Введение 5
1 Теоретические основы культурной политики государства 14
1.1 Место и значение культуры в государственной политике 14 Российской Федерации
1.2 Механизмы реализации государственной культурной политики 27
2 Анализ деятельности управления культуры города Кузнецка 39 Пензенской области
2.1 Состояние сферы культуры города Кузнецка 39
2.2 Вопросы культуры в деятельности муниципальных органов 63
власти города Кузнецка
3 Основные направления оптимизации деятельности управления 74
культуры города Кузнецка
Заключение 88
Список использованных источников 91
Приложения 98
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что происходящие в России преобразования способствуют переносу центра тяжести управленческой деятельности, и не только в сфере культуры, в регионы. На местах ведется работа над поиском новых моделей регионального управления и особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на поиск оптимальных путей развития в сфере культуры на уровне местного самоуправления. Вместе с тем, длительная нерешаемость многих проблем в сфере культуры, существенно тормозит развитие многих регионов [31].
В городе Кузнецке Пензенской области на первый план выходят проблемы, связанные с бюджетированием учреждений культуры, ориентированным на результат, ограниченность финансовых средств. Ведь выделяемые учреждениям бюджетные ассигнования, позволяют разве что осуществлять выплату заработной платы и частично возмещать расходы на оплату коммунальных услуг. Оперирование устаревшими правовыми категориями и отмененными нормами в учреждениях культуры так же негативно отражается на качестве работы [31].
Сегодня практически отсутствуют исследования, затрагивающие ситуацию культурных изменений в условиях муниципального развития. Традиционно считается, что культура в чрезмерно замкнутом пространстве - на территории одного муниципального образовании не может обладать теми системными характеристиками, которые придают ей цивилизационный и социально-исторический смысл [45].
В последние годы в научной печати появляется все больше публикаций, содержание которых свидетельствует о том, что проблемы дальнейшего безопасного и устойчивого развития цивилизации самым тесным образом связаны с состоянием духовной культуры общества, ее ценностным ориентирами и приоритетами. По оценкам многих специалистов, духовная культура современного общества находится в состоянии глубокого кризиса, и именно этот кризис является главной причиной основных глобальных проблем современности, дальнейшее развитие которых представляет собой реальную угрозу для дальнейшего существования и развития цивилизации [35].
Современное российское общество все больше осознает новую роль культуры, которая является важнейшей составляющей частью общественно-политической жизни государства, укрепляет духовную связь поколений, способствует утверждению принципов согласия и толерантности, сближению и взаимопониманию между народами многонациональной России.
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участников социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал» - это наиболее эффективные вложения в Россию, в ее будущее [19, с.64].
Сейчас возрос интерес к сфере культуры. И в этом нет ничего удивительного. ХХ1 век ознаменовался мощной социокультурной революцией, которая потребовала переосмысления многих традиционных ценностей. Формирование нового миропорядка диктует необходимость выработки четких национальных позиций, понимания того, что же делает нас нацией. Решать эту задачу должна именно национальная культура [50].
В последнее время государственная власть выразила готовность вкладывать ресурсы в развитие культурной сферы.
...
Анализ проблем, связанных с формированием государственной культурной политики, реформированием региональных и муниципальных систем управления культурой показывает, что они имеют статус комплексного социокультурного явления.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
1) Трактовка деятельности в сфере культуры как развлекательной и относящейся только к досугу не только ошибочна, но и крайне вредна. Ее радикальным проявлением явилось отнесение культуры к сфере услуг.
2) В условиях постсоветского идеологического вакуума (духовного, и нравственного) только культура может заполнить эту пустоту, сформулировать максимально понятные и достижимые цели развития общества в гуманитарной сфере и уже на основе этих необходимых обществу целей выработать государственную культурную политику не только как способ достижения этих целей, но и как магистральное направление развития общества.
3) Необходимо найти разумное сочетание между осознанным
отношением государственного воздействия на сферу культуры, исходя из потребностей общества, и существующим отраслевым и ведомственным делением. Иными словами необходимо разумное решение, позволяющее сочетать практическую деятельность развития культуры как сферы с существующим административно¬отраслевым делением [31].
Вполне закономерно, что приоритеты в сфере культуры, опираясь на концепцию культурной политики и ее целевые установки, тесно связаны с текущей злобой дня и определяются конкретными политическими, социально-экономическими и культурными реалиями своего времени.
Необходимо конкретизировать соответствующие обязательства государства и четко определить финансово-экономические механизмы обеспечения этих гарантий.
Повышение управленческой активности, в том числе правовой грамотности руководителей учреждений и муниципальных органов управления культуры, является одним из условий нормального развития сферы культуры и должно быть возведено в ранг приоритетов государственной политики [31].
Для решения указанных проблем должны быть приняты меры, требующие усилий как от Министерства культуры РФ и региональных органов управления культуры, так и от органов местного самоуправления.
Государство должно стать стратегом культурного развития, не вмешиваясь в нее непосредственно и не принимая решения за тех, кто является носителем культурной деятельности. Задача стратега - организовывать, предвидеть, координировать, при этом, не заменяя собой деятелей культуры [49, с.16].
В работе обоснована необходимость формирования культурной политики и новой системы управления культурой как на федеральном, так и муниципальном уровнях, которая вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике.
В работе сделан закономерный вывод, что происходящие в России преобразования способствуют перемещению центра тяжести управленческой деятельности в сфере культуры в регионы и муниципальные образования.
Одновременно, проблема развития региональной культуры не может быть решена без поиска новых, эффективных форм взаимодействия органов власти и творческой интеллигенции, без расширения и поиска новых форм и методов хозяйствования, источников финансирования, без расширения круга лиц, заинтересованных и имеющих возможность решать проблемы культуры.
С изменением приоритетов государственной культурной политики претерпевают изменения функции региональных и муниципальных органов управления культурой, на первый план выходят такие как информационная, аналитическая, прогностическая, транслирующая, организующая, координирующая.
Результаты работы позволили сформулировать и обосновать ключевые положения реформирования организационно-управленческих отношений региональной системы управления:
а) четкое распределение полномочий и ответственности между федеральным, областным и муниципальным уровнями управления в сфере культуры;
б) построение отношений областного управления культуры с муниципальными органами управления, отдельными субъектами культурной политики, на принципах социального партнерства;
в) развитие и укрепление "горизонтальных" связей, расширение межрайонного, межобластного и международного культурного обмена;
г) сохранение культурной инфраструктуры в малых городах;
д) расширение социологических и маркетинговых исследований [37].
Проведенный анализ и обобщение теоретических исследований, обобщение практического опыта работы управления культуры города Кузнецка, позволило подойти к выводу, что механизм достижения обозначенных приоритетов - совместная работа всех участников культурного процесса на территории города Кузнецка через открытость, профессионализм и поиск творческих, наиболее эффективных, нестандартных решений в самых сложных и проблемных ситуациях.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.constitution.ru/(Дата обращения: 17.10.2015)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 03.11.2015) [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.11.2015. Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс» -2015.
3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Федеральный закон от 09.10.1992 г № 3612-1 [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.01.2016. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» -2015.
4. Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.11.2015. Доступ из справочно-правовой системы «СПС Гарант»-2015.
5. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ
Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г № 808
[Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «СПС Гарант»-2015.
6. Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение
Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. [Электронный ресурс]
Доступ из справочно-правовой системы «СПС Гарант»-2015.
7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «СПС Гарант»-2015.
8. Об организации деятельности в сфере сбора и систематизации данных для паспортизации технической оснащенности объектов культуры: Приказ Министерства культуры от 24.09.2002 № 1388 [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «СПС Гарант»-2015.
9. Методические рекомендации по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов: Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.05.2006 г № 229. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/
10. Развитие культуры и туризма Пензенской области: Постановление Правительства Пензенской области от 22.10.2013 года № 783 пП [Электронный ресурс] Сайт Управления культуры Пензенской области. - Режим доступа:http://mk-penza.ru/ (Дата обращения: 18.10.2015)
11. Об утверждении Концепции развития культуры в Пензенской области
на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Пензенской области от 3 июля 2012 года № 358-рП [Электронный ресурс]
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/ (Дата обращения:
17.10.2015)
12.Об утверждении Стратегии инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года: Распоряжение Правительства Пензенской области от 21 февраля 2014 г. N 83-рП [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «СПС Гарант»-2015. (Дата обращения: 14.11.2015)
13.Развитие культуры города Кузнецка Пензенской области на 2014 - 2020 годы: Постановление администрации города Кузнецка от 28.10.2013 №2132 [Электронный ресурс] Сайт администрации города Кузнецка. - Режим доступа:http://gorodkuzneck.ru/ (Дата обращения:
17.10.2015)
14.0 порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Кузнецка и финансового обеспечения выполнения муниципального задания: Постановление Администрации города Кузнецка Пензенской области № 2297 от 21.10.2015 г [Электронный ресурс] Сайт администрации города Кузнецка. - Режим доступа:http://gorodkuzneck.ru/ (Дата обращения: 05.12.2015)
15. Положение об Управлении культуры города Кузнецка Пензенской области: Решение Собрания представителей города Кузнецка от 18.05.2006 № 93-32/4 [Электронный ресурс] Сайт администрации города Кузнецка. - Режим доступа:http://gorodkuzneck.ru/ (Дата обращения: 15.11.2015)
...
50 источников