Введение 6
1 Маркетинговые исследования рынка 8
1.1 Анализ рынка оборудования для бань и саун 8
1.2 Оценка конкурентов и их конкурентных преимуществ 13
1.3 Изучение потребителей и сегментация рынка 20
2 Технико-технологическое обоснование проекта 26
2.1 Характеристика производимой продукции 26
2.2 Технология производства продукции 30
2.3 Логистика производственных процессов 41
3 Формирование системы эффективного управления предприятием 49
3.1 Построение организационной структуры управления предприятия и управление персоналом 49
3.2 Формирование стратегий организации 55
3.3 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 73
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложение 88
Баня в русской традиции имеет особую роль и значение. В ней и рожали, и лечили, и закаляли, и мыли, и даже использовали духовные практики очищения. История и традиции русской бани - это образ жизни, который сопровождал русских людей со дня их рождения и до дня их смерти. Ни одна другая мировая культура не приняла баню, как это сделали на Руси. Она стала обязательным культом, который проводили с регулярной периодичностью.
В настоящее время баня не утратила своего значения для российского человека. Услуги бань и саун пользуются популярностью среди населения и данный рынок показывает постоянный рост, несмотря на экономический кризис. Следует отметить, что при возведении нового спортивно - оздоровительного центра или отеля в обязательном порядке предусматривается наличие сауны. Также опросы, проводимые среди жителей различных городов России, имеющих частные домовладения, показали, что сразу после возведения дома они задумываются о строительстве бани или сауны. Все это говорит о высокой популярности бань и саун среди населения. Возведение бань и саун требуются соответствующие материалы и оборудование.
В настоящее время на рынке представлен широкий ассортимент банного оборудования, материалов и аксессуаров. Однако в большинстве своем это продукция иностранных производителей. Доля отечественной продукции очень мала. При этом, в условиях высокого курса иностранной валюты по отношению к рублю стоимость данного оборудования относительно высока. Поэтому бизнес по производству высококачественного и относительно недорогого данного оборудования может быть успешным и конкурентоспособным.
Исходя из вышесказанного, целью выпускной квалификационной работы является разработка экономически обоснованного проекта производства оборудования для бань и саун.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
• проведены маркетинговые исследования рынка оборудования для бань и саун;
• дано технико-технологическое обоснование проекта;
• разработана система управления предприятием, производящим оборудование для бань и саун;
• дано экономическое обоснование организации производства оборудование для бань и саун.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области эффективной организации производства, применения современных методов управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность коммерческих структур, монографии, учебники, сборники статей, периодические издания, данные сети Интернет.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы различные научные методы исследования, в частности: монографический, анализ, синтез, экономико-математический, и др.
Проведенные исследования показали, что в последние 4-5 лет интерес населения к услугам бань значительно возрос. Отмечается постоянное увеличение потребительского спроса на эти услуги. Ответной реакцией рынка можно считать увеличение предложения и, как следствие этого, объема реализации услуг населению. В этой связи активно развивается и рынок оборудования для бань и саун. В целом по России объем этого рынка по данным агентства "Businesstat"достиг к 2016 году 967 млн. руб.
Структура рынка оборудования для бань и саун за исследуемый период не претерпела существенных изменений. Более половины всего рынка оборудования занимают печи. Следует отметить, что с 2011 года существенным образом в структуре потребления увеличилась доля парогенераторов, что связано с активным строительством саун и банно-оздоровительных комплексах, где активно применяется данный вид оборудования.
В виду наиболее высокой емкости сегмента рынка "печи", было принято решение остановиться более подробно на его исследовании. По оценкам аналитиков агентства "P&M"рынок печей для бань и саун является достаточно устойчивым и показывает динамику в 5-7% в год. Структура рынка печей для бань и саун претерпела существенные изменения. Так если в 2013 году наибольший удельный вес занимали газовые печи, то к 2016 году возросла доля электрических печей, что обусловлено более широкими возможностями их использования. Также наблюдается рост доли дровяных печей, что связано с модными тенденциями, связанными с экологизацией потребления продуктов. Кроме того, бытует мнение потребителей, что баня с деревянной печью существенно лучше бань, отапливаемых электрическими и газовыми печами. При этом, данное мнение является все возрастающим.
Проведенный анализ показывает, что для вновь создаваемого предприятия, выходящего на рынок печей для бань наиболее перспективным сегментом является "дровяные печи".
Первоначально предполагается производить три модификации печей. При этом модификация "Теплодар-2" будет производиться в нескольких вариантах. Она как конструктор по желанию клиентов будет дополняться аксессуарами, увеличивающими комфортность использования.
Для обеспечения эффективного производства продукции была разработана организационная структура управления. Расчетная численность сотрудников организации составила 22 человека.
В процессе проведенного исследования было установлено, что целевым сегментом рынка являются мужчины в возрасте свыше 35 лет, занимающийся бизнесом или являющийся служащим, проживающий в городе или районном центре, имеющий доход свыше 25 тыс. руб.
Первоначально предполагается занять 5% рынка Пензенской области.
При реализации своей продукции предприятие будет использовать широкую сеть распределения. Прямой канал распределения продукции предприятие будет использовать преимущественно при реализации продукции юридическим лицам, а также при реализации продукции через собственный отдел продаж физическим лицам. На предприятии будет организован выставочный зал, который будет открыт для всех посетителей и где каждый из них может выбрать и приобрести, понравившиеся им печи. Наибольшую долю своей продукции предприятие предполагает реализовывать через федеральные и региональные сети специализированных магазинов оборудования для бань и саун, а также сети магазинов строительных материалов. При этом предприятие постарается заключить долгосрочные контракты с крупнейшими из них. Около 30% всей произведенной продукции предприятие будет реализовывать в другие регионы России через оптовых посредников.
Для эффективного долгосрочного функционирования организация должна разработать стратегию своего развития, первоначальным этапом которой является формулировка миссии организации. Миссия организации звучит следующим образом: постоянное повышение качества производимого оборудования для бань и саун с применением высококачественного материалов и самых современных технологий с целью максимального удовлетворения потребителей...
1. Конституция Российской Федерации [электронный ресурс] режим доступа:http://www.consultant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2 и 3. [электронный ресурс] режим доступа:http://www.consultant.ru
3. Абрамова И.В. Методика сравнительной эффективности управления / И.В. Абрамова, А.Г. Клюев //Бизнес-информация. Харьков, 2016. - № 13. - С. 51-56.
4. Адаптивное управление фирмой / Кудин В.С., Лычагин М.В. и др. / Новосибирская Государственная академия экономики и управления. Новосибирск, 2015. -149 с.
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: как управлять капиталом / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 383 с.
6. Беренс В. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований / В. Беренс, П.М. Хавранек / Пер. с англ. М.: АОЗТ «Интерэксперт», 2015. - 342 с.
7. Бизнес-план инвестиционного проекта: Практич. пособие./ Под ред. И.А. Иванниковой. - М.: Эксперт-бюро, М, 2012.- 111 с.
8. Бизнес-план. /Кураков Л.П., Ляпунов С.И., Мингазов Х.Х., Попов В.М. - Изд. 2-е. Ч. 1. Зарубежный и отечественный опыт. М.: Финансы и статистика, 2014. - 175 с.
9. Быкова Е.В. Финансовое искусство коммерции. / Е.В. Быкова, Е.С. Стоянова. - М.: Перспектива, 2015. - 153 с.
10. Васильчук Е.С. Бизнес-планирование и оценка рисков предпринимательской деятельности / Е.С. Васильчук Н.А. Рухманова. - Иваново: Иван. гос. ун-т., 2014. - 123 с.
11. Вельков А.В. Механизм корпоративных стратегий управления инновационной деятельностью / А.В. Вельков СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экон. и финансов, 2015. - 197 с.
12. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы / Х. Виссема. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 282 с.
13. Вэриан Х.Р. Микроэкономика: промежуточный уровень. Современный подход / Х.Р. Вэриан / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 986 с.
14. Голик В. Организация и ее среда / В. Голик // Бизнес и информатика, 2014, - № 10. 51-53 с.
15. Голубков Е.Н. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.Н. Голубков. - М.: Изд-во «Финпресс», 2015. - 416с...(43)