Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Различия в показателях развития познавательных процессов у младших школьников с разным уровнем учебной мотивации

Работа №163576

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования 7
1.1. Общая характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности познавательных процессов у младших школьников 13
1.3. Мотивация в учебной деятельности в младшем школьником возрасте 23
1.4. Недостатки в развитии мотивационной и интеллектуальной сферах как факторы формирования трудностей в обучении младших школьников.. 28
Глава 2. Изучение различий в показателях развития памяти младших школьников с разной учебной мотивацией 38
2.1. Описание процедуры и методов исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
Выводы 62
Заключение 65
Список используемых источников 67
Приложение 1 70
Приложение 2 80

На сегодняшний день система образования в очередной раз столкнулась с проблемой увеличения числа детей с недостаточным уровнем когнитивного развития и недостаточной сформированностью мотивов учебной деятельности, что непосредственно отражается на их успехах в обучении. Чтобы повысить успеваемость в учебном процессе необходимо изучить особенности познавательной сферы детей и корректировать работу слабоуспевающих учеников. Поэтому проблема изучения развития отдельных познавательных процессов в ходе школьного обучения является актуальной.
Проблемы учебной успешности младших школьников были описаны в трудах отечественных исследователей Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленской, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой и многих других. В этих работах авторы подробно описывают психологические особенности когнитивных функций младших школьников, а также их личностную сферу, однако, остается недоработанным практический аспект возможной работы с такими детьми. Решением подобных задач в школах занимается психолог, а именно занимается психодиагностикой познавательных процессов обучающихся, выявление причин трудностей ребенка в усвоении школьной программы, оптимизация усвоения школьной программы.
Уровень развития познавательных процессов, таких как память и внимание, важен в любом возрасте, но особую роль играет в процессе школьного обучения. В свою очередь учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей школьника. Проблема недостаточного развития памяти и внимания у учащихся школы обусловливают многие учебные затруднения: низкую успеваемость, неумение работать самостоятельно, возникновение психоэмоциональной напряженности, повышенную утомляемость.
Возрастающие требования к освоению учебного материала предполагает усвоение ребенком огромного количества новой информации, что в значительной степени зависит от уровня развития мнемических способностей и особенностей внимания. В процессе развития памяти способность к запечатлению информации в младшем школьном возрасте становится основой формирования в структуре мнемических способностей операционных и регулирующих механизмов, что определяет успешность освоения учебной деятельности. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание, которое тесно связано с эмоциями и чувствами. Младшим школьникам трудно удерживать внимание на однообразной или требующей умственного напряжения деятельности. В связи с этим исследование показателей развития памяти и внимания у младших школьников наряду с изучением их мотивации учебной деятельности представляет большой практический интерес. От становления мотивации учения в младшем школьном возрасте будет завесить мотивация к учебе на протяжении всего обучения в школе и даже позже на протяжении всей взрослой жизни человека.
Целью данного исследования является изучение различий в показателях развития познавательных процессов у младших школьников с разным уровнем учебной мотивации для дальнейшей разработки коррекционной программы по развитию познавательных процессов детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - познавательная сфера младших школьников.
Предмет исследования - различия в показателях развития познавательных процессов у младших школьников с разным уровнем учебной мотивации...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью представленной выпускной квалификационной работы являлось изучение различий в показателях развития процессов памяти и внимания младших школьников с разным уровнем учебной мотивации для дальнейшей разработки коррекционной программы по развитию познавательных процессов детей младшего школьного возраста, тем самым оказанию помощи учащимся, имеющим трудности в обучении.
В представленной выпускной квалификацинной работе были проанализированы теоретические и эмпирические данные по вопросам развития детей в младшем школьном возрасте и особенностей познавательной сферы на начальном этапе школьного обучения; проведена диагностика мотивов учения и показателей развития памяти и внимания младших школьников; проанализированы и интерпретированы данные, полученные в ходе диагностического исследования.
В теоретической части работы была рассмотрена общая характеристика психического развития младших школьников, изучены основные проблемы изучения памяти и внимания как психических процессов, проанализированы особенности памяти младшего школьника, также была рассмотрена мотивация учебной деятельности в младшем школьником возрасте и недостатки в развитии мотивационной и интеллектуальной сферах как факторы формирования трудностей в обучении младших школьников.
Успешность учебной деятельности напрямую зависит от уровня развития познавательных процессов. Проблема недостаточного развития памяти и внимания у учащихся школы обусловливают многие учебные затруднения: низкую успеваемость, неумение работать самостоятельно, возникновение психоэмоциональной напряженности, повышенную утомляемость.
Как показывают результаты диагностики исследуемых познавательных процессов испытуемых, учебная мотивация учащихся начальных классов обеспечивает познавательную активность учащихся. Если в начале школьной жизни память и внимание является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, то в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении, какими темпами будет развиваться перечисленные познавательные процессы. В этом случае отсутствие или низкий уровень развития учебной мотивации препятствует развитию памяти, внимания и всего интеллектуального развития в целом.
Гипотеза исследования о том, что существуют различия в показателях развития памяти и внимания младших школьников с разным уровнем учебной мотивации, была подтверждена. Эти различия проявляются в показателях: развития долговременной зрительной памяти; объема кратковременной зрительной памяти; развития кратковременной аудиальной памяти; объема долговременной слуховой памяти; развития словесно-логической памяти; развития устойчивости внимания; объема внимания; переключения внимания.
На основе полученных диагностических данных нами была разработана программа направленной на развитие психических познавательных процессов младших школьников и мотивации учебной деятельности (Приложение 3).


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология в 2 томах: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2015. - 814 с.
2. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 47-54.
3. Битянова М.Р., Азарова Г.В. Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Генезис, 2001. - 352 с.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Том 2. - М.: Педагогика, 1979. - 400 с.
5. Богоявленский Д.Н., Мечинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Просвещение, 2002. -340 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
7. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос, 2007. - 159 с.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 2-е изд. - 512 с.
9. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. - М: Просвещение, 2004. - 300с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2010. - 678 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Перспектива, 2020. - 224 с.
12. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП 1981. - 157 с.
13. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Гуткина И.И. [и др.]. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 4-е изд., перераб. и доп. - 592 с.
14. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М, 1982. - 190 с.
15. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: Аркти, 2010. - 56 с...(42)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ