Формирование культуры речи школьников седьмых классов как средство развития коммуникативной компетенции.
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития культуры речи школьников среднего звена как средство развития коммуникативной компетенции 10
1.1. Понятие «коммуникативная компетенция и «культура речи» в
историческом аспекте 10
1.2. Характер взаимосвязи культуры речи и коммуникативной компетенции.
Культура речи как предмет психолого-педагогического анализа 19
1.3. Состояние проблемы по формированию коммуникативной компетенции
школьников среднего звена 254
1.4. Характеристики уровней сформированности культуры речи школьников
среднего звена 30
Выводы по 1 главе 354
Глава 2. Экспериментальная работа и педагогическое обеспечение
формирования культуры речи обучающихся 7 классов как средства коммуникативной компетенции 37
2.1 Изучение и анализ сформированности культуры речи у школьников 7А и 7Б классов МОУ Октябрьская СОШ № 9 37
2.1. Изучение и анализ сформированности коммуникативной компетенции
школьников 7А и 7Б классов МОУ Октябрьская СОШ № 9 48
2.2. Экспериментальная программа формирования культуры речи учащихся
7 «Б» класса как средства коммуникативной компетенции 52
2.3. Обработка и анализ результатов опытно -экспериментальной работы по
реализации программы формирования культуры речи 7 «Б» класса 64
Выводы по 2 главе 74
Заключение 75
Список литературы 77
Приложение 1 82
Приложение 2 93
Глава 1. Теоретические аспекты развития культуры речи школьников среднего звена как средство развития коммуникативной компетенции 10
1.1. Понятие «коммуникативная компетенция и «культура речи» в
историческом аспекте 10
1.2. Характер взаимосвязи культуры речи и коммуникативной компетенции.
Культура речи как предмет психолого-педагогического анализа 19
1.3. Состояние проблемы по формированию коммуникативной компетенции
школьников среднего звена 254
1.4. Характеристики уровней сформированности культуры речи школьников
среднего звена 30
Выводы по 1 главе 354
Глава 2. Экспериментальная работа и педагогическое обеспечение
формирования культуры речи обучающихся 7 классов как средства коммуникативной компетенции 37
2.1 Изучение и анализ сформированности культуры речи у школьников 7А и 7Б классов МОУ Октябрьская СОШ № 9 37
2.1. Изучение и анализ сформированности коммуникативной компетенции
школьников 7А и 7Б классов МОУ Октябрьская СОШ № 9 48
2.2. Экспериментальная программа формирования культуры речи учащихся
7 «Б» класса как средства коммуникативной компетенции 52
2.3. Обработка и анализ результатов опытно -экспериментальной работы по
реализации программы формирования культуры речи 7 «Б» класса 64
Выводы по 2 главе 74
Заключение 75
Список литературы 77
Приложение 1 82
Приложение 2 93
В основе Федерального государственного стандарта лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося, поэтому содержание обучения русскому языку ориентировано, прежде всего, именно на развитие личности. Обращение к проблеме формирования культуры речи школьников среднего звена в контексте компетентностного подхода является своевременным и необходимым. Образовательная политика и практика работы всех учебных заведений сегодня перестраивается в соответствии с компетентностным подходом. Обучающийся должен овладеть универсальными учебными коммуникативными действиями в общении и в совместной деятельности, которые четко сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения (вступил в силу 01.09.2022).
В общении это: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
В совместной деятельности это: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
...
В общении это: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
В совместной деятельности это: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
...
В работе рассматриваются основные положения введения, применяя коммуникативно-деятельностный подход, теорию речевой деятельности, а также закономерности развивающего обучения и усвоения культуры речи. В диссертации представлены теоретические и практические основы методики формирования коммуникативных умений и навыков учащихся, которые являются необходимым и достаточным условием для разработки научно обоснованной методической системы развития речи у школьников. В ходе исследования разработана программа формирования и совершенствования коммуникативных умений и навыков на основе деятельности, которая обеспечивает функциональную направленность знаний, умений и навыков через развитие культуры речи учащихся. При разработке теории и практики формирования коммуникативных умений и навыков руководствовались убеждением психологов, дидактов и методистов в том, что хорошо организованный учебный процесс является основным фактором, положительно влияющим на обучение, воспитание и развитие учащихся. В процессе исследования была проведена работа над такими языковыми единицами, как слово, словосочетание, предложение, текст, рассматриваемыми как единицы языка и смыслообразующие единицы, выполняющие определенную функцию в построении речи. Экспериментальное исследование показало, что предложенная программа дополнительного обучения создает условия для мотивации и обеспечивает основу для учебной деятельности школьников, способствуя развитию их языкового чутья, формированию языковой и лингвистической компетенций, а также коммуникативной компетенции.
Результаты обучающего эксперимента убедительно свидетельствуют о том, что гипотеза исследования, сформулированная нами во введении, верна. Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и апробация эффективной методики, направленной на формирование культуры речи как средства развития коммуникативной компетенции.
Результаты работы прошли апробацию. Была предоставлена в печать статья «Культура речи как средство развития коммуникативной компетенции» по материалам конференции в рамках XXIV Международного научно - практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в 2023 г.
Результаты обучающего эксперимента убедительно свидетельствуют о том, что гипотеза исследования, сформулированная нами во введении, верна. Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и апробация эффективной методики, направленной на формирование культуры речи как средства развития коммуникативной компетенции.
Результаты работы прошли апробацию. Была предоставлена в печать статья «Культура речи как средство развития коммуникативной компетенции» по материалам конференции в рамках XXIV Международного научно - практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в 2023 г.
Подобные работы
- ЛИНГВОКРЕАТЕМЫ В ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ
УРОКАХ (РУССКИЙ И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКИ)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ XIX
ВЕКА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Обучение англоязычной диалогической речи как средство формирования креативности учащихся средней ступени обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Развитие социокультурной компетенции старшеклассников с использованием аутентичных материалов на примере американского варианта английского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2019 - Особенности обучения диалогической речи в старших классах средней
школы
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Обучение диалогической речи
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКТИРУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (на материале предметов гуманитарного цикла)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004





