Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Различия в показателях креативности подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа

Работа №163524

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения различий в показателях креативности подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа 6
1.1. Понятие и сущность термина «креативность» в трудах отечественных и
зарубежных психологов 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие креативности 12
1.3. Особенности развития креативности в подростковом возрасте 16
1.4. Проблема диагностики креативности 19
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в показателях креативности подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа 29
2.1. Описание методов и этапов исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования 34
Выводы 66
Заключение 69
Список используемых источников 72
Приложение 76

В современном мире нас окружает огромное множество продуктов человеческого творчества. Это художественные и литературные произведения; это открытия и изобретения; это различные информационные системы и технические средства; это и нормы морали, и правовые акты. Возможно, способность к созданию совершенно новой реальности и преобразованию природы - это одна из главных отличительных черт человека от животного. Ученые, философы, писатели и другие выдающиеся люди уже сотни лет пытаются разгадать тайну творчества, но она не раскрыта и сегодня.
В условиях инновации в настоящее время развитию творческой личности уделяется особое внимание, так как именно творчество является основой формирования и осуществления преобразований. Развитие творческой личности происходит во многих сферах общественной жизни, в том числе и во время учебной деятельности. В своей работе мы хотели бы рассмотреть подростковый возраст, так как считаем, что он занимает важнейшее место в процессе становления человека как личности. Именно в этот период закладывается база сознательного поведения, появляется направленность в формировании представлений о нравственности и социальных установках.
Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых, занимающихся изучением креативности, позволит более подробно разобраться в сути данного вопроса и понять, как она развивается в подростковом возрасте. Исследованием творческих способностей занимались такие авторы как Джой Пол Гилфорд, Эдвард Пол Торренс, Роберт Стернберг, Б.С. Волков, В.Г. Каменская, И.Е.Мельникова и многие другие.
Целью исследования является изучение различий в показателях креативности подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа, для использования диагностических данных в работе педагога-психолога в работе с подростками.
Объект исследования - креативность подростков.
Предмет исследования - различия в показателях креативности подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа.
Гипотеза: существуют различия в показателях креативности подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа, а именно:
- в уровне развития показателей творческого мышления;
- в уровне развития творческих черт личности;
- в показателях оценки творческих способностей родителями и учителями.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать работы зарубежных и отечественных психологов по вопросу развития креативности в подростковом возрасте;
2) подобрать диагностический комплекс методик, направленный на изучение креативности в подростковом возрасте;
3) изучить различия в показателях креативности подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа;
4) проанализировать, обобщить и интерпретировать результаты;
5) разработать рекомендации, направленные на развитие показателей креативности в подростковом возрасте.
Методы исследования:
1. теоретический: анализ научной литературы, теоретическое обобщение данных;
2. эмпирический: тестирование, метод количественного и
качественного анализа результатов исследования;
3. методы математической обработки данных: критерий Манна- Уитни.
Методики исследования:
- Тест дивергентного мышления (автор Ф. Вильямс);
- Опросник творческих характеристик личности (автор Ф. Вильямс);
- Шкала Вильямса, предназначенная для родителей и учителей (автор Ф. Вильямс).
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ №8 г. Каменки и Каменского техникума промышленных технологий и предпринимательства. Эмпирическую выборку составили 45 подростков в возрасте 14-15 лет. 30 подростков - это школьники, 15 подростков - студенты

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире вокруг нас множество продуктов человеческого творчества. Таковыми являются художественные и литературные произведения; открытия и изобретения; информационные системы и технические средства; нормы морали и правовые акты. Возможно, способность к созданию совершенно новой реальности и преобразованию природы - это одна из главных отличительных черт человека от животного. Сотни лет ученые, философы, писатели пытаются разгадать тайну творчества, но она не раскрыта и сегодня.
Сегодня в условиях инновации развитию творческой личности уделяется особое внимание, потому что именно творчество является основой формирования и осуществления преобразований.
В своей работе мы хотели бы рассмотреть подростковый возраст, так как считаем, что он занимает важнейшее место в процессе становления человека как личности. В этот возрастной период закладывается база сознательного поведения, появляется направленность в формировании представлений о нравственности и социальных установках.
Целью исследования является изучение различий в показателях креативности подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа для разработки рекомендаций педагогам и психологам.
Мы предположили, что существуют различия в показателях креативности подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа, а именно:
- в уровне развития показателей творческого мышления;
- в уровне развития творческих черт личности;
- в показателях оценки творческих способностей родителями и учителями.
Наше исследование включало в себя несколько этапов.
На первом этапе нами был проведен анализ научной литературы по изучению креативности подростков. Далее была определена выборка, необходимая для исследования, проведена работа по подбору психодиагностического инструментария.
На втором этапе мы провели исследование креативности при помощи таких методик как Тест дивергентного мышления, Опросник творческих характеристик личности, Шкала Вильямса, предназначенная для родителей и учителей.
Третий этап включал в себя обработку и анализ всех полученных первичных данных, были применены методы математической статистики для того, чтобы понять, достоверны ли различия между разными группами школьников, если таковые различия были выявлены.
На четвертом этапе мы обобщали и формулировали соответствующие выводы, как по отдельным методикам, так и по всему исследованию в целом.
В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично.
1. При анализе и обобщении полученных данных Теста дивергентного
(творческого) мышления, мы выявили следующие результаты. Достоверные различия не были выявлены между группами школьников и студентов по показателям «Беглость», «Гибкость», «Оригинальность» и «Разработанность» творческого мышления. Однако было установлено, что показатель «Оригинальности» выше у девушек, обучающихся в техникуме, по сравнению с юношами, обучающимися в техникуме.
2. При анализе и обобщении полученных данных Теста творческих личностных характеристик, мы получили следующие результаты. Отсутствуют значимые различия между испытуемыми при диагностике таких творческих черт личности как «Рискованность» и «Воображение». Однако, показатели «Любознательность» и «Сложность» как творческие черты личности более развиты у подростков, обучающихся в школе, по сравнению с группой подростков, обучающихся в техникуме. Кроме того, общий уровень развития творческих черт личности выше в группе школьников, по сравнению с результатами студентов.
3. Обобщив результаты методики «Шкала Вильямса», предназначенных для родителей и учителей, мы выявили следующие результаты. Творческие способности выше оценили педагоги и родители школьников, по сравнению с педагогами и родителями студентов.
На основании представленных результатов, мы можем сформулировать рекомендации педагогам, способствующие развитию креативности подростков:
- в процессе обучения чаще применять творческие задачи;
- стимулировать проявления креативности, путем использования системы оценивания, ориентированной на специфику творчества;
- в воспитательной и образовательной деятельности использовать проблемные ситуации творческого формата;
- организовывать среду, в которой сам педагог выступает творцом, и сотрудничает с подростками, направляет их творческую активность;
- организовывать и поощрять самостоятельную творческую деятельность подростков.
В дальнейшем наше исследование может быть продолжено в направлении изучения творческих способностей школьников подросткового возраста, а также студентов, обучающихся в образовательных учреждениях с творческим уклоном. При изучении данных категорий обучающихся нужно выявить существующие различия в показателях творческого развития, если таковые различия существуют. Можно предположить, что в данном случае творческие способности будут более развиты у студентов, так как они проходят обучение в образовательном учреждении, где готовят специалистов творческих профессий.



Список используемых источников
1. Айзенк Г. Парадоксы психологии. М.: ЭКСМО, 2009. - 352 с.
2. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2009. - 284 с.
3. Андреева В.И. Диалектика и самовоспитание творческой личности. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. - 236 с.
4. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. - № 2. - С. 35-41.
5. Богоявленская Д.Б. Измерение креативности описание
индивидуальности // Материалы конференции «Психология
индивидуальности». М., 2006. - С. 55-58.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2009. - 320 с.
7. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве - искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2000. - С 186-198.
8. Богоявленская Д.Б. Диагностика становления творческой личности. Психодиагностика и школа. Таллинн, 1980. - 180 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т.
- 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
10. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Олма-пресс, 2010. - 121 с.
11. Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности // Методы психологической диагностики. М.: РАН, 1994. - С. 5-39.
12. Гавриленко О.В. Творческая молодежь и некоторые ее качества // Youth World Politic. 2013. № 4. - С. 12-14.
13. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 2000. - 14 с.
14. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 1993. - 43 с.
15. Демидова Т.В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте / Е.И. Горбачёва Дисс. канд. психол. наук. - Армавир, 2003. - 170 с.
16. Демидова T.B. Проблема креативности в современной психологии // Личность XXI века: теория и практика / Под редакцией Шиянова E.H., Котовой И.Б., Недбаевой C.B.. Армавир: АГПИ-МОСУ КФ, 2001. - С. 39-41
17. Демидова Т.В. Роль социальной среды в развитии креативности // Развивающаяся личность в системе высшего образования России: Сборник научных трудов / Под ред. И.Б. Котовой. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. - С. 48-49.
18. Диагностика творческих способностей. Шадринск: Изд-во
Шадринского пед.института, 1997. - 52 с.
19. Диагностическое обеспечение формирования социально зрелой творческой личности. Минск, 1992. - 105 с.
20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин.
- СПб.: Питер, 2009. - 359 с.
21. Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал.
- 2005. - №5. - С. 101-109.
22. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на // Психологический журнал, 1999. №4. - С. 83-93.
23. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975. - № 5. - С. 166-175.
24. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. - С. 28.
25. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В двух томах. М.: Просвещение, 1986. - 323 с.
26. Ивченко Г.И., Медведев И.Ю. Введение в математическую статистику. Учебное пособие, 2010. - 600 с.
27. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Под. Ред. Е.П. Ильина - СПб: Питер, 2009 - 151 с.
28. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Изд-й центр «Академия», 2003. - 176 с.
29. Козленке В.Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: Дис. канд. психол. наук. М., 1982. - 157 с.
30. Коряковцева О.А. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения молодой семьи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18. № 1-2. - С. 185-187.
31. Любарт Т., Мишуру К. и др. Психология креативности / пер. с фр. - М.: Когнито-Центр, 2009. - 215 с.
32. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. - 425 с.
33. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. Учеб. пособие для вузов. - М.: МГТА, 2001. - 301 с.
34. Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВАЛДОС, 2007. - 560 с.
35. Немов P.C. Психология. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
36. Роджерс К. К теории творчества: взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. - С. 74-79.
37. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика,1989. - 487 с.
38. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
39. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум./ Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 704 с.
40. Торренс Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности. М., 1998. - 120 с.
41. Туник Е.Е. Тест Э.П. Торренса. Диагностика креативности. СПб., 1998. - 48 с.
42. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 44 с.
43. Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, 2011. - 314 с.
44. Холодная М.А. Основные направления в исследовании интеллекта / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР-СЭ, 2009. - С. 241-282.
45. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2009. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ