Формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у обучающихся 13-14 лет культуры здорового образа жизни 9
1.1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни» 9
1.2. Факторы здорового образа жизни обучающихся 13-14 лет 16
1.3. Изучение уровней сформированности культуры здорового образа жизни у
обучающихся 13-14 лет 23
Выводы по первой главе 35
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию у обучающихся 13-14 лет культуры здорового образа жизни . . 37
2.1. Применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий .37
2.2. Использование потенциала различных учебных дисциплин в формировании
культуры здорового образа жизни обучающихся 13-14 лет 43
2.3. Формирование у обучающихся 13-14 лет навыков ведения здорового образа
жизни 52
2.4. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию у обучающихся
13-14 лет культуры здорового образа жизни 62
Выводы по второй главе 68
Заключение 71
Практические рекомендации 73
Список использованных источников 74
Приложения 81
Глава I. Теоретические основы формирования у обучающихся 13-14 лет культуры здорового образа жизни 9
1.1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни» 9
1.2. Факторы здорового образа жизни обучающихся 13-14 лет 16
1.3. Изучение уровней сформированности культуры здорового образа жизни у
обучающихся 13-14 лет 23
Выводы по первой главе 35
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию у обучающихся 13-14 лет культуры здорового образа жизни . . 37
2.1. Применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий .37
2.2. Использование потенциала различных учебных дисциплин в формировании
культуры здорового образа жизни обучающихся 13-14 лет 43
2.3. Формирование у обучающихся 13-14 лет навыков ведения здорового образа
жизни 52
2.4. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию у обучающихся
13-14 лет культуры здорового образа жизни 62
Выводы по второй главе 68
Заключение 71
Практические рекомендации 73
Список использованных источников 74
Приложения 81
Актуальность исследования. Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения в настоящее время в России приобрела особую остроту. Актуальность проблемы здоровья детей признаётся на государственном уровне. Так, в Конвенции о правах ребёнка подчёркивается, что государство «... обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка», в Законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что основным принципом государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, предполагающий «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека», Семейный кодекс Российской Федерации возлагает на родителей обязанность «...заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей». Приоритетность задачи формирования и сохранения здоровья детей подчёркивается также в следующих документах: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «Основы законодательства Российской Федерации по физической культуре и спорту», «Национальная стратегия охраны здоровья детей в России», «Президентская программа «Дети России», «Декларация прав ребёнка», «Национальная доктрина российского образования» и др.
Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России, здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. Министерство образования и науки России постоянно ищет способы снижения негативного влияния школьного обучения на здоровье детей посредством сокращения учебной нагрузки, увеличения числа уроков физкультуры, ужесточения гигиенических требований к условиям обучения. Между тем, жизнь убеждает в их недостаточной эффективности.
Кроме административных мер разрабатываются и психолого-педагогические методы решения проблемы. Предлагается введение в школьную программу специального дополнительного курса (здоровый образ жизни, валеология и др.) (Т.К. Зайцев, Н.Б. Захаревич, Т.Н. Калинина, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова); введение в содержание существующих курсов предметных курсов научных понятий, фактов, идей, раскрывающих сущность здорового образа жизни (В.О. Бушуева, Ц.Ц. Дагбацыренова, Л.Г. Смышляева, С.А. Чандаева); использование возможностей дополнительного образования - внеклассные занятия, экологические кружки и секции, научное общество учащихся, самостоятельная исследовательская работа школьников и т. п. (Д.Ф. Акбердиева, О.М. Бландинская, О.Ю. Тимофеева); приучать ребёнка к действию по алгоритму, являющемуся упрощенной моделью здорового образа жизни (М.М. Безруких, Ю.В. Жданова, М.Л. Лазарев, В.М Назаренко); использовать специальные образовательные программы, регламентирующие и осуществляющие формирование вокруг ребёнка здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды (О.С. Гладышева, Ф.С. Ковкина, Е.П. Усанова, Н.Н. Шарова, И.М. Швец); взаимодействие с внешкольными организациями семьёй, социумом (Ц.Ц. Дагбацыренова, Н.П. Повещенко, Т.П. Романенко, М.П. Шилов). Наиболее близкими по подходу к нашему исследованию являются исследования О.С. Кабаян, В.Рыбалко, Л.Г.Смышляевой, С.А. Чандаевой.
В работе О.С. Кабаян исследованы возможности интеграции предметов естественнонаучного цикла (химия, биология) и физкультуры 9-го класса. Если О.С. Кабаян предлагает интегрировать уже существующие курсы, то В. Рыбалко рассматривает возможность создания нового интегрированного курса Валеология - ОБЖ.
Таким образом, ведётся многоплановое исследование проблем здоровьесбе- режения школьников, разрабатываются спецкурсы, исследуются возможности интеграции имеющихся курсов, привлечения возможности дополнительного образования и др.
Анализ этих исследований убедил нас, во-первых, в плодотворности идеи интеграции существующих предметных курсов поскольку при таком подходе предметы естественнонаучного цикла создают необходимый образовательный минимум, а физическая культура, ОБЖ и элементы внеклассной работы позволяют отрабатывать необходимые навыки. Во-вторых, анализ также показал, что в рассмотренных работах, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется формированию у школьников интереса к себе и своему здоровью, мотивации на совершенствование своего физического и психического здоровья.
Наблюдения и обследования обучающихся показывают, что, несмотря на наличие базовых знаний по вопросам здоровья и здорового образа жизни, большинство подростков не следит за состоянием своего здоровья, не занимается его укреплением. Часто подростки делают то, что разрушает здоровье (отсутствие режима труда и отдыха, хаотичное питание, избыточная или недостаточная физическая активность, экологически неграмотное поведение, курение, наркотики, алкоголь, и т.д.).
...
Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России, здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. Министерство образования и науки России постоянно ищет способы снижения негативного влияния школьного обучения на здоровье детей посредством сокращения учебной нагрузки, увеличения числа уроков физкультуры, ужесточения гигиенических требований к условиям обучения. Между тем, жизнь убеждает в их недостаточной эффективности.
Кроме административных мер разрабатываются и психолого-педагогические методы решения проблемы. Предлагается введение в школьную программу специального дополнительного курса (здоровый образ жизни, валеология и др.) (Т.К. Зайцев, Н.Б. Захаревич, Т.Н. Калинина, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова); введение в содержание существующих курсов предметных курсов научных понятий, фактов, идей, раскрывающих сущность здорового образа жизни (В.О. Бушуева, Ц.Ц. Дагбацыренова, Л.Г. Смышляева, С.А. Чандаева); использование возможностей дополнительного образования - внеклассные занятия, экологические кружки и секции, научное общество учащихся, самостоятельная исследовательская работа школьников и т. п. (Д.Ф. Акбердиева, О.М. Бландинская, О.Ю. Тимофеева); приучать ребёнка к действию по алгоритму, являющемуся упрощенной моделью здорового образа жизни (М.М. Безруких, Ю.В. Жданова, М.Л. Лазарев, В.М Назаренко); использовать специальные образовательные программы, регламентирующие и осуществляющие формирование вокруг ребёнка здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды (О.С. Гладышева, Ф.С. Ковкина, Е.П. Усанова, Н.Н. Шарова, И.М. Швец); взаимодействие с внешкольными организациями семьёй, социумом (Ц.Ц. Дагбацыренова, Н.П. Повещенко, Т.П. Романенко, М.П. Шилов). Наиболее близкими по подходу к нашему исследованию являются исследования О.С. Кабаян, В.Рыбалко, Л.Г.Смышляевой, С.А. Чандаевой.
В работе О.С. Кабаян исследованы возможности интеграции предметов естественнонаучного цикла (химия, биология) и физкультуры 9-го класса. Если О.С. Кабаян предлагает интегрировать уже существующие курсы, то В. Рыбалко рассматривает возможность создания нового интегрированного курса Валеология - ОБЖ.
Таким образом, ведётся многоплановое исследование проблем здоровьесбе- режения школьников, разрабатываются спецкурсы, исследуются возможности интеграции имеющихся курсов, привлечения возможности дополнительного образования и др.
Анализ этих исследований убедил нас, во-первых, в плодотворности идеи интеграции существующих предметных курсов поскольку при таком подходе предметы естественнонаучного цикла создают необходимый образовательный минимум, а физическая культура, ОБЖ и элементы внеклассной работы позволяют отрабатывать необходимые навыки. Во-вторых, анализ также показал, что в рассмотренных работах, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется формированию у школьников интереса к себе и своему здоровью, мотивации на совершенствование своего физического и психического здоровья.
Наблюдения и обследования обучающихся показывают, что, несмотря на наличие базовых знаний по вопросам здоровья и здорового образа жизни, большинство подростков не следит за состоянием своего здоровья, не занимается его укреплением. Часто подростки делают то, что разрушает здоровье (отсутствие режима труда и отдыха, хаотичное питание, избыточная или недостаточная физическая активность, экологически неграмотное поведение, курение, наркотики, алкоголь, и т.д.).
...
Проблема воспитания культуры здорового образа жизни в педагогике сформировалась не так давно и стала следствием тенденций изменения как ценностных приоритетов общества, так и содержания образования. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании именно для настоящего времени, выступает проблема формирования культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет в школе не достаточно изучено. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет, разработали и реализовали программу, включающую в себя следующие направления:
- педагогика здоровья. Цель: пропаганда здорового образа жизни, формирование у младших подростков валеологических знаний, умений и навыков ЗОЖ, ответственности за собственное здоровье, опыта здорового поведения в ходе проведения дней здоровья, недели сохранения и укрепления здоровья; классных часов, диспутов, бесед, прогулок, проектной деятельности учащихся по проблемам здоровья; КТД, конкурсы, викторины и т.д.
- оздоровительные и профилактические мероприятия. Цель: профилактика заболеваний и травматизма, принятие необходимых мер, предотвращающих ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения здоровья (последствия болезни, эмоциональные проблемы).
- физическое воспитание. Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к физической культуре, организация двигательной активности подростков. Систематическое проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с учётом состояния здоровья обучающихся.
Для её реализации необходимо влиться в уже существующее воспитательное пространство образовательной организации, выбрать наиболее результативные виды деятельности, способствующие формированию КЗОЖ.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить программу формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
При диагностике уровней сформированности КЗОЖ у обучающихся 13-14 лет нами были выделены их критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий); определены три уровня её проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования - теоретически разработать, обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить программу формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет. Проведенная опытноэкспериментальная работа по формированию культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет подтвердила нашу гипотезу.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет в школе не достаточно изучено. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет, разработали и реализовали программу, включающую в себя следующие направления:
- педагогика здоровья. Цель: пропаганда здорового образа жизни, формирование у младших подростков валеологических знаний, умений и навыков ЗОЖ, ответственности за собственное здоровье, опыта здорового поведения в ходе проведения дней здоровья, недели сохранения и укрепления здоровья; классных часов, диспутов, бесед, прогулок, проектной деятельности учащихся по проблемам здоровья; КТД, конкурсы, викторины и т.д.
- оздоровительные и профилактические мероприятия. Цель: профилактика заболеваний и травматизма, принятие необходимых мер, предотвращающих ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения здоровья (последствия болезни, эмоциональные проблемы).
- физическое воспитание. Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к физической культуре, организация двигательной активности подростков. Систематическое проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с учётом состояния здоровья обучающихся.
Для её реализации необходимо влиться в уже существующее воспитательное пространство образовательной организации, выбрать наиболее результативные виды деятельности, способствующие формированию КЗОЖ.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить программу формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
При диагностике уровней сформированности КЗОЖ у обучающихся 13-14 лет нами были выделены их критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий); определены три уровня её проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования - теоретически разработать, обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить программу формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет. Проведенная опытноэкспериментальная работа по формированию культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет подтвердила нашу гипотезу.
Подобные работы
- Формирование культуры здорового образа жизни у старшеклассников
во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся начальных классов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность учителя по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование основ культуры здорового образа жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2017 - Особенности формирования здорового образа жизни как основа профилактики заболеваний школьников среднего звена
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование основ здорового образа жизни обучающихся 9-10 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022





