Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданской идентичности подростков в процессе социального партнёрства семьи и школы

Работа №163578

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2021
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования гражданской идентичности подростков в процессе социального партнерства семьи и 12 школы
1.1 Анализ основных понятий в сфере формирования гражданской
идентичности 12
1.2 Организационные формы и методы формирования гражданской
идентичности и критерии оценки ее сформированности 18
1.3 Социальное партнерство семьи и школы как условие
формирования гражданской идентичности подростков 25
1.4 Модель по формированию гражданской идентичности подростков
в процессе социального партнерства семьи и школы 29
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию 42 гражданской идентичности подростков в процессе социального партнерства семьи и школы
2.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы 42
2.2 Программа по формированию гражданской идентичности
подростков в процессе социального партнерства семьи и школы 59
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию гражданской идентичности подростков в процессе 73
социального партнерства семьи и школы
Заключение 95
Список использованных источников 97
Приложения 102


Актуальность. В настоящее время формирование гражданской идентичности подростков зависит от специфики социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране. Религиозное, этническое, социальное и культурное разнообразие российского общества представляет собой сложную задачу для системы образования, которая помогает объединять разнообразные слои гражданского общества и снизить социальную напряженность между представителями различных религий и национальных культур.
Данная проблема обсуждается и на федеральном уровне. Как отметил президент РФ В. В. Путин, одним из серьёзных вызовов российской идентичности связан с событиями, которые происходят в мире. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная. Формирование гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями - необходимое условие сохранения единства страны [25].
Также он упомянул, что гражданская идентичность определяется не столько фактом гражданской принадлежности (местом рождения и проживанием), сколько отношением и чувствами, которые подросток имеет к этой принадлежности.
Гражданская идентичность - это основа групповой идентичности, ключ к стабильности государства. Признание и поддержка государством и обществом приоритета семьи в образовании и воспитании усилили значение решения данной проблемы для российской науки.
Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, целью которой является определение приоритетов в области воспитания [30].
На основании данного распоряжения Стратегия должна развивать механизмы, прописанные в законе «Об образовании в РФ» которые опираются на систему духовно-нравственных ценностей (человеколюбие, справедливость, честь, совесть и т.д.). В этом документе рассматривают следующие направления развития воспитания: поддержка семейного воспитания;
гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание и т.д.
Результаты, ожидаемые от данного документа, заключаются в укреплении общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей; повышении престижа семьи, сохранении и укреплении традиционных семейных ценностей.
Реализация ФГОС ООО направлена на формирование таких личностных характеристик выпускника, как «любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества» [36, с. 6].
Современных подростков нужно больше приобщать к культуре своего народа и развивать национальное сознание. Все это должно закрепляться родительскими «устами». Сегодня мы видим, что приобщение в семье родителями не всегда реализуется. Также необходимо отметить, что важным моментом в формировании гражданской идентичности подростков является развитие у него ощущения чувства членства с обществом (язык, социокультурные ценности, нормы поведения) и своей значимости для данного общества...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно задачам исследования в диссертационной работе проанализированы методологические основы гражданской идентичности, связанные с понятиями «гражданин», «гражданская идентичность»; определены подходы к изучению данной проблемы с учетом возрастных особенностей школьников; проанализированы формы и методы формирования гражданской идентичности подростков; выявлен актуальный уровень сформированности гражданской идентичности подростков; разработана и апробирована программа занятий, направленная на формирование
гражданской идентичности подростков.
Под формированием гражданской идентичности подростков понимается процесс системного и целенаправленного воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов на совершенствование личностных характеристик обучающихся, таких как гражданственность, нравственность, патриотизм, толерантность, правовая культура, с целью обеспечения интеграции, единства и целостности самосознания личности как гражданина своей страны. Гражданская идентичность характеризуется наличием когнитивного, эмоционально-оценочного, деятельностного компонентов.
На основании эмпирического исследования, проводимого в образовательной организации МБОУ СОШ с.Даниловка Лопатинского района Пензенской области следует отметить, что сформированы органы государственно-общественного управления, руководство школ и педагоги готовы к партнерству с семьей, выявлены основания партнёрства школы и семьи, определены взаимные интересы во взаимодействии, основные потребности родителей (законных представителей). Стоит отметить тот факт, что у большинства родителей выражена своеобразная воспитательная индифферентность и определенное самоустранение от ответственности.
Рассмотрев конкретную модель по формированию гражданской идентичности подростков в процессе социального партнёрства школы и семьи на базе МБОУ СОШ с. Даниловка были получены следующие результаты:
1. В МБОУ СОШ № с.Даниловка сформирована модель партнёрских отношений школы и семьи.
2. Родители - активные участники в реализации основных
направлений деятельности школы.
3. Включение родителей в совместную с образовательной организацией творческую деятельность и в управление образовательно-воспитательным процессом.
4. Разработана программа психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в процессе социального партнёрства семьи и школы...


1. Авво, Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно - методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2015. - 96 с.
2. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер:, Ростов на Дону Феникс, 2014. - 412 с.
3. Асмолов, А. Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / А.Г. Асмолов // Лидеры образования. - 2017. - №6. - С. 100 - 106.
4. Асмолов, А. Г. Учебно - методические материалы разработаны коллективом авторов /Асмолов А.Г. О. А. Карабанова [др.] // - Москва, 2015. - С. 14.
5. Бездухов, В. П. Направления деятельности классного руководителя по формированию гражданственности школьников. Современное образование: проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов / В. П. Бездухов. - С.: СГПУ, 2016. - 281 с.
6. Беляева, А. П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки /А.П.Беляева. - СПб: ин-т профтехобразования, 2015 - 49 с.
7. Бейтсон, Г. Экология разума / Г. Бейтсон. М.: Изд. дом «Смысл», 2016, - 476 с.
8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - В: Ин -т практической психологии, 2017. - 212 с.
9. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. - 2017. - №5(6). - С. 140 -142.
10. Гаврилычева, Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г. Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников. - 2017. - № 3. - С. 23-35.
11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL:
http://docs.cntd.ru/document/420327349 (Дата обращения: 12.01.2021)
12. Гидденс, Э. Устроение общества. Очерк теории структурации / Э. Гидденс. - М.: Академический проспект, 2015. - 525 с.
13. Гаязов, А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития государственности / А.С. Гаязов // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург. - 2015. - №4. - С. 359-370.
14. Григорьев, Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника / Д.В. Григорьев. Интернет-конференция «Перспектива гражданск-патриотического воспитания в системе образования». URL: http://proektpatriot2.jimdo.com (дата обращений 20.02.2020).
15. Заславская, О. В. Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания: векторы взаимодействия / О. В. Заславская, О. Е. Сальникова., О. Ю Кожурова // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-shkoly-v-sfere- vospitaniya-vektory-vzaimodeystviya (дата обращения: 17.02.2020)...42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ