СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИНСТВЕ У ДЕВУШЕК РАЗНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования представлений о материнстве у девушек разного социального статуса
1.1. Материнство в системе ценностей женщины 5
1.2 Социально - психологические особенности девушек
студенческого возраста 14
1.3..Влияние социального статуса на развитие представлений о материнстве у девушек 20
Выводы по I главе 26
Глава II. Организация исследования представлений о материнстве у девушек разного социального статуса 27
2.1. Программа диагностики представлений о материнстве
у девушек разного социального статуса 27
2.2. Диагностика особенностей сформированности представлений о
материнстве у девушек разного социального статуса 31
Выводы по II главе 49
Заключение 50
Литература 52
Приложения 55
Глава I. Теоретические основы формирования представлений о материнстве у девушек разного социального статуса
1.1. Материнство в системе ценностей женщины 5
1.2 Социально - психологические особенности девушек
студенческого возраста 14
1.3..Влияние социального статуса на развитие представлений о материнстве у девушек 20
Выводы по I главе 26
Глава II. Организация исследования представлений о материнстве у девушек разного социального статуса 27
2.1. Программа диагностики представлений о материнстве
у девушек разного социального статуса 27
2.2. Диагностика особенностей сформированности представлений о
материнстве у девушек разного социального статуса 31
Выводы по II главе 49
Заключение 50
Литература 52
Приложения 55
Изменения, происходящие в современном обществе, сказываются на каждом человеке. Меняются ценностные установки, отношения ко многим понятиям. Среднестатистическая семья — это мужчина, работающий с восьми до пяти, и женщина, чье самоопределение состояло из успешного материнства, и дети. Семьи, в которых воспитывался один ребенок, были исключениями из правил. Общественное мнение играло большую роль в жизни, люди боялись осуждения. За эти годы изменилось отношение к семье в частности: развод, неполная семья, девиации родителей, отказ от ребенка , не осуждаются, это принимается за новую норму жизни. Современное общество говорит, что ценится личность и ее свобода, но можно ли сказать, что в погоне за свободой и материальными благами, мы забываем о ценности семьи?
Одно из главных изменений, произошедших в семье - это изменение роли женщины. Самореализация перестала ограничиваться ролью жены и матери. Успешная карьера, независимость, материальная свобода стали новыми направлениями развития личности женщины. В погоне за освоением новых социальных ролей, женщина забывает о самой главной роли- роли матери. Мать - это центр жизни ребенка, с первой минуты она является его проводником. Через общение с матерью ребенок получает доверие к миру, умение любить, чувствовать привязанность. В раннем детстве мы получаем «базу», на основе которой строится наша жизнь. Связь матери и ребенка особенна, неповторима и, что самое главное, незаменима. Вкладывая в нашу работу эту позицию, мы не можем проигнорировать тот факт, что существуют серьезные отклонения от нашего представления. Женщина может оставить новорожденного ребенка в родильном отделении больницы, «забыть» его в общественном месте или, самое страшное, бросить его умирать на улице.
Проблема формирования представлений о материнстве у девушек разного социального статуса, актуальна в современном обществе. Большое количество детей остаются без попечения родителей, возникает проблема увеличения числа детей не имеющих опыта жизни в семье.
Цель дипломной работы: выявить особенности сформированности представлений о материнстве у девушек разного социального статуса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «материнство», «родительская позиция», «представления о материнстве».
2. Охарактеризовать особенности представлений о материнстве у девушек разного социального статуса.
3. Провести диагностику сформированности представлений о материнстве у девушек разного социального статуса.
Объект: родительская позиция
Предмет: особенности сформированности представлений о материнстве у девушек разного социального статуса.
Гипотеза: представления о материнстве у девушек имеют специфические особенности и зависят от социальных условий: опыта семейного воспитания и образования.
Теоретическая значимость: обобщение и систематизация полученных знаний.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь родителям, педагогам, социальным педагогам, психологам.
Структура работы: дипломная работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Первая глава состоит из трех параграфов, посвященных теоретическому анализу изучаемой проблемы. Вторая глава представляет собой эмпирическое исследование представлений о материнстве у девушек различного социального статуса. В заключении сформулированы основные выводы по работе. Список литературы включает 39 источников.
Одно из главных изменений, произошедших в семье - это изменение роли женщины. Самореализация перестала ограничиваться ролью жены и матери. Успешная карьера, независимость, материальная свобода стали новыми направлениями развития личности женщины. В погоне за освоением новых социальных ролей, женщина забывает о самой главной роли- роли матери. Мать - это центр жизни ребенка, с первой минуты она является его проводником. Через общение с матерью ребенок получает доверие к миру, умение любить, чувствовать привязанность. В раннем детстве мы получаем «базу», на основе которой строится наша жизнь. Связь матери и ребенка особенна, неповторима и, что самое главное, незаменима. Вкладывая в нашу работу эту позицию, мы не можем проигнорировать тот факт, что существуют серьезные отклонения от нашего представления. Женщина может оставить новорожденного ребенка в родильном отделении больницы, «забыть» его в общественном месте или, самое страшное, бросить его умирать на улице.
Проблема формирования представлений о материнстве у девушек разного социального статуса, актуальна в современном обществе. Большое количество детей остаются без попечения родителей, возникает проблема увеличения числа детей не имеющих опыта жизни в семье.
Цель дипломной работы: выявить особенности сформированности представлений о материнстве у девушек разного социального статуса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «материнство», «родительская позиция», «представления о материнстве».
2. Охарактеризовать особенности представлений о материнстве у девушек разного социального статуса.
3. Провести диагностику сформированности представлений о материнстве у девушек разного социального статуса.
Объект: родительская позиция
Предмет: особенности сформированности представлений о материнстве у девушек разного социального статуса.
Гипотеза: представления о материнстве у девушек имеют специфические особенности и зависят от социальных условий: опыта семейного воспитания и образования.
Теоретическая значимость: обобщение и систематизация полученных знаний.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь родителям, педагогам, социальным педагогам, психологам.
Структура работы: дипломная работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Первая глава состоит из трех параграфов, посвященных теоретическому анализу изучаемой проблемы. Вторая глава представляет собой эмпирическое исследование представлений о материнстве у девушек различного социального статуса. В заключении сформулированы основные выводы по работе. Список литературы включает 39 источников.
По результатам теоретических и эмпирических исследований, мы пришли к следующим выводам:
Психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект - носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины- матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка.
Социальный статус женщины — это понятие отражающие все особенности социально-политического устройства государства, его экономического развития, правовых установок, методов управления, уровня культуры и общественного самосознания в конкретный исторический период. установлено, что девушки студенческого возраста — это социальнодемографическая общность людей, отличительными характеристиками которых является: высокий образовательный уровень, высокая познавательная мотивация, высочайшая социальная активность и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане обще психического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.
Мы пришли к выводу, что студенческий период, по временным рамкам совпадающий с этапом юности, является наиболее важным для формирования окончательного и осознанного отношения к материнству. Как следствие, исследования, направленные на изучение отношения современных девушек к семейной жизни, к роли матери, детям, дадут наиболее достоверный результат именно в этой возрастной группе.
Таким образом, можно сделать вывод, что представления о материнстве у девушек имеют специфические особенности и определяются социальными условиями: образованием и опытом семейного воспитания. Так, уровень образования оказывает влияние на представления о возрасте вступления в брак и законности отношений: для девушек, обучающихся в ВУЗе характерно более позднее вступление в брак и ориентация на законный брак, чем у девушек, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования. Наличие или отсутствие опыта семейной жизни оказывает существенное влияние на представления о материнстве: возраст вступления в брак, представления о трудностях материнства, планируемое количество детей, о роли матери и отца. Так для девушек без опыта семейной жизни характерно: более ранний возраст вступления в брак, опасения, что не смогут обеспечить материально обеспеченное будущее ребенка, большее количество детей, ключевая роль матери без участия отца по сравнению с девушками, которые имеют опыт семейного воспитания.
Психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект - носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины- матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка.
Социальный статус женщины — это понятие отражающие все особенности социально-политического устройства государства, его экономического развития, правовых установок, методов управления, уровня культуры и общественного самосознания в конкретный исторический период. установлено, что девушки студенческого возраста — это социальнодемографическая общность людей, отличительными характеристиками которых является: высокий образовательный уровень, высокая познавательная мотивация, высочайшая социальная активность и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане обще психического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.
Мы пришли к выводу, что студенческий период, по временным рамкам совпадающий с этапом юности, является наиболее важным для формирования окончательного и осознанного отношения к материнству. Как следствие, исследования, направленные на изучение отношения современных девушек к семейной жизни, к роли матери, детям, дадут наиболее достоверный результат именно в этой возрастной группе.
Таким образом, можно сделать вывод, что представления о материнстве у девушек имеют специфические особенности и определяются социальными условиями: образованием и опытом семейного воспитания. Так, уровень образования оказывает влияние на представления о возрасте вступления в брак и законности отношений: для девушек, обучающихся в ВУЗе характерно более позднее вступление в брак и ориентация на законный брак, чем у девушек, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования. Наличие или отсутствие опыта семейной жизни оказывает существенное влияние на представления о материнстве: возраст вступления в брак, представления о трудностях материнства, планируемое количество детей, о роли матери и отца. Так для девушек без опыта семейной жизни характерно: более ранний возраст вступления в брак, опасения, что не смогут обеспечить материально обеспеченное будущее ребенка, большее количество детей, ключевая роль матери без участия отца по сравнению с девушками, которые имеют опыт семейного воспитания.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НА РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОБРАЗ «НОВОЙ ТАТАРСКОЙ ЖЕНЩИНЫ» В ЖУРНАЛЕ «АЗАТ ХАТЫН» 1926-1941 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РОДИТЕЛЬСТВУ У ЖЕНЩИН
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Эволюция образа Татарской женщины в национальной культуре во второй половине XIX-начале XX вв.
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Положение женщин в III Рейхе 1933 - 1945 гг.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН С
ЕСТЕСТВЕННЫМ ЗАЧАТИЕМ И ПОСЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3400 р. Год сдачи: 2018





