Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом как средство патриотического воспитания
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания 7
1.2. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с
родным городом как средством патриотического воспитания 17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
2.1. Изучение сформированности патриотических представлений у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Разработка содержания НОД по ознакомлению старших дошкольников с
родным городом как средством патриотического
воспитания 34
2.3. Проверка эффективности разработанного содержания НОД по ознакомлению старших дошкольников с родным городом как средством
патриотического воспитания 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания 7
1.2. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с
родным городом как средством патриотического воспитания 17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
2.1. Изучение сформированности патриотических представлений у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Разработка содержания НОД по ознакомлению старших дошкольников с
родным городом как средством патриотического
воспитания 34
2.3. Проверка эффективности разработанного содержания НОД по ознакомлению старших дошкольников с родным городом как средством
патриотического воспитания 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. Это связано с необходимостью формирования, развития и укоренения в российском обществе идей, способствующих его объединению. Патриотическое воспитание сегодня - это задача государства, общества и образовательных организаций. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится, что система образования призвана обеспечить «воспитание патриотов России ... тех, кто уважает права и свободы личности, обладает высокой нравственностью и проявляет национальную и религиозную терпимость, уважение к языкам, традициям и культуре других народов» [23 ].
В настоящее время патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО является актуальным и приоритетным для подрастающего поколения [26]. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны и обладают удивительной способностью к сопереживанию. Поэтому это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
Именно в старшем дошкольном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру. Таким образом, старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования основ патриотизма.
Одним из важных направлений патриотического воспитания дошкольников является их ознакомление с малой Родиной: краем, городом, селом, через которое возможно формирование патриотических качеств личности у детей.
Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно - нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частью своей семьи, своей нации, своей Родины. Именно поэтому с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
На данный момент наблюдается некоторое несоответствие между важностью организации и осуществления патриотического воспитания дошкольников, в частности через работу по ознакомлению с родным городом, и недостаточностью специальных методических разработок в этом направлении - с другой. Данное обстоятельство свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - работа по ознакомлению с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить эффективность использования работы по ознакомлению с родным городом в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, а также периодические издания по теме исследования;
2) охарактеризовать особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и возможности использования в этом процессе ознакомления с родным городом;
3) подобрать методику и провести изучение исходного уровня патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4) определить содержание работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом;
5) проверить эффективность предложенного содержания работы в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - август 2019 г.) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 г.) предполагал проведение диагностики по выявлению уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2019 г. - март 2020 г.) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию на практике содержания работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе использования ознакомления с родным городом;
IV этап (март 2020 г.) предусматривал повторную диагностику и определение эффективности проведенной работы.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза: целенаправленное и систематическое ознакомление старших дошкольников с родным городом будет являться эффективным средством их патриотического воспитания.
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач: изучение и анализ литературы, анализ передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), беседа, качественный и количественный анализ .
Теоретико-методологической основой исследования стали работы известных ученых: понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» раскрыты в научных трудах Н.А. Абрамовой, А.А. Леонтьева, В.Е. Мусиной и др.; проблема патриотического воспитания старших дошкольников представлена в исследованиях, проведенных А.И. Поповым, Н.Ю. Синягиной, М. Циулиной и др.;
возможности регионального компонента в патриотическом воспитании старших дошкольников представлены в исследованиях Л.С. Бушуевой, М.С. Витовтовой, Н.И. Комаха, Н.А. Курмелевой и др. [20].
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные нами методические средства могут быть использованы воспитателями детских садов для организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: филиал МБДОУ д/с №19 «Почемучки» г. Пензы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В настоящее время патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО является актуальным и приоритетным для подрастающего поколения [26]. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны и обладают удивительной способностью к сопереживанию. Поэтому это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
Именно в старшем дошкольном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру. Таким образом, старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования основ патриотизма.
Одним из важных направлений патриотического воспитания дошкольников является их ознакомление с малой Родиной: краем, городом, селом, через которое возможно формирование патриотических качеств личности у детей.
Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно - нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частью своей семьи, своей нации, своей Родины. Именно поэтому с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
На данный момент наблюдается некоторое несоответствие между важностью организации и осуществления патриотического воспитания дошкольников, в частности через работу по ознакомлению с родным городом, и недостаточностью специальных методических разработок в этом направлении - с другой. Данное обстоятельство свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - работа по ознакомлению с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить эффективность использования работы по ознакомлению с родным городом в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, а также периодические издания по теме исследования;
2) охарактеризовать особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и возможности использования в этом процессе ознакомления с родным городом;
3) подобрать методику и провести изучение исходного уровня патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4) определить содержание работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом;
5) проверить эффективность предложенного содержания работы в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - август 2019 г.) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 г.) предполагал проведение диагностики по выявлению уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2019 г. - март 2020 г.) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию на практике содержания работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе использования ознакомления с родным городом;
IV этап (март 2020 г.) предусматривал повторную диагностику и определение эффективности проведенной работы.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза: целенаправленное и систематическое ознакомление старших дошкольников с родным городом будет являться эффективным средством их патриотического воспитания.
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач: изучение и анализ литературы, анализ передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), беседа, качественный и количественный анализ .
Теоретико-методологической основой исследования стали работы известных ученых: понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» раскрыты в научных трудах Н.А. Абрамовой, А.А. Леонтьева, В.Е. Мусиной и др.; проблема патриотического воспитания старших дошкольников представлена в исследованиях, проведенных А.И. Поповым, Н.Ю. Синягиной, М. Циулиной и др.;
возможности регионального компонента в патриотическом воспитании старших дошкольников представлены в исследованиях Л.С. Бушуевой, М.С. Витовтовой, Н.И. Комаха, Н.А. Курмелевой и др. [20].
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные нами методические средства могут быть использованы воспитателями детских садов для организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: филиал МБДОУ д/с №19 «Почемучки» г. Пензы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования показал, что проблема использования ознакомления с родным городом как средства патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста является актуальной для современной дошкольной педагогики и методики обучения и воспитания дошкольников.
В первой главе нашего исследования мы рассмотрели сущность и значение патриотического воспитания, его особенности для детей старшего дошкольного возраста, а также методику работы по ознакомлению дошкольников с родным городом в условиях ДОО, способствующую патриотическому воспитанию детей.
Современный ФГОС ДО включает в содержание дошкольного образования задачи нравственно-патриотического воспитания, направленные на формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения и реализуется через социально-коммуникативное и познавательное развитие.
Новая педагогика ориентирована на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа. То есть, патриотическое воспитание необходимо начинать с воспитания любви к своей малой родине.
Большое внимание в современных программах, особенно парциальных, уделяется приобщению детей к народной культуре, как средству формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом будет успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно - эстетическая оценка малой Родины и пр.
Таким образом, формирование у дошкольников любви к своей малой Родине, своему городу заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания.
Во второй главе описано практическое исследование, направленное на изучение эффективности использования работы по ознакомлению с родным городом в качестве средства патриотического воспитания старших дошкольников.
На констатирующем этапе эксперимента с детьми была проведена беседа по наиболее важным аспектам патриотического воспитания, с целью выявить уровень знаний о семье, родном городе его символике, как составляющих патриотических представлений дошкольников.
Полученные результаты показали, что у старших дошкольников уровень сформированности патриотических представлений является недостаточным для детей данного возраста.
Целью нашей работы на формирующем этапе эксперимента явилась организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду, способствующего формированию патриотических качеств у детей посредством знакомства с родным городом. Для совершенствования работы детского сада по патриотическому воспитанию старших дошкольников нами был разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом с детьми старшей группы . В соответствии в данным планом нами были осуществлены различные мероприятия (НОД, игры, беседы и пр.), направленные на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом и формирование на этой основе у них патриотических качеств личности.
С целью проверки эффективности осуществленной нами работы по воспитанию патриотических качеств у старших дошкольников через уточнение и пополнение знаний детей о родном городе нами была повторно проведена диагностика по выявлению уровня патриотических представлений.
Полученные результаты позволили нам сделать вывод о том, что у детей на контрольном этапе эксперимента уровень формируемых представлений заметно повысился: дети узнали много нового о родном городе, смогли увидеть его красоту и богатство своими глазами. В итоге дошкольники не только научились восхищаться красотой окружающего мира, но в них удалось заложить ростки любви и чувства гордости за свою малую Родину.
Следовательно, выдвинутая нами перед началом исследования гипотеза о том, целенаправленное и систематическое ознакомление старших дошкольников с родным городом будет являться эффективным средством их патриотического воспитания, нашла свое подтверждение.
Таким образом, сделанные выводы позволяют нам считать, что цель исследования достигнута, задачи решены.
В первой главе нашего исследования мы рассмотрели сущность и значение патриотического воспитания, его особенности для детей старшего дошкольного возраста, а также методику работы по ознакомлению дошкольников с родным городом в условиях ДОО, способствующую патриотическому воспитанию детей.
Современный ФГОС ДО включает в содержание дошкольного образования задачи нравственно-патриотического воспитания, направленные на формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения и реализуется через социально-коммуникативное и познавательное развитие.
Новая педагогика ориентирована на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа. То есть, патриотическое воспитание необходимо начинать с воспитания любви к своей малой родине.
Большое внимание в современных программах, особенно парциальных, уделяется приобщению детей к народной культуре, как средству формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом будет успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно - эстетическая оценка малой Родины и пр.
Таким образом, формирование у дошкольников любви к своей малой Родине, своему городу заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания.
Во второй главе описано практическое исследование, направленное на изучение эффективности использования работы по ознакомлению с родным городом в качестве средства патриотического воспитания старших дошкольников.
На констатирующем этапе эксперимента с детьми была проведена беседа по наиболее важным аспектам патриотического воспитания, с целью выявить уровень знаний о семье, родном городе его символике, как составляющих патриотических представлений дошкольников.
Полученные результаты показали, что у старших дошкольников уровень сформированности патриотических представлений является недостаточным для детей данного возраста.
Целью нашей работы на формирующем этапе эксперимента явилась организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду, способствующего формированию патриотических качеств у детей посредством знакомства с родным городом. Для совершенствования работы детского сада по патриотическому воспитанию старших дошкольников нами был разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом с детьми старшей группы . В соответствии в данным планом нами были осуществлены различные мероприятия (НОД, игры, беседы и пр.), направленные на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом и формирование на этой основе у них патриотических качеств личности.
С целью проверки эффективности осуществленной нами работы по воспитанию патриотических качеств у старших дошкольников через уточнение и пополнение знаний детей о родном городе нами была повторно проведена диагностика по выявлению уровня патриотических представлений.
Полученные результаты позволили нам сделать вывод о том, что у детей на контрольном этапе эксперимента уровень формируемых представлений заметно повысился: дети узнали много нового о родном городе, смогли увидеть его красоту и богатство своими глазами. В итоге дошкольники не только научились восхищаться красотой окружающего мира, но в них удалось заложить ростки любви и чувства гордости за свою малую Родину.
Следовательно, выдвинутая нами перед началом исследования гипотеза о том, целенаправленное и систематическое ознакомление старших дошкольников с родным городом будет являться эффективным средством их патриотического воспитания, нашла свое подтверждение.
Таким образом, сделанные выводы позволяют нам считать, что цель исследования достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О РОДНОМ ГОРОДЕ И КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ЛЭПБУКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Проектная деятельность по ознакомлению с народной культурой как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Сюжетно-ролевая игра в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Знакомство с родным регионом, как фактор патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020



