическое исследование различий в показателях эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы
2.1. Организация исследования: этапы, методы, методики, описание
группы испытуемых 29
2.2. Анализ результатов исследования 31
Выводы по II главе 45
Заключение 47
Список используемых источников 48
Приложение 53
Проблема факторов, вызывающих синдром эмоционального выгорания в настоящий момент является довольно актуальной.
Для успешной социализации человека в обществе и для успешного существования его в социальной среде, общение в жизни каждого является неотъемлемой частью. Роль взаимодействия, общения в жизни человека невозможно оценить.
Зачастую, когда мы общаемся, мы не осознаем, насколько это является полезным навыком, получения новой информации и расширения кругозора каждого человека. Общение - это главный источник, с помощью которого человек показывает, делиться своими эмоциями, чувствами с окружающими, делиться своей энергией, источником своей внутренней силы.
Общение также можно разделить как на невербальное, то есть общение без использования слов, только мимика, жесты; а также вербальное, когда человек применяет полученный опыт, не только в общении, на практике с другими людьми, тем самым происходит обмен полезной информации.
Было проведено исследование, где ученые выявили связь восприятия информации через невербальное общение, посредством жестов, мимики, которое лучше запоминалось человеку в процессе общения, чем обычная речь. Невербальное общение более продуктивно сказывается на человеке, тем самым приводит к большему запоминанию объема информации, поступающую из окружающего мира. Человек при данном типе общение может легче адаптироваться в обществе.
Люди, которые погружены в свою профессиональную деятельность довольно часто, находятся в постоянной напряженности, причиной которой являются различные экстремальные и эмоционально негативные факторы. Это профессиональный стресс.
Есть несколько разновидностей этого:
1. информационный,
2. коммуникативный,
3. эмоциональный.
При информационном стрессе возникает так, что человек не всегда может решить задачу, которая встала перед ним или сделать правильное решение из-за нехватки времени. Этому есть много причин: неопределенность, отсутствие информации, удивление.
При коммуникативном стрессе, возникающем в различных профессиях, может объясняться тем, что во время общения в профессиональной среде возникают трудности или напряженные ситуации. Такой стресс характеризует нервозность в виду того, что человек внутри себя переживает те ситуации, в которых он не может выплеснуть негативные эмоции, возникающие при деловом общении. Бывает так, что у людей одного коллектива, может быть совершенно разный стиль общения, за счет чего человек не всегда подстраивается под него.
При эмоциональном стрессе человеком может испытывать как сильный страх, который возникает в следствии серьезного эмоционального стресса, далее это ведет к уничижению, а следом к неразрешимым последствиям во взаимодействии с коллегами.
Причинами стресса на работе являются:
J физические условия работы: недостаточный свет, вентиляция, неудобство на рабочем месте, слишком тесная комната, неудобная температура;
J место работы: поездки на работу и с работы, много времени и усилий;
J отсутствие карьерного роста в компании;
J монотонная работа, либо слишком напряженная, требующая чрезмерной многофункциональности;
J постоянное взаимодействие с коллективом, отсутствие личного пространства;
J низкий уровень стрессоустойчивости;
J низкая адаптация к новым условиям окружающей среды;
J давление со стороны руководства;
J непринятие внутренних правил и порядка компании;
J груз большой ответственности.
У каждого сотрудника есть своя собственная форма поведения при стрессе. У каждого свои сценарии стресса, частота и форма проявлений реакций на профессиональный стресс. Некоторые «ныряют в стресс» почти каждый день, но в минимальных дозах: не слишком агрессивно, не нарушая существующих отношений с другими...
Представленная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов. В нем мы изучали и исследовали феномен синдрома выгорания, а также факторы, влияющие на становление и развитие этого явления. В эмпирическом исследовании изучались особенности эмоционального выгорания педагогов с различным стажем работы.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы, что у большинства педагогов не выявлено синдрома эмоционального выгорания, лишь 32% педагога имеют стадию формирования данного симптома, и лишь 7% учителей имеют данный синдром. Наши гипотезы выдвигаемые вначале подтвердились.
Педагогический стаж в образовательном учреждении определяет специфику ЭВ и стрессоустойчивости педагогов. Можно сделать вывод, что у педагогов с меньшим стажем наблюдается выраженная тревожность и меньшая закалка к стрессовым ситуациям, в то время как педагоги с большим стажем более приспособлены к таким ситуациям, хотя выражается апатичное отношение к рабочему процессу, вызванное монотонностью действий в профессиональной деятельности.
Профессиональное выгорание педагогов - это комплексная проблема и требует системного подхода, которая решается путем объединения возможных усилий через органы власти, непосредственного работодателя, профессионального союза и самого педагога. Заметно реже в группу профессионального выгорания попадают люди, увлеченные своей работой, и только с таким, здравым подходом, учитель сможет воспитать успешного ученика.