ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ПОМОЩИ СИМВОЛОВ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Место критического мышления в современной образовательной
парадигме 9
1.2. Особенности формирования и развития критического мышления на уроках истории у старших школьников 16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1 Характеристика УМК по истории ХХ века: место и роль символов
холодной войны в формировании предметных и метапредметных компетенций 28
2.2 Методическая разработка урока по использованию символов
холодной войны на уроке истории (на примере Берлинской стены) 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Место критического мышления в современной образовательной
парадигме 9
1.2. Особенности формирования и развития критического мышления на уроках истории у старших школьников 16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1 Характеристика УМК по истории ХХ века: место и роль символов
холодной войны в формировании предметных и метапредметных компетенций 28
2.2 Методическая разработка урока по использованию символов
холодной войны на уроке истории (на примере Берлинской стены) 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Актуальность. В современных условиях развития жизненно необходимым является такой ключевой навык как критическое мышление. Любой человек в XXI веке, имеющий возможность выхода в интернет, может в любом месте получить доступ ко всем научным и публицистическим статьям, энциклопедической литературе, интернет-дневникам, блогам и т.д. Возникает логичный вопрос: что делать с таким большим количеством информации. Информация имеет смысл когда с ней могут работать: умеют анализировать, систематизировать, сравнивать, детализировать, проверять, упрощать, а главное - применять информацию.
В качестве важнейшей задачи школьного образования
государственные документы (ФГОС ООО и ФГОС СОО), ставят формирование метапредметных учебных действий, которые также обусловлены использованием современных образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.
В данной связи тема данного исследования является актуальной и значимой.
Степень изученности. Проблема формирования и развития критического мышления впервые нашла свое основательное теоретическое отражение в работах зарубежных авторов: Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., Халперн Д., Клустер Д., Браус Дж., Вуд. Д., Бустром Р.. В российской педагогической науке исследователями формирования и развития критического мышления были Муштавинская И. В. и Заир-Бек С. И. Среди современных исследователей данной темы известны следующие: Елбаева В. В., Минкина Ф. Ф., Седова А. С., Ваганова О. И., Кутепов М. М., Урлапова В. П. и др. Представленные авторы в своих работах делают акцент на формировании и развитии критического мышления именно в школьном возрасте и на критическом мышлении как одной из основных целей современного образования. Последние авторы основывались на работах Муштавинской И. В. и Заир-Бека С. И., которые рассматривали в своем труде развитие критического мышления на уроке и развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП ), и предлагают педагогические методики и приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Несмотря на достаточную освещенность тематики формирования и развития критического мышления в школе, методика и особенности формирования и развития критического мышления у старших школьников все еще требуют дополнительного изучения.
История холодной войны и история символов холодной войны (и Берлинской стены, в особенности) представлена в монографиях Уткина и Шенина. Такие семиотические элементы как карикатуры и возможности их использования в образовательном процессе и в формировании критического мышления рассматривают в своих научных статьях Пронина А. Г., Обоимова Р. В., Дроздецкая А. В. и Кушева Р..
Тематика семиотики в изучении исторической дисциплины и работы с историческими источниками раскрыта в работах Успенского Б. А. и Ширшова В. Д.. Подробнейшим образом обозначена в этих исследованиях суть и назначение семиотики в изучении истории. Изучение истории через культурно-семиотический подход предполагает апелляцию к внутренней точке зрения самих участников исторического процесса, события 2, что дает возможности для формирования и развития критического мышления учащихся, использованию ими в познавательной деятельности принципа историзма и др.
Цель исследования - изучение способов формирования и развития критического мышления на уроках истории на примере символов холодной войны.
Задачи исследования определяются целью работы:
• Рассмотреть особенности формирования критического мышления у старших школьников
• Определить основные способы формирования критического мышления на уроках истории;
...
В качестве важнейшей задачи школьного образования
государственные документы (ФГОС ООО и ФГОС СОО), ставят формирование метапредметных учебных действий, которые также обусловлены использованием современных образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.
В данной связи тема данного исследования является актуальной и значимой.
Степень изученности. Проблема формирования и развития критического мышления впервые нашла свое основательное теоретическое отражение в работах зарубежных авторов: Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., Халперн Д., Клустер Д., Браус Дж., Вуд. Д., Бустром Р.. В российской педагогической науке исследователями формирования и развития критического мышления были Муштавинская И. В. и Заир-Бек С. И. Среди современных исследователей данной темы известны следующие: Елбаева В. В., Минкина Ф. Ф., Седова А. С., Ваганова О. И., Кутепов М. М., Урлапова В. П. и др. Представленные авторы в своих работах делают акцент на формировании и развитии критического мышления именно в школьном возрасте и на критическом мышлении как одной из основных целей современного образования. Последние авторы основывались на работах Муштавинской И. В. и Заир-Бека С. И., которые рассматривали в своем труде развитие критического мышления на уроке и развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП ), и предлагают педагогические методики и приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Несмотря на достаточную освещенность тематики формирования и развития критического мышления в школе, методика и особенности формирования и развития критического мышления у старших школьников все еще требуют дополнительного изучения.
История холодной войны и история символов холодной войны (и Берлинской стены, в особенности) представлена в монографиях Уткина и Шенина. Такие семиотические элементы как карикатуры и возможности их использования в образовательном процессе и в формировании критического мышления рассматривают в своих научных статьях Пронина А. Г., Обоимова Р. В., Дроздецкая А. В. и Кушева Р..
Тематика семиотики в изучении исторической дисциплины и работы с историческими источниками раскрыта в работах Успенского Б. А. и Ширшова В. Д.. Подробнейшим образом обозначена в этих исследованиях суть и назначение семиотики в изучении истории. Изучение истории через культурно-семиотический подход предполагает апелляцию к внутренней точке зрения самих участников исторического процесса, события 2, что дает возможности для формирования и развития критического мышления учащихся, использованию ими в познавательной деятельности принципа историзма и др.
Цель исследования - изучение способов формирования и развития критического мышления на уроках истории на примере символов холодной войны.
Задачи исследования определяются целью работы:
• Рассмотреть особенности формирования критического мышления у старших школьников
• Определить основные способы формирования критического мышления на уроках истории;
...
Таким образом, в результате исследования по теме «Формирование критического мышления на уроках истории с помощью символов холодной войны (на примере Берлинской стены)» была достигнута цель и решен комплекс задач.
Изучены способы формирования и развития критического мышления на уроках истории на примере символов холодной войны.
Место критического мышления в современной образовательной парадигме определено ФГОС СОО, Национальным проектом «Образование», Международной программой оценки учебных достижений (PISA) и стремительно изменяющимися запросами общества в качестве незаменимой ведущей компетенции XXI века.
В соответствии с возрастными особенностями старшего школьного возраста, а именно самостоятельности в учебной деятельности, мотивированного мышления и пр., были выделены основные способы формирования и развития критического мышления на уроках истории у старших школьников. К ним относятся следующие:
1. Стимулирование любопытства и интереса к прошлому.
2. Развитие аналитических навыков.
3. Обучение навыкам рассуждения и аргументации.
4. Стимулирование обсуждения.
5. Использование многокультурных источников.
В ходе анализа УМК по новейшей истории было определено, что в формировании предметных и метапредметных компетенций символы холодной войны способны и должны занять особое место. В современных 54
УМК по новейшей истории заложен потенциал к активному применению семиотических конструкций в формировании предметных и метапредметных компетенций, однако его еще стоит раскрыть и в применении по большей части не только текстовых, но и визуальных исторических источников.
Предложена методическая разработка урока с использованием символов холодной войны (на примере Берлинской стены), направленная на формирование и развитие критического мышления. В методической разработке использованы карикатуры советских и зарубежных карикатуристов периода холодной войны, а также такие формы, методы и приемы организации работы в классе как групповая работа, дискуссионное обсуждение, работа с интеллектуальной картой и другие приемы, направленные на развитие критического мышления.
Семиотика знаков и сами символы исторического события неразрывно связаны с критическим подходом в изучении такого глобального геополитического, военного, экономического и идеологического противостояния мирового масштаба, как холодная война.
Таким образом, использование предложенных приемов и форм работы в совокупности с работой с историческим источником как семиотическим элементом значимого исторического периода, доступным для восприятия учащихся старших классов, способно сформировать и развить критическое мышление.
Изучены способы формирования и развития критического мышления на уроках истории на примере символов холодной войны.
Место критического мышления в современной образовательной парадигме определено ФГОС СОО, Национальным проектом «Образование», Международной программой оценки учебных достижений (PISA) и стремительно изменяющимися запросами общества в качестве незаменимой ведущей компетенции XXI века.
В соответствии с возрастными особенностями старшего школьного возраста, а именно самостоятельности в учебной деятельности, мотивированного мышления и пр., были выделены основные способы формирования и развития критического мышления на уроках истории у старших школьников. К ним относятся следующие:
1. Стимулирование любопытства и интереса к прошлому.
2. Развитие аналитических навыков.
3. Обучение навыкам рассуждения и аргументации.
4. Стимулирование обсуждения.
5. Использование многокультурных источников.
В ходе анализа УМК по новейшей истории было определено, что в формировании предметных и метапредметных компетенций символы холодной войны способны и должны занять особое место. В современных 54
УМК по новейшей истории заложен потенциал к активному применению семиотических конструкций в формировании предметных и метапредметных компетенций, однако его еще стоит раскрыть и в применении по большей части не только текстовых, но и визуальных исторических источников.
Предложена методическая разработка урока с использованием символов холодной войны (на примере Берлинской стены), направленная на формирование и развитие критического мышления. В методической разработке использованы карикатуры советских и зарубежных карикатуристов периода холодной войны, а также такие формы, методы и приемы организации работы в классе как групповая работа, дискуссионное обсуждение, работа с интеллектуальной картой и другие приемы, направленные на развитие критического мышления.
Семиотика знаков и сами символы исторического события неразрывно связаны с критическим подходом в изучении такого глобального геополитического, военного, экономического и идеологического противостояния мирового масштаба, как холодная война.
Таким образом, использование предложенных приемов и форм работы в совокупности с работой с историческим источником как семиотическим элементом значимого исторического периода, доступным для восприятия учащихся старших классов, способно сформировать и развить критическое мышление.





