ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Место критического мышления в современной образовательной
парадигме 9
1.2. Особенности формирования и развития критического мышления на уроках истории у старших школьников 16
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1 Характеристика УМК по истории ХХ века: место и роль символов
холодной войны в формировании предметных и метапредметных компетенций 28
2.2 Методическая разработка урока по использованию символов
холодной войны на уроке истории (на примере Берлинской стены) 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Актуальность. В современных условиях развития жизненно необходимым является такой ключевой навык как критическое мышление. Любой человек в XXI веке, имеющий возможность выхода в интернет, может в любом месте получить доступ ко всем научным и публицистическим статьям, энциклопедической литературе, интернет-дневникам, блогам и т.д. Возникает логичный вопрос: что делать с таким большим количеством информации. Информация имеет смысл когда с ней могут работать: умеют анализировать, систематизировать, сравнивать, детализировать, проверять, упрощать, а главное - применять информацию.
В качестве важнейшей задачи школьного образования
государственные документы (ФГОС ООО и ФГОС СОО), ставят формирование метапредметных учебных действий, которые также обусловлены использованием современных образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.
В данной связи тема данного исследования является актуальной и значимой.
Степень изученности. Проблема формирования и развития критического мышления впервые нашла свое основательное теоретическое отражение в работах зарубежных авторов: Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., Халперн Д., Клустер Д., Браус Дж., Вуд. Д., Бустром Р.. В российской педагогической науке исследователями формирования и развития критического мышления были Муштавинская И. В. и Заир-Бек С. И. Среди современных исследователей данной темы известны следующие: Елбаева В. В., Минкина Ф. Ф., Седова А. С., Ваганова О. И., Кутепов М. М., Урлапова В. П. и др. Представленные авторы в своих работах делают акцент на формировании и развитии критического мышления именно в школьном возрасте и на критическом мышлении как одной из основных целей современного образования. Последние авторы основывались на работах Муштавинской И. В. и Заир-Бека С. И., которые рассматривали в своем труде развитие критического мышления на уроке и развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП ), и предлагают педагогические методики и приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Несмотря на достаточную освещенность тематики формирования и развития критического мышления в школе, методика и особенности формирования и развития критического мышления у старших школьников все еще требуют дополнительного изучения.
История холодной войны и история символов холодной войны (и Берлинской стены, в особенности) представлена в монографиях Уткина и Шенина. Такие семиотические элементы как карикатуры и возможности их использования в образовательном процессе и в формировании критического мышления рассматривают в своих научных статьях Пронина А. Г., Обоимова Р. В., Дроздецкая А. В. и Кушева Р..
Тематика семиотики в изучении исторической дисциплины и работы с историческими источниками раскрыта в работах Успенского Б. А. и Ширшова В. Д.. Подробнейшим образом обозначена в этих исследованиях суть и назначение семиотики в изучении истории. Изучение истории через культурно-семиотический подход предполагает апелляцию к внутренней точке зрения самих участников исторического процесса, события 2, что дает возможности для формирования и развития критического мышления учащихся, использованию ими в познавательной деятельности принципа историзма и др.
Цель исследования - изучение способов формирования и развития критического мышления на уроках истории на примере символов холодной войны.
Задачи исследования определяются целью работы:
• Рассмотреть особенности формирования критического мышления у старших школьников
• Определить основные способы формирования критического мышления на уроках истории;
...
Таким образом, в результате исследования по теме «Формирование критического мышления на уроках истории с помощью символов холодной войны (на примере Берлинской стены)» была достигнута цель и решен комплекс задач.
Изучены способы формирования и развития критического мышления на уроках истории на примере символов холодной войны.
Место критического мышления в современной образовательной парадигме определено ФГОС СОО, Национальным проектом «Образование», Международной программой оценки учебных достижений (PISA) и стремительно изменяющимися запросами общества в качестве незаменимой ведущей компетенции XXI века.
В соответствии с возрастными особенностями старшего школьного возраста, а именно самостоятельности в учебной деятельности, мотивированного мышления и пр., были выделены основные способы формирования и развития критического мышления на уроках истории у старших школьников. К ним относятся следующие:
1. Стимулирование любопытства и интереса к прошлому.
2. Развитие аналитических навыков.
3. Обучение навыкам рассуждения и аргументации.
4. Стимулирование обсуждения.
5. Использование многокультурных источников.
В ходе анализа УМК по новейшей истории было определено, что в формировании предметных и метапредметных компетенций символы холодной войны способны и должны занять особое место. В современных 54
УМК по новейшей истории заложен потенциал к активному применению семиотических конструкций в формировании предметных и метапредметных компетенций, однако его еще стоит раскрыть и в применении по большей части не только текстовых, но и визуальных исторических источников.
Предложена методическая разработка урока с использованием символов холодной войны (на примере Берлинской стены), направленная на формирование и развитие критического мышления. В методической разработке использованы карикатуры советских и зарубежных карикатуристов периода холодной войны, а также такие формы, методы и приемы организации работы в классе как групповая работа, дискуссионное обсуждение, работа с интеллектуальной картой и другие приемы, направленные на развитие критического мышления.
Семиотика знаков и сами символы исторического события неразрывно связаны с критическим подходом в изучении такого глобального геополитического, военного, экономического и идеологического противостояния мирового масштаба, как холодная война.
Таким образом, использование предложенных приемов и форм работы в совокупности с работой с историческим источником как семиотическим элементом значимого исторического периода, доступным для восприятия учащихся старших классов, способно сформировать и развить критическое мышление.
1. Приказ от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 11.12.2020) Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:
http ://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211010045 (дата
обращения: 17.03.2023).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"
4. Примерная рабочая программа среднего общего образования учебного предмета «История» (базовый уровень) для 10-11 классов образовательных организаций [Протокол от 14 октября 2022 г. № 8/22]
5. Паспорт Национального проекта «Образование». URL: https://национальныепроекты.рф/projects/obrazovanie (дата обращения: 10.05.2023)
6. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году единого государственного экзамена по истории (подготовлена ФГБНУ «ФИПИ»). URL: https://fipi.ru/ege/demoversii-
specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-7 (дата обращения: 18.06.2023).
Методические источники:
1. История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа. Методические рекомендации. 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / М. Л. Несмелова, Середнякова, А. О. Сороко-Цюпа. — М. : Просвещение, 2021 — 225 с.
2. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый и углуб. уровни / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа ; под ред. А. А. Искендерова. - М. : Просвещение, 2019. - 352 с.
3. Методическое пособие к учебнику Н. В. Загладина, Ю. А. Петрова «История. Конец XIX - начало XXI века» для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. 2 / Н. И. Шевченко. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2022. - 296 с. - (ФГОС. Инновационная школа).
4. История. Конец XIX - начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 448 с.: ил. - (Инновационная школа).
5. История. Всеобщая история. 11 класс : базовый и углублённый уровни : учебник / О. В. Волобуев, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. - 7-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2020. - 255 с.
Электронные источники:
1. Электронный архив журнала «Крокодил». URL: https://croco.uno/ (дата обращения: 10.06.2023).
2. Онлайн база изображений из архивов музеев России. URL: https://archivogram.top/ (дата обращения: 11.06.2023).
... всего 39 источников