Реализация молодежной политики в Пензенской области в начале XXI века: исторический опыт и современность
|
Введение 3
Глава 1. Основы государственной молодежной политики в РФ 16
1. Государственная молодежная политика: понятие, принципы, цели,
задачи 16
2. Исторические условия и предпосылки развития политики государства
в отношении молодёжи в РФ 22
3. Нормативно-правовое обеспечение российской молодёжной
политики на современном этапе 41
Глава 2. Региональные особенности реализации государственной молодежной политики в Пензенской области 54
1. Региональное законодательство в сфере молодежной политики.
Основные направления региональной молодежной политики 54
2. Деятельность органов власти Пензенской области по осуществлению
молодёжной политики 63
3. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию
государственной молодёжной политики в Пензенском крае 75
Глава 3. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 91
Заключение 107
Список источников и литературы 113
Глава 1. Основы государственной молодежной политики в РФ 16
1. Государственная молодежная политика: понятие, принципы, цели,
задачи 16
2. Исторические условия и предпосылки развития политики государства
в отношении молодёжи в РФ 22
3. Нормативно-правовое обеспечение российской молодёжной
политики на современном этапе 41
Глава 2. Региональные особенности реализации государственной молодежной политики в Пензенской области 54
1. Региональное законодательство в сфере молодежной политики.
Основные направления региональной молодежной политики 54
2. Деятельность органов власти Пензенской области по осуществлению
молодёжной политики 63
3. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию
государственной молодёжной политики в Пензенском крае 75
Глава 3. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 91
Заключение 107
Список источников и литературы 113
Актуальность исследования реализации государственной молодежной политики (далее - ГМП) определяется ролью молодого поколения в современном обществе. О значении молодежи в развитии страны и общества постоянно упоминает в своих выступлениях Президент России В. В. Путин. Так, в 2015 г. он отметил, что молодежная политика (далее МП) - это целый комплекс социальных и экономических вопросов, проблем в сфере образования, жилищной политики, науки и демографии, и ее реализация - инвестирование в человеческий капитал. «Те, кому сегодня 15, 20, 30 лет, в 40 лет станут главными действующими лицами в нашей стране по реализации планов и проектов развития России, укрепления гражданского общества. Молодежь, я напомню, - это 38 млн. человек... Это наиболее динамичная и в то же время наиболее уязвимая часть общества. С одной стороны, она способна на многое. Может сделать страну по-настоящему успешной и конкурентоспособной, но требует поддержки, поощрения, создания здоровой жизненной среды и надежных социальных гарантий. Необходимо снять все барьеры для роста, карьерного продвижения молодежи в бизнесе, системе госуправления, в науке, предоставить ей широкие возможности для личностной и профессиональной самореализации» - говорил В. В. Путин» .
Эту же точку зрения он повторил 26 ноября 2019 г., выступая на форуме профессиональной навигации «ПроеКТОрия», где связал будущее России именно с молодежью. «Мы стоим на пороге серьезных изменений. Не только наша страна, весь мир стоит на пороге капитальных изменений, связанных с высокими технологиями, которые бурно, просто на глазах у нас меняют мир. И очень важно, чтобы молодые люди смогли определиться, где они смогут быть наиболее востребованы, где они смогут добиться максимального результата и реализовать себя на благо своей семьи и всей страны... Это чрезвычайно важно и для каждого из вас, и для страны в целом» 1.
Сегодня стратегия государства должна основываться на ясном понимании того, как будет выглядеть молодежь в перспективе своего развития. Поэтому нужно создать возможности и условия для эффективного развития молодого поколения, систему стимулов для его саморазвития и самореализации, систему его социальной защиты, а также в целом запустить процесс «омолодеживания» общества. Именно в молодежи, в ее инновационном поведении и социальном творчестве, в готовности продолжать традиции общества и есть залог будущего развития страны. Исходя из этого тезиса, молодым людям нужен контроль и помощь, а для этого необходима четкая и устойчивая структура регулирования государственной молодежной политики.
Молодежь находится на особом внимании у государства, так как молодое поколение в своем потенциальном развитии может быть как конструктивным, так и деструктивным по отношению к социуму. Именно от позиции молодых граждан в общественно-политической жизни, ее активности зависит темп развития страны. Молодые люди это невероятная сила и мощь, готовая противостоять экстремистским призывам и различным политическим манипуляциям. Этим и обосновывается актуальность нашего исследования.
Объект исследования - современная ГМП, ее состояние и
перспективы развития.
Предмет исследования - тенденции, приоритеты и механизмы реализации МП в Пензенской области.
Хронологические рамки исследования охватывают время становления, формирования и развития ГМП в конце XX - начале ХХ1 в. Обращение нами в исследовании к историческому прошлому обусловлено тем, что модель ГМП как системы появилась именно в советский период. За нижнюю границу мы принимаем 1991 г. - время создания Государственного комитета РСФСР по молодежной политике. Именно с после этого начинает формироваться принципиально новая российская МП, её нормативно¬правовая база. Верхняя граница - 2019 г. - итоговое заседание Молодежного Парламента при Законодательном Собрании Пензенской области шестого созыва...
Эту же точку зрения он повторил 26 ноября 2019 г., выступая на форуме профессиональной навигации «ПроеКТОрия», где связал будущее России именно с молодежью. «Мы стоим на пороге серьезных изменений. Не только наша страна, весь мир стоит на пороге капитальных изменений, связанных с высокими технологиями, которые бурно, просто на глазах у нас меняют мир. И очень важно, чтобы молодые люди смогли определиться, где они смогут быть наиболее востребованы, где они смогут добиться максимального результата и реализовать себя на благо своей семьи и всей страны... Это чрезвычайно важно и для каждого из вас, и для страны в целом» 1.
Сегодня стратегия государства должна основываться на ясном понимании того, как будет выглядеть молодежь в перспективе своего развития. Поэтому нужно создать возможности и условия для эффективного развития молодого поколения, систему стимулов для его саморазвития и самореализации, систему его социальной защиты, а также в целом запустить процесс «омолодеживания» общества. Именно в молодежи, в ее инновационном поведении и социальном творчестве, в готовности продолжать традиции общества и есть залог будущего развития страны. Исходя из этого тезиса, молодым людям нужен контроль и помощь, а для этого необходима четкая и устойчивая структура регулирования государственной молодежной политики.
Молодежь находится на особом внимании у государства, так как молодое поколение в своем потенциальном развитии может быть как конструктивным, так и деструктивным по отношению к социуму. Именно от позиции молодых граждан в общественно-политической жизни, ее активности зависит темп развития страны. Молодые люди это невероятная сила и мощь, готовая противостоять экстремистским призывам и различным политическим манипуляциям. Этим и обосновывается актуальность нашего исследования.
Объект исследования - современная ГМП, ее состояние и
перспективы развития.
Предмет исследования - тенденции, приоритеты и механизмы реализации МП в Пензенской области.
Хронологические рамки исследования охватывают время становления, формирования и развития ГМП в конце XX - начале ХХ1 в. Обращение нами в исследовании к историческому прошлому обусловлено тем, что модель ГМП как системы появилась именно в советский период. За нижнюю границу мы принимаем 1991 г. - время создания Государственного комитета РСФСР по молодежной политике. Именно с после этого начинает формироваться принципиально новая российская МП, её нормативно¬правовая база. Верхняя граница - 2019 г. - итоговое заседание Молодежного Парламента при Законодательном Собрании Пензенской области шестого созыва...
Проведенное исследование становления и развития реализации ГМП, определение ее основных векторов и механизмов развития в Пензенской области позволяет сделать следующие выводы и рекомендации.
Государственной молодежной политикой называется деятельность государства по разработке доктрины и концепции развития молодежной политики, по обеспечению их системой организационных и социально-экономических мер с целью создания социальной и правовой защищенности молодых граждан.
В своем становлении и развитии молодежная политика прошла несколько этапов. Условно мы выделяем два крупных периода: советский и современный. Советский характеризуются степенью вовлеченности ВЛКСМ в реализацию функций государственного управления и делится на ряд подэтапов. В первые годы своего существования комсомол являлся одним из элементов структуры государственного управления, выполняя лишь отдельные управленческие функции.
Следует отметить, что в Пензенском крае РКСМ появился позднее, чем в центральных индустриальных районах в связи со слабостью местной парторганизации, аграрным характером региона, преобладанием
мелкобуржуазных настроений у большинства жителей региона, тяжёлым экономическим и политическим положением губернии. На организационный кризис Пензенского РКСМ, созданного на базе союза учащихся, наложились кризисные явления регионального развития. До конца 20-х гг. ХХ в. в регионе активно действовали молодёжные кружки и организации, альтернативные комсомолу.
В 1920 - 1950-е гг. он превратился в социально-политический авангард молодежи, проводя периодические мобилизационные акции в разных сферах, и в своей деятельности повторял политику РКП(б). В 60 - 70-е гг. ХХ в. комсомол оставался массовой общественной организацией молодых людей с формальной точки зрения, действовал лишь с одобрения партии, активно участвовал в новых «ударных стройках» государства. В эти годы он выступал своеобразным социальным лифтом для активных молодых людей. 1980-е гг. характеризуются активным ростом численности комсомола, что связано с формальным характером членства этой организации.
Опыт реализации государственной молодежной политики в 1917 - 1991 гг. свидетельствует о том, что, не смотря на существование в стране административно-командной системы управления, молодежные организации обладали огромным потенциалом к саморазвитию среди молодежи. Об этом свидетельствовало участие комсомола в экономической, культурной и социальной жизни страны. После распада СССР комсомол как единая господствующая организация среди молодежи трансформировался и распался на множество молодежных организаций, объединений и движений, функционирующих независимо друг от друга и от государства в том числе.
На современном этапе становление государственной молодежной политики как самостоятельной сферы государственной деятельности произошло относительно недавно, в начале 1990-х гг. Можно условно выделить три подэтапа: 1) 1990 - 1995 гг. - становление институционально-правовой базы молодежной политики на федеральном уровне; 2) 1996 - 2000 гг. - становление молодежной политики на региональном уровне; 3) 2000 - по настоящее время - инициатива по организации работы с молодежью снова переходит на федеральный уровень. Организация молодежной политики на этом этапе носила «маятниковый характер» - инициатива по развитию ее нормативно-правовой базы с начала 1990-х до середины 2000-х гг. постоянно переходила с федерального на региональный уровень, и обратно. Это было связано с рядом политических факторов (изменение федеративных отношений и характера политического режима). Однако ведущая роль все равно принадлежала федеральному центру. С середины 1990-х гг. активизировалась деятельность регионов в сфере МП в связи с недостаточностью внимания к проблемам в молодежной среде на федеральном уровне.
В конце ХХ - начале XXI в. происходило формирование системного законодательства ГМП, которое отличалось непоследовательностью и рядом сложностей. Так, некоторые законодательные акты, например, не соответствовали реальной ситуации на момент их принятия или не были финансово обеспечены.
В результате распада СССР и внутриполитических перемен в России статус комсомола претерпел коренные изменения. 16 ноября 1991 г. 25-я областная комсомольская конференция стала одновременно 1-й конференцией Союза молодежи Пензенской области в составе Российского союза молодежи. Союз занимался конкретной работой по созданию условий для включения членов организации в новые общественные отношения, развитием молодежного предпринимательства, заботой о духовном росте молодежи, защитой ее интересов. Была проведена перерегистрация членов Союза и учреждена новая символика. С восстановлением деятельности КПРФ стали образовываться и территориальные организации РКСМ .
В настоящее время в обществе назрела необходимость объединения молодых людей, как стратегического потенциала в развитии страны, в организованное молодежное движение. Оптимальным для этого нам представляется местный уровень, который наиболее приближен к жизни молодого человека. Образование общественных и политических объединений молодежи при органах местного самоуправления - это первый шаг в создании целостной структуры вовлечения молодого поколения в политическую и общественную жизнь страны. Продолжается формирование нормативно-правовых основ молодежной политики на всех уровнях государственной власти, и мы можем говорить о практически сложившихся законодательных основах ГМП в регионах России.
Можно выделить такие приоритетные направления ГМП в регионе, как активное вовлечение молодых людей в социально-полезную деятельность, в частности в деятельность молодежных общественных и организаций объединений; развитие творческого, интеллектуального и физического потенциала молодого поколения, поддержка инициативной, талантливой и способной молодежи; развитие предпринимательства и деловой активности среди молодежи, формирование условий для включения молодых людей в новые для них виды деятельности; модернизация системы патриотического и гражданского воспитания на основе отечественных культурных и нравственных ценностей и традиций, развитие системы допризывной подготовки молодых людей к военной службе, пропаганда и популяризация духовных и нравственных ценностей среди молодежи...
Государственной молодежной политикой называется деятельность государства по разработке доктрины и концепции развития молодежной политики, по обеспечению их системой организационных и социально-экономических мер с целью создания социальной и правовой защищенности молодых граждан.
В своем становлении и развитии молодежная политика прошла несколько этапов. Условно мы выделяем два крупных периода: советский и современный. Советский характеризуются степенью вовлеченности ВЛКСМ в реализацию функций государственного управления и делится на ряд подэтапов. В первые годы своего существования комсомол являлся одним из элементов структуры государственного управления, выполняя лишь отдельные управленческие функции.
Следует отметить, что в Пензенском крае РКСМ появился позднее, чем в центральных индустриальных районах в связи со слабостью местной парторганизации, аграрным характером региона, преобладанием
мелкобуржуазных настроений у большинства жителей региона, тяжёлым экономическим и политическим положением губернии. На организационный кризис Пензенского РКСМ, созданного на базе союза учащихся, наложились кризисные явления регионального развития. До конца 20-х гг. ХХ в. в регионе активно действовали молодёжные кружки и организации, альтернативные комсомолу.
В 1920 - 1950-е гг. он превратился в социально-политический авангард молодежи, проводя периодические мобилизационные акции в разных сферах, и в своей деятельности повторял политику РКП(б). В 60 - 70-е гг. ХХ в. комсомол оставался массовой общественной организацией молодых людей с формальной точки зрения, действовал лишь с одобрения партии, активно участвовал в новых «ударных стройках» государства. В эти годы он выступал своеобразным социальным лифтом для активных молодых людей. 1980-е гг. характеризуются активным ростом численности комсомола, что связано с формальным характером членства этой организации.
Опыт реализации государственной молодежной политики в 1917 - 1991 гг. свидетельствует о том, что, не смотря на существование в стране административно-командной системы управления, молодежные организации обладали огромным потенциалом к саморазвитию среди молодежи. Об этом свидетельствовало участие комсомола в экономической, культурной и социальной жизни страны. После распада СССР комсомол как единая господствующая организация среди молодежи трансформировался и распался на множество молодежных организаций, объединений и движений, функционирующих независимо друг от друга и от государства в том числе.
На современном этапе становление государственной молодежной политики как самостоятельной сферы государственной деятельности произошло относительно недавно, в начале 1990-х гг. Можно условно выделить три подэтапа: 1) 1990 - 1995 гг. - становление институционально-правовой базы молодежной политики на федеральном уровне; 2) 1996 - 2000 гг. - становление молодежной политики на региональном уровне; 3) 2000 - по настоящее время - инициатива по организации работы с молодежью снова переходит на федеральный уровень. Организация молодежной политики на этом этапе носила «маятниковый характер» - инициатива по развитию ее нормативно-правовой базы с начала 1990-х до середины 2000-х гг. постоянно переходила с федерального на региональный уровень, и обратно. Это было связано с рядом политических факторов (изменение федеративных отношений и характера политического режима). Однако ведущая роль все равно принадлежала федеральному центру. С середины 1990-х гг. активизировалась деятельность регионов в сфере МП в связи с недостаточностью внимания к проблемам в молодежной среде на федеральном уровне.
В конце ХХ - начале XXI в. происходило формирование системного законодательства ГМП, которое отличалось непоследовательностью и рядом сложностей. Так, некоторые законодательные акты, например, не соответствовали реальной ситуации на момент их принятия или не были финансово обеспечены.
В результате распада СССР и внутриполитических перемен в России статус комсомола претерпел коренные изменения. 16 ноября 1991 г. 25-я областная комсомольская конференция стала одновременно 1-й конференцией Союза молодежи Пензенской области в составе Российского союза молодежи. Союз занимался конкретной работой по созданию условий для включения членов организации в новые общественные отношения, развитием молодежного предпринимательства, заботой о духовном росте молодежи, защитой ее интересов. Была проведена перерегистрация членов Союза и учреждена новая символика. С восстановлением деятельности КПРФ стали образовываться и территориальные организации РКСМ .
В настоящее время в обществе назрела необходимость объединения молодых людей, как стратегического потенциала в развитии страны, в организованное молодежное движение. Оптимальным для этого нам представляется местный уровень, который наиболее приближен к жизни молодого человека. Образование общественных и политических объединений молодежи при органах местного самоуправления - это первый шаг в создании целостной структуры вовлечения молодого поколения в политическую и общественную жизнь страны. Продолжается формирование нормативно-правовых основ молодежной политики на всех уровнях государственной власти, и мы можем говорить о практически сложившихся законодательных основах ГМП в регионах России.
Можно выделить такие приоритетные направления ГМП в регионе, как активное вовлечение молодых людей в социально-полезную деятельность, в частности в деятельность молодежных общественных и организаций объединений; развитие творческого, интеллектуального и физического потенциала молодого поколения, поддержка инициативной, талантливой и способной молодежи; развитие предпринимательства и деловой активности среди молодежи, формирование условий для включения молодых людей в новые для них виды деятельности; модернизация системы патриотического и гражданского воспитания на основе отечественных культурных и нравственных ценностей и традиций, развитие системы допризывной подготовки молодых людей к военной службе, пропаганда и популяризация духовных и нравственных ценностей среди молодежи...
Подобные работы
- Профилактика наркомании в молодежной и подростковой среде
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Состояние и регулирование межнациональных отношений в регионе
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - Экономика, социальные отношения, культура: микроуровень функционирования (на примере Пачелмского района Пензенской области)
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА НА ЭТНОРЕЛИГИОЗНОЙ ПОЧВЕ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Развитие научной истории ОАО «АВТОВАЗ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ 1920-1930-х гг. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



