Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №16359

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
466
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение............................................................................................................ 3
Глава 1. Особенности формирования представлений о комнатных
растениях у детей младшего школьного возраста...................................
6
1.1. Комнатные растения как живые объекты растительного мира.
Их происхождение...............................................................................
1.2. Классификация комнатных растений и основные приемы ухода
за ними........................................................................................
9
1.3. Программный материал по формированию представлений о
комнатных растениях.......................................................................... ^
Выводы по 1 главе.............................................................................. 26
Глава 2. Экспериментальная работа.......................................................... 28
2.1. Констатирующий эксперимент......................................................... 29
2.2. Формирующий эксперимент............................................................. 37
2.3. Контрольный эксперимент................................................................ 44
Выводы по 2 главе.............................................................................. 47
Заключение........................................................................................................ 48
Список литературы.......................................................................................... 50
3

Актуальность. Комнатные растения - доступные объекты живой природы. Их рассматривают не только как натуральный объект растительного происхождения, но и как элемент дизайна интерьера. Следовательно, комнатных растений изучают с различных точек зрения.
В настоящее время известно 3147 видов комнатных растений [14]. Они - пришельцы из различных климатических областей, но большинство их - из тропических и субтропических зон земного шара. Соответственно происхождение значительной части комнатных растений связано с тропиками и субтропиками Южной Америки-19,0 %, Южной Африки - 17,6 % и т.д.
Экологическое образование начальной школы республики основано на программе «Окружающий мир» А.А. Плешакова [36, с. 3], соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, Концепции духовно-нравственного и воспитания личности гражданина России. Комнатных растений, согласно вышеуказанной программе, изучают во втором классе в разделе «Природа» (20 ч) [36, с. 71]. При этом, одной из важных характеристик положительной деятельности учащихся второго класса является узнавание комнатных растений по рисункам, умение их определять с помощью атласа-определителя и находить в ней нужную информацию о них.
В настоящее время практика начальной школы показывает, что у большинства детей младшего школьного возраста представления о растениях, в частности о комнатных растениях, скудны [20; 21]. В этой связи их изучение, а также выявление их роли в жизни человека остается актуальным. Наряду с формированием представлений о наиболее часто разводимых комнатных растений, необходимо ознакомить детей с их происхождением, а также освоить приемы по уходу за ними[36].
Объект исследования: методика преподавания предмета
«Окружающий мир».
Предмет исследования: представления о комнатных растениях у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: формировать представления о комнатных растениях у детей второго класса.
Гипотеза исследования: успешное формирование представлений о комнатных растениях у детей второго класса возможно, если:
целенаправленно использовать натуральные объекты (комнатные растения);
- выделить во внешнем их строении существенные признаки (стебель, лист, цветок и корень);
- работать с атласом-определителем «От земли до неба» и находить информацию о них.
Задачи исследования:
1. на основе педагогической, научно-методической литературы обобщить представления о комнатных растениях как о живых объектах растительного мира;
2. изучить и подготовить программный материал, способствующий формированию представлений о комнатных растениях у детей второго класса;
3. выявить уровень сформированности представлений о комнатных растениях у детей второго класса (констатирующий эксперимент);
4. подобрать учебно-методический материал по исследуемой теме и провести формирующий эксперимент во втором классе;
5. оценить уровень сформированности представлений о комнатных растениях у детей второго класса (контрольный эксперимент) и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: организационные (литературный обзор по теме исследования, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, опрос, беседа, эксперимент), методы отработки данных (количественный и качественный анализы) [41].
Экспериментальной базой исследования явилась МБОУ СОШ с. Кара- Хаак Кызылского кожууна Республики Тыва.
Структура и объем исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы в количестве 55источников и изложена на 52 страницах, содержит 9 таблиц и 12 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы на тему
«Формирование представлений о комнатных растениях у детей младшего школьного возраста» нами выделены следующее выводы::
1. в растительном мире насчитывается примерно 3147 видов комнатных растений или 0,6 % от общего числа видов растений. Они является представителями под царства высшие растения. К центрам происхождения комнатных растений относятся тропики и субтропики, в частности Южная Америка (19,0 %), Южная Африка (17,6), Центральная Америка Мексика и Вест-Индия (13,8), тропическая Азия (Индия, Индокитай) (13,5);
2. выделяют основные группы комнатных растений, такие как
декоративнолистные, декоративноцветущие, и кактусы..
Декоративнолистные комнатные растения представлены деревьями (фикус, хвойные, эвкалипт), бонсаи (садовые и комнатные), розеточными (алоэ, агава) и кустовые прямостоячие суккуленты (алоэ древовидное, каланхоэ) и многолетними травами. Декоративноцветущие растения бывают комнатными и горшечными. Кактусы представлены лесными и пустынными видами. Анализ программного материала показывает, что в ходе формирования представлений о комнатных растениях следует основываться на их части, такие как стебель, лист, цветок и корень, которые изучались в 1 классе в разделе «Что и кто?»;
3. в программном материале важное место отводится существенным признакам или частям комнатных растений (стебель, лист, цветок и корень), а также методам обучения (наглядные, словесные, практические методы). При этом, узнавание комнатных растений по рисункам, их определение при помощи Атласа-определителя, умение находить информацию о них, а также оценивание роли комнатных растений в жизни человека, осваивание приемов ухода за ними детьми 2 класса в комплексе являются критериями оценивания уровня сформированности представлений о комнатных растениях;
4. на констатирующем этапе уровни сформированности представлений о комнатных растениях учащихся 2 «а» класса скудны. У 42,8 и 50,0 % опрошенных детей сформированность представлений о комнатных растениях соответствует низкому и среднему уровням. Участие детей с высоким уровнем сформированности представлений о комнатных растениях не превышает 7,4 %, что в 5,7 и 6,7 раза меньше чем низкий и средний уровни соответственно;
5. в формирующем эксперименте проведены 3 мероприятия, такие как «Декоративнолистные комнатные растения», «Декоративноцветущие комнатные растения» и «Кактусы»;
6. В контрольном эксперименте высокий уровень сформированности представлений о комнатных растениях у детей 2 «а» класса изменился от
7,4 до 42,8 %, что повысился в 9,8 раза, средний уровень - от 50 до 57,1 %, повысился в 1,1 раза. Низкий уровень снизился от 42,8 до 0 %, что видимо, связано с не только эффективным использованием методов обучения, но и с выделением существенных признаков в частях комнатных растений, позволяющие узнавать, определять и правильно подбирать способы и приемы ухода за ними.



Абрамов И.И. Введение в ботаническую географию / И.И. Абрамов. -
Л., 1974. - 123с.
2. Активные формы обучения. Методические рекомендации для учителей
— Л.: РГПУ, 1991. — 44 с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.
К.Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
4. Баранов С. П. Сущность процесса обучения / С. П. Баранов. — М.:
Просвещение, 1981.— 143 с.
5. Ботаника. Иллюстрированная энциклопедия / ред. группа: Г. Огуреева,
И. Миляева, С. Мирнова. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008. - 96
с.: ил.
6. Ботаника. Методические указания к учебной практике. Часть 1.
Водоросли, грибы, лишайники, мохообразные /сост. А.А. Заварзин,
Г.М. Кукуричкин. - Сургут: Дефис, 2004. - 80 с.
7. Ботаника: учебник для студентов. образовательных. учреждений сред.
проф. образования. М.: Академия, 2008. - 288 с.
8. Бровкина Е. Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение:
Методика преподавания в начальной школе: Учебное пособие для
студентов средних и высших педагогических учебных заведений/Е.Т.
Бровкина, Т.А. Козлова, В. А. Герасимов. - М.: Академия, 2000 - 224 с.
9. Винтер Н.А. Растения для уголков живой природы /Н.А. Винтер, Н.Г.
Каминский.- Л., 1937. - 136 с.
10. Волошина О. С. Природа в воспитании добрых чувств у детей //
Дошкольное воспитание. - 1981. - №2. - С. 63—64.
11.Выгодский Л.С. Развитие эмоционального поведения // Педагогическая
психология. - 1991. - №2. -С. 128— 144.
5212.Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности
«Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. -
М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008. - 253 с.
13.Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д.Дерябо,
В.А. Левин.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - С. 418-431.
14.Долгачева В. С. Ботаника /В.С.Долгачева, Е.М. Алексахина.М.:
Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.
15. Еленевский А. Г. Ботаника. С
растений: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Г.
Еленевский, М.П. Соловьева, В.Н. Тихомиров. — 4-е изд., исп. — М.:
Издательский центр «Академия», 2006. — С. 40.
16. Естествознание: Учебник-хрестоматия для 3 класса трехлетней
начальной школы / Авторы-составители И.П. Товпинец, Н.Я.
Дмитриева. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 224 с: ил.
17.Жизнь растений. В 6-ти т. / Гл. ред. А.А. Фёдоров. — М.: Просвещение,
1978. — Т. 4. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные
растения. Под ред. И. В. Грушвицкого и С. Г. Жилина. — 447 с.
18.Залкинд Э.И. Природа как средство нравственного и эстетического
воспитания детей / Ученые зап. МГПИ им. Ленина. - М., 1963. - С.
171-214.
19. Клепинина З.А. Практикум по методике преподавания естествознания
в начальной школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов / З.А.Клепинина,
Г.Н. Аквилева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.
20.Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф.Козина,
Е.Н.Степанян. - М.: Академия, 2004. -496 с.
21. Концепция и программа деятельно
школы по экологическому образованию / Под ред. И.Д. Зверева. - М.,
1991. - 25с.
5322.Кочергин А.Н. Экологическое знание и сознание / А.Н. Кочергин,
Ю.Г.Марков, И.О. Васильев. - Новосибирск, 1987. - 221 с.
23.Култаисов Н.М. Экология растений. - М., 1982. - 84 с.
24.Лакин Г.Ф. Биометрия. - М., 1973. - 344 с.
25. Лаптев И.Д. Экологическая культура: сущность и проблемы
формирования // Теория и практика идеологической работы. - М., 1984.
- С. 246-263.
26.Лархер В. Экология растений. - М., 1978. - 98 с.
27.Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии / Н.Г.
Молодцова- СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
28.Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 3-е
изд. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. - 688 с.
29.Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3
кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит, - 2001. Кн. 3: Психодиагностика. - С. 148­
153.
30.Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения /
В.М.Пакулова, В.И.Кузнецова.— М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
31.Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое
воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова,В.П. Голов,
В.И.Сивоглазов.: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -
М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
32.Плешаков А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А. А.
Плешаков. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.: ил.
33.Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 2кл.В 2 ч. Ч. 1 / А. А.
Плешаков. — М.: Просвещение, 2011. — 143 с: ил.
34.Плешаков А. А. Окружащий мир: Тесты: 2 класс / А.А. Плешаков,
Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. - М.: Просвещение, 2010. - 94 с.
54

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ