ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ
1.1. Сущность понятия «нравственные качества личности» 8
1.2. Специфика формирования нравственных качеств личности в
старшем дошкольном возрасте 14
1.3. Роль русских народных сказок в формировании нравственных
качеств личности у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ
2.1. Диагностика сформированности нравственных качеств личности у
детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Организация работы по формированию нравственных качеств
личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками 34
2.3. Определение эффективности использования русских народных сказок в работе по формированию нравственных качеств личности у детей
старшего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Формирование нравственных качеств личности в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания подрастающего поколения.
Вопросы воспитания нравственных качеств личности начали волновать человеческое общество очень давно. Еще в Древней Греции считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В наши дни проблема воспитания нравственных качеств личности у детей встала наиболее остро. Нравственные идеалы, накопленные за века русским народом, глубоко содержательные, оберегающие человека от неверных мыслей, дурных поступков и неправильного поведения, в наши дни отошли на второй план и постепенно и неуклонно заменяются и вытесняются ценностями других культур и наций, а чаще и исчезают вовсе, оставляя место для взращивания безнравственности.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в воспитании нравственных качеств, в становлении личности дошкольника в целом. Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников способствует созданию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети этого возраста начинают понимать смысл нравственных качеств, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным [4].
Вопросы воспитания нравственных качеств личности у детей нашли свое отражение в трудах отечественных педагогов А.С. Белкина, Н.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, М.Д. Маханевой, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др. [6; 18].
Старший дошкольный возраст - конечный из периодов дошкольного возраста. В это время в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и др. Произвольность психических процессов - это способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами: восприятием, вниманием, памятью и др. [3]...
В настоящее время часто говорят о развитии творческих способностей детей, об их эмоциональном состоянии и редко - о нравственном воспитании, нравственных качествах и нравственном поведении, которые отражаются в доброте, отзывчивость, порядочности, совестливости, уважению к памяти предков, почитании родителей и пр.
Теоретический анализ литературных источников показал, что многие исследователи (В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) уделяли внимание формированию нравственных представлений и соответствующих качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Особенность формирования нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста заключается в значимой для них мотивации, в том, чтобы отношение к выполнению действий у дошкольников было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. Закрепление нравственных представлений, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно¬эмоционального отношения ребенка, как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют.
Задачи нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте решаются на основе целесообразного отбора средств, методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающего взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольника.
С целью выявления эффективности использования русских народных сказок в работе по формированию нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста нами было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Первым этапом исследования стал констатирующий эксперимент, в ходе которого нами был изучен исходный уровень сформированности нравственных качеств личности (доброта, отзывчивость, трудолюбие, честность) у старших дошкольников. В эксперименте принимали участие дети контрольной и экспериментальной групп (в каждой группе по 15 детей 5-6-летнего возраста).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что исходный уровень сформированности нравственных качеств личности (доброта, отзывчивость, трудолюбие, честность) у детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ приблизительно одинаковый: большинство дошкольников показали средний и низкий уровни. Лишь один ребенок в КГ продемонстрировал высокий уровень сформированности исследуемых нравственных качеств личности.
С целью выявления эффективности использования русских народных сказок в работе по формированию у старших дошкольников нравственных качеств личности нами был проведен формирующий эксперимент. На данном этапе для детей ЭГ была разработана и проведена серия занятий, основанная на различных видах работы с русскими народными сказками: знакомство со сказкой, пересказ, игры по мотивам сказок, инсценировки, театрализованная и художественная деятельность.
Заключительным этапом исследования стало проведение контрольного эксперимента, в ходе которого нами была осуществлена повторная диагностика уровней сформированности нравственных качеств личности (доброта, отзывчивость, трудолюбие, честность) у детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ.
Результаты контрольного эксперимента показали, что после проведения серии занятий по ознакомлению старших дошкольников с русскими народными сказками у всех детей ЭГ повысился уровень сформированности исследуемых нравственных качеств личности (доброта, отзывчивость, трудолюбие, честность). Эти дети стали больше знать, а также чаще проявлять в собственном поведении такие качества, как доброта, отзывчивость, трудолюбие, честность...
1. Акимова Т.М. Русское народное поэтическое творчество. - М.: «Высшая школа», 1999. - 290 с.
2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М., 2004. - 190 с.
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2010. - 534 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. - М.: Академия, 2011. - 130 с.
6. Богданова О.С. Нравственное воспитание старших дошкольников. - М.: Просвещение, 2010. - 206 с.
7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С. 15-18.
8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2010. - 102 с.
9. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 210 с.
10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. - М., 2008. -
475 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
12. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - С. 261-165.
13. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 415 с.
14. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.
15. Егорова М.С. Из жизни людей дошкольного возраста. - СПб.: Алетейя, 2001. - 239 с...32