Специальные упражнения для быстроты перемещений начинающих волейболистов
|
ВВЕДЕНИЕ _ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ НАЧИНАЮЩИХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
1.1 Особенности отбора юных волейболистов_ 7
1.2 Психолого–педагогическая характеристика основ спортивной подготовки юных волейболистов и их возрастные особенности
1.3 Основные положения спортивной подготовки юных волейболистов 24
1.4 Средства обучения техническим и тактическим приёмам игры волейбол 27
1.5 Методика развития быстроты перемещений у юных волейболистов 30
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 35
2.2 Организация исследования _ 37
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Динамика показателей физической и технической подготовленности начинающих волейболистов_ _
3.2 Содержание экспериментальной методики 41
3.3 Результаты исследования эффективности экспериментальной методики
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ НАЧИНАЮЩИХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
1.1 Особенности отбора юных волейболистов_ 7
1.2 Психолого–педагогическая характеристика основ спортивной подготовки юных волейболистов и их возрастные особенности
1.3 Основные положения спортивной подготовки юных волейболистов 24
1.4 Средства обучения техническим и тактическим приёмам игры волейбол 27
1.5 Методика развития быстроты перемещений у юных волейболистов 30
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 35
2.2 Организация исследования _ 37
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Динамика показателей физической и технической подготовленности начинающих волейболистов_ _
3.2 Содержание экспериментальной методики 41
3.3 Результаты исследования эффективности экспериментальной методики
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Современный волейбол основан на интенсификации соревновательной деятельности. Это обусловлено тем, что увеличивается плотность игровых действий, уменьшается время выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий.
В основе высокого уровня техники перемещений спортсменов лежит способность проявления каждым волейболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности. Современные тенденции и требования к уровню развития физических качеств, заключаются в обеспечении потенциала игроков осуществлять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, не снижать высокую интенсивность игры до последних секунд спортивного соревнования.
В настоящее время, в современном волейболе происходят значительные изменения, как в самих правилах проведения соревнований, так и в технике игровой деятельности, которая обуславливается большим смещением акцентов на усиление защитных действий и технических возможностей отдельных игроков, а также в увеличении продолжительности соревновательного периода и количества официальных игр. В соответствии с правилами игры сокращается время на выполнение атакующих действий и вывод мяча в передовую зону. Эти изменения требуют от команд применения быстрых, основанных на индивидуальных способностях игроков тактических схем для быстроты перемещений. Спортсмены различного уровня от начинающих до профессионалов, все чаще используют при нападении бросок сверху, так как он является наиболее точным и затрудняющим блокирование, что требует проявления высокого уровня развития быстроты перемещений.
Специалистами данного вида спорта отмечено, что одним из запасов эффективности соревновательной деятельности - это улучшение специальной техники перемещений волейболистов. В частности, такие как скоростно-силовые способности, проявлением которых является «прыгучесть» и быстрота быстроты перемещений. Физическая работоспособность и функциональные возможности спортсменов - волейболистов на начальном уровне подготовки, пока не соответствуют современному уровню требований волейбола. Тем не менее, при анализе методической литературы мы не обнаружили соответствующих рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки начинающих спортсменов, с учетом современного состояния волейбола, который сделал заметный скачок в своем развитии.
Таким образом, имеется противоречие между повышенными требованиями к уровню скорости быстроты перемещений волейболистов с одной стороны, и недостаточностью существующих способов и методик развития быстроты перемещений игроков – с другой стороны. Это противоречие делает актуальным проблему совершенствования быстроты перемещений спортсменов с использованием специальных средств и методов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс начинающих волейболистов 13-14 лет.
Предмет исследования: средства и методы для развития быстроты перемещений начинающих волейболистов.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику специальных упражнений для развития быстроты перемещений начинающих волейболистов 13-14 лет.
Гипотеза исследования. Процесс развития быстроты перемещений начинающих волейболистов будет более устойчивым и эффективным, если использовать комплексы специальных упражнений, направленные на ее совершенствование.
Методы исследования:
-теоретический анализ и обобщение научных источников;
-анализ документальных материалов (документы планирования, дневники тренеров и спортсменов);
- педагогические наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью;
-педагогический эксперимент;
- метод математической обработки
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития быстроты перемещений у начинающих волейболистов 13-14 лет.
2. Теоретически обосновать и разработать содержание методики специальных упражнений, в соответствии с преимущественной направленностью на развитие быстроты перемещений у начинающих волейболистов.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования специальных упражнений на развитие быстроты перемещений в процессе совершенствования техники перемещений начинающих волейболистов.
Теоретико - методологической основой исследования явились основные положения теории спортивной тренировки (Железняк Ю. Д., Ю.В. Верхошанский; Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов ; В.К. Бальсевич ; Н.Г. Озолин), организация и методика проведения процесса техники перемещений волейболистов (Ивойлов А. В., Т.А. Зельдович, Р.А. Корнеев, , В.И. Кудряшов).
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания специальных упражнений как средства развития быстроты перемещений волейболистов, в определении условий выбора упражнений и параметров нагрузки в соответствие с основными задачами тренировочных занятий. Полученные результаты исследования могут быть использованы при подготовке начинающих волейболистов на этапе спортивного совершенствования, в повышении квалификации преподавателей физического воспитания вузов, учителей физической культуры, тренеров по волейболу средних и высших специальных учебных заведений нашей республики.
В основе высокого уровня техники перемещений спортсменов лежит способность проявления каждым волейболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности. Современные тенденции и требования к уровню развития физических качеств, заключаются в обеспечении потенциала игроков осуществлять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, не снижать высокую интенсивность игры до последних секунд спортивного соревнования.
В настоящее время, в современном волейболе происходят значительные изменения, как в самих правилах проведения соревнований, так и в технике игровой деятельности, которая обуславливается большим смещением акцентов на усиление защитных действий и технических возможностей отдельных игроков, а также в увеличении продолжительности соревновательного периода и количества официальных игр. В соответствии с правилами игры сокращается время на выполнение атакующих действий и вывод мяча в передовую зону. Эти изменения требуют от команд применения быстрых, основанных на индивидуальных способностях игроков тактических схем для быстроты перемещений. Спортсмены различного уровня от начинающих до профессионалов, все чаще используют при нападении бросок сверху, так как он является наиболее точным и затрудняющим блокирование, что требует проявления высокого уровня развития быстроты перемещений.
Специалистами данного вида спорта отмечено, что одним из запасов эффективности соревновательной деятельности - это улучшение специальной техники перемещений волейболистов. В частности, такие как скоростно-силовые способности, проявлением которых является «прыгучесть» и быстрота быстроты перемещений. Физическая работоспособность и функциональные возможности спортсменов - волейболистов на начальном уровне подготовки, пока не соответствуют современному уровню требований волейбола. Тем не менее, при анализе методической литературы мы не обнаружили соответствующих рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки начинающих спортсменов, с учетом современного состояния волейбола, который сделал заметный скачок в своем развитии.
Таким образом, имеется противоречие между повышенными требованиями к уровню скорости быстроты перемещений волейболистов с одной стороны, и недостаточностью существующих способов и методик развития быстроты перемещений игроков – с другой стороны. Это противоречие делает актуальным проблему совершенствования быстроты перемещений спортсменов с использованием специальных средств и методов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс начинающих волейболистов 13-14 лет.
Предмет исследования: средства и методы для развития быстроты перемещений начинающих волейболистов.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику специальных упражнений для развития быстроты перемещений начинающих волейболистов 13-14 лет.
Гипотеза исследования. Процесс развития быстроты перемещений начинающих волейболистов будет более устойчивым и эффективным, если использовать комплексы специальных упражнений, направленные на ее совершенствование.
Методы исследования:
-теоретический анализ и обобщение научных источников;
-анализ документальных материалов (документы планирования, дневники тренеров и спортсменов);
- педагогические наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью;
-педагогический эксперимент;
- метод математической обработки
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития быстроты перемещений у начинающих волейболистов 13-14 лет.
2. Теоретически обосновать и разработать содержание методики специальных упражнений, в соответствии с преимущественной направленностью на развитие быстроты перемещений у начинающих волейболистов.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования специальных упражнений на развитие быстроты перемещений в процессе совершенствования техники перемещений начинающих волейболистов.
Теоретико - методологической основой исследования явились основные положения теории спортивной тренировки (Железняк Ю. Д., Ю.В. Верхошанский; Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов ; В.К. Бальсевич ; Н.Г. Озолин), организация и методика проведения процесса техники перемещений волейболистов (Ивойлов А. В., Т.А. Зельдович, Р.А. Корнеев, , В.И. Кудряшов).
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания специальных упражнений как средства развития быстроты перемещений волейболистов, в определении условий выбора упражнений и параметров нагрузки в соответствие с основными задачами тренировочных занятий. Полученные результаты исследования могут быть использованы при подготовке начинающих волейболистов на этапе спортивного совершенствования, в повышении квалификации преподавателей физического воспитания вузов, учителей физической культуры, тренеров по волейболу средних и высших специальных учебных заведений нашей республики.
Раскрытие темы выпускной квалификационной работы стало возможным через решение поставленных задач, способствующих достижению поставленной цели. В ходе выполнения данной работы были решены следующие задачи:
1. При анализе научно-методической литературы было выявлено, что при обучении технике перемещений в волейболе, использование технических средств обучения - ускоряют процесс освоения и повышают качество выполнения техники.
2. Применение предложенных средств и методов в экспериментальной группе оказалось наиболее эффективным, чем в контрольной группе, где применялся метод целостного разучивания упражнений.
3. Результаты эксперимента показали, что средства и методы, применяемые в экспериментальной группе, способствовал повышению уровня их физической и технической подготовленности.
4. Результаты исследования показывают, что в процессе применения экспериментальной методики удалось повысить эффективность обучения технике перемещений у начинающих волейболистов. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе значительно возрос объем быстроты перемещений (на 9,3%), тогда как в контрольной группе только на 3,6%. Количественный показатель эффективности техники перемещений в экспериментальной группе увеличился на 32,1%, тогда как в контрольной группе прирост составил только 12,1%. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе показатель эффективности техники перемещений увеличился на 7,2%, что на 4,3% выше, чем в контрольной группе, где он составил 2,9%.
1. При анализе научно-методической литературы было выявлено, что при обучении технике перемещений в волейболе, использование технических средств обучения - ускоряют процесс освоения и повышают качество выполнения техники.
2. Применение предложенных средств и методов в экспериментальной группе оказалось наиболее эффективным, чем в контрольной группе, где применялся метод целостного разучивания упражнений.
3. Результаты эксперимента показали, что средства и методы, применяемые в экспериментальной группе, способствовал повышению уровня их физической и технической подготовленности.
4. Результаты исследования показывают, что в процессе применения экспериментальной методики удалось повысить эффективность обучения технике перемещений у начинающих волейболистов. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе значительно возрос объем быстроты перемещений (на 9,3%), тогда как в контрольной группе только на 3,6%. Количественный показатель эффективности техники перемещений в экспериментальной группе увеличился на 32,1%, тогда как в контрольной группе прирост составил только 12,1%. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе показатель эффективности техники перемещений увеличился на 7,2%, что на 4,3% выше, чем в контрольной группе, где он составил 2,9%.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СВЯЗУЮЩИХ ИГРОКОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Методика обучения технико-тактическим действиям в волейболе на этапе начально-спортивной специализации»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие скоростно-силовых способностей у девочек 11-12 лет, занимающихся в секции по волейболу
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2016 - Обучение основным техническим действиям игры в волейбол
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Методика совершенствования командных тактических действий юных волейболисток 14-15 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Особенности развития скоростно-силовых качеств у детей 13-14 лет, занимающихся волейболом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016



