Работа сделана на примере Республики Башкортостан.
Введение 3
1. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации 7
1.1. Местное самоуправление как основа конституционного строя 7
1.2. Органы местного самоуправления в единой системе публичной власти 17
1.3. Характеристика положений федерального законодательства о формах взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления 31
2. Анализ правового регулирования взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации 45
2.1. Законодательство Республики Башкортостан о местном самоуправлении 45
2.2. Проблемы и перспективы развития правового регулирования в сфере взаимодействия органов публичной власти 57
2.3. Направления совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере взаимодействия органов публичной власти 64
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
Правовое регулирование органов местного самоуправления представляет собой важный аспект функционирования государственной власти в Российской Федерации, и в частности, в Республике Башкортостан. Местное самоуправление, как форма организации власти, играет ключевую роль в обеспечении интересов граждан, реализации их прав и свобод, а также в развитии местных сообществ. В условиях современного общества, где акцент на демократические принципы и участие граждан в управлении становится все более актуальным, исследование правового регулирования органов местного самоуправления приобретает особую значимость.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью пересмотра существующей системы нормативных актов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления в Республике Башкортостан. В условиях постоянных изменений в законодательстве, а также в свете новых вызовов, стоящих перед обществом, важно не только понимать, как функционируют эти органы, но и оценивать их эффективность, выявлять проблемы и предлагать пути их решения. В частности, в работе будет уделено внимание тому, как органы местного самоуправления могут способствовать социальному и экономическому развитию региона, а также как они влияют на политические процессы.
В рамках исследования будут рассмотрены несколько ключевых тем. Во-первых, будет проведен анализ нормативных актов, регулирующих органы местного самоуправления, что позволит выявить их основные функции, полномочия и задачи. Это включает в себя изучение, как федерального законодательства, так и региональных актов, которые определяют специфику местного самоуправления в Башкортостане. Во-вторых, работа будет сосредоточена на оценке эффективности органов местного самоуправления, что является важным аспектом для понимания их реальной роли в жизни общества. Эффективность может быть оценена через призму выполнения задач, поставленных перед этими органами, а также через анализ их взаимодействия с населением.
Кроме того, особое внимание будет уделено влиянию Совета муниципальных образований Республики Башкортостан на развитие местного самоуправления. Этот орган играет важную роль в координации действий муниципальных образований, а также в формировании единой политики в области местного самоуправления. Исследование его деятельности позволит понять, как он способствует улучшению правового регулирования и повышению качества управления на местах.
Социальные и экономические аспекты местного самоуправления также займут важное место в работе. Местные органы власти должны учитывать потребности и интересы граждан, а также способствовать развитию местной экономики. В этом контексте будет рассмотрено, как местное самоуправление может влиять на социальное благополучие населения, а также на создание условий для экономического роста.
Не менее важным является анализ существующих проблем правового регулирования в области местного самоуправления. В ходе исследования будут выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления, а также предложены рекомендации по их преодолению. Это может включать в себя как изменения в законодательстве, так и внедрение новых практик управления.
Объектом выпускной квалификационной работы является совокупность общественных отношений, формирующихся в ходе взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления, их историческое развитие и становление.
Предметом выпускной квалификационной работы является законодательство, регулирующее взаимоотношения органов государственной власти с органами местного самоуправления в различных сферах.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование сущности взаимоотношений, возникающих между органами государственной власти и органами местного самоуправления, этапов исторического развития и становления таких отношений, а также предложение действий для оптимизации соответствующих отношений.
Для достижения указанных целей ставятся следующие задачи:
- изучить конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации;
- проанализировать местное самоуправление как основу конституционного строя;
- проанализировать органы местного самоуправления в единой системе публичной власти;
- охарактеризовать положения федерального законодательства о формах взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- проанализировать законодательство Республики Башкортостан о местном самоуправлении;
- выявить проблемы и перспективы развития правового регулирования в сфере взаимодействия органов публичной власти.
- изучить возможные направления совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере взаимодействия органов публичной власти.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие как системный метод, анализ, синтез, аналогия, обобщение и функциональный метод. Также мы прибегаем к частноправовым методам, таким как формально-юридический метод, системно-структурный. Данные методы помогают в описании, классифицировании и систематизации правовых феноменов, исследовании их внутренних и внешних форм и т.д.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы предопределяется направленностью на совершенствование правового регулирования взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что результаты работы могут быть использованы для регулирования конфликтов, когда органы местного самоуправления не могут разграничить полномочия, находящиеся в совместном ведении, либо, напротив, устраняются от решения отдельных вопросов местного значения.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы:
1) Хусаинов Э. Р. «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации» // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» // Актуальные вопросы политики и права. №12(99), 2024.
2) Хусаинов Э. Р. «Правовое регулирование взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» Актуальные вопросы политики и права. №12(99), 2024.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
На основании исследования, проведенного в рамках выпускной квалификационной работы, мы можем сделать следующие основные выводы:
Местное самоуправление представляет собой краеугольный камень демократического государства, предоставляя гражданам возможность участвовать в управлении своими территориями. Однако в России на протяжении всей её истории не сформировалась независимая от государства система местного самоуправления.
Усиление государственной вертикали в сфере местного самоуправления отчасти обусловлено многовековыми традициями централизации управления.
Местное самоуправление нуждается в поддержке со стороны государства, поскольку его укрепление имеет большое политическое, экономическое и социальное значение. Это способствует обеспечению экономической стабильности и финансового развития страны.
Государственный контроль над местным самоуправлением регулируется законом, а взаимодействие между органами власти определяется федеральным законодательством, что определяет основные направления сотрудничества.
В Республике Башкортостан существует сложная система нормативного регулирования местного самоуправления, которая требует постоянного совершенствования. Необходимо адаптировать законодательство к современным вызовам и потребностям общества.
Развитие правового регулирования взаимодействия органов власти зависит от адаптации к современным условиям, внедрения новых технологий и изменений в законодательстве.
Для дальнейшего развития местного самоуправления необходимо улучшить координацию между органами власти, создать специализированные органы для разрешения конфликтов и повысить эффективность взаимодействия.
Правовое регулирование местного самоуправления играет важную роль в функционировании государственной власти России. Однако необходимо продолжать его изучение и совершенствование. Решение существующих проблем и реализация рекомендаций позволят повысить эффективность работы местных властей, что улучшит качество жизни населения и будет способствовать развитию страны.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.). // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/
2. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46186 (дата обращения: 10.12.2023).
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 13 июля 2024 г. № 185-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/20035 (дата обращения: 21.07.2024).
4. Федеральный закон от 30 июня 2016 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.07.2024).
5. Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. №-13 ФЗ «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г.» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.07.2024).
6. Закон Московской области от 10 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 08.12.2023).
II. Материалы практики
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан В.Д. Власенко и Е.А. Власенко» [Электронный ресурс]. URL: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision83184.pdf
2. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision300549.pdf (дата обращения: 21.07.2024).
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.// Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 08.12.2023).
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 июня 2014 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности положений части 18 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 статьи 10 и пункта 2 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 3 статьи 7 Закона Ивановской области «О муниципальных выборах» в связи с жалобой граждан А.В. Ерина и П.В. Лебедева» [Электронный ресурс]. URL: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision165398.pdf (дата обращения: 21.07.2024).
5. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (утв. Правительством РФ 19 июня 2009 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.07.2024).
6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита» [Электронный ресурс]. URL: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision60700.pdf (дата обращения: 21.07.2024).
7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» [Электронный ресурс]. URL: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision215624.pdf (дата обращения: 21.07.2024).
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision30359.pdf (дата обращения: 21.07.2024).
III. Специальная литература
1. Арутюнян А. А., Кожина В. О. Развитие цифровизации регионов Российской Федерации на примере г. Москвы // Региональная и отраслевая экономика. 2022. № 3.С. 6.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М.: Норма, 2005. С. 23.
3. Абдрахманов А.Ф. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации и Республики Башкортостан // Правовое государство: теория и практика. 2010. №2 (20). [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16461390 (дата обращения: 17.12.2024).
4. Атаева А.Г., Аслаева С.Ш., Методические аспекты оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. №4 (33). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-otsenki-urovnya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy (дата обращения: 17.12.2024).
5. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. №3 (77). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-i-perspektivy-razvitiya-samoupravleniya-gorodskogo-okruga-gorod-ufa-respubliki-bashkortostan (дата обращения: 17.12.2024).
6. Акбашева Р.Р., Владимиров И.А. Государственное регулирование предпринимательства в Республике Башкортостан // Экономика и социум. 2015. №6-2 (19). [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25639822 (дата обращения: 17.12.2024).
7. Аминов И. Р., Суфиянов А. А. Муниципально-правовой анализ актов органов местного самоуправления (на примере Туймазинского муниципального района) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №10-2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/munitsipalno-pravovoy-analiz-aktov-organov-mestnogo-samoupravleniya-na-primere-tuymazinskogo-munitsipalnogo-rayona (дата обращения: 17.12.2024).
8. Бабичев И.В. Конституционные новеллы для местного самоуправления: некоторый анализ // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Божиган В.С. Деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения благосостояния населения // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2018, № 1. С. 45.
10. Бондарь Н.С., Джаганян А.А. Местное самоуправление: законодательство и практика реализации: монография. М.: Профпресс, 2016.
11. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2015. С. 21.
12. Боков Ю.А. Фетисова А.В. Конституционные гарантии местного самоуправления в РФ // Вопросы современной юриспруденции. 2017, № 1. С. 25.
13. Бурлака С.Н., Вилачева М.Н. Органы местного самоуправления как юридические лица: проблемы правового регулирования // Муниципалитет: экономика и управление. 2017. №2 (19). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organy-mestnogo-samoupravleniya-kak-yuridicheskie-litsa-problemy-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 17.12.2024).
14. Батршина Ю.Р. Организация местного самоуправления в Республике Башкортостан: проблемы и перспективы развития // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 22. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21592194 (дата обращения: 17.12.2024).
15. Васильев В.И. К вопросу о территориальных уровнях местного самоуправления // Журнал российского права. 2017. № 1. С. 80-91.
16. Вобленко С.В. Конституционная модель местного самоуправления России: монография. М.: Директ-Медиа, 2020.
17. Васильев В.И. Местное самоуправление и Конституция Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. № 6. С. 28–29.
18. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. М., 1927. С. 337.
19. Волжские зори: сайт / учредитель АО «Татмедиа». Татарстан, 2021 [Электронный ресурс].. URL: https://kamskoe-ustie.ru/news/obshestvo/v-tatarstane-vedetsya-rabota-po-sovershenstvovaniyu-vzaimodeystviya-organov-vlasti-i-naseleniya (дата обращения: 21.07.2024).
20. Грипп Э.Х., Яхина Ю.Х. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации - правовой фундамент субъектов Российской Федерации (на примере Конституции Республики Башкортостан) // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 3 (81). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsii-ustavy-subektov-rossiyskoy-federatsii-pravovoy-fundament-subektov-rossiyskoy-federatsii-na-primere-konstitutsii (дата обращения: 17.12.2024).
21. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление // Государственное и муниципальное управление. 2006. С. 63.
22. Доклад директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Т.Я. Хабриевой (Москва, ИЗиСП, 27 мая 2020 г.). [Электронный ресурс]. URL:https:izak.ru/img_content/privetstvennoe-slovo-talii-yarullovny-habrievoj-2.pdf (дата обращения: 20.11.2023).
a. Доклад Министерства финансов Российской Федерации о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (Москва, АО «Финпол», 10 октября 2019г.). [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2019/10/main/1070_Doklad.pdf (дата обращения: 20.11.2023).
23. Еремин А.Р. О наделении отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006, № 10. С. 37.
24. Егоров С.С. Всякую власть вручает народ // Парламентская газета. 5 июня 2009 г. С. 214.
25. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmeneniiami.html (дата обращения: 10.12.2023).
26. Зелетдинова Э.А. Политическая культура и политические ценности жителей российской провинции // Всероссийский конкурс политологов, изменения в политике и политика изменений: стратегия, индикаторы, акторы. 20-22 ноября 2009 г. Астрахань, 2009. С. 171.
27. Иванова А.А. Правовое регулирование местного самоуправления: некоторые проблемы и пути их решения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2010. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-mestnogo-samoupravleniya-nekotorye-problemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 17.12.2024).
28. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: монография. М. : Издательство норма, 2001.
29. Казакова Л.С. Правовые основы деятельности системы органов местного самоуправления, участвующих в реализации прав несовершеннолетних // Юридический мир. 2011. № 6. С. 32.
30. Колкнева Т.Ф. Взаимоотношения государства и муниципальных образований: проблемы законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6. С. 36.
31. Кислякова Э.Э. межмуниципальное сотрудничество в Республике Башкортостан: проблемы и рекомендации по совершенствованию // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №11-4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhmunitsipalnoe-sotrudnichestvo-v-respublike-bashkortostan-problemy-i-rekomendatsii-po-sovershenstvovaniyu (дата обращения: 17.12.2024).
32. Киреев А.С. Основные аспекты управления социальной сферой региона на примере Республики Башкортостан // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №12-3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-upravleniya-sotsialnoy-sferoy-regiona-na-primere-respubliki-bashkortostan (дата обращения: 17.12.2024).
33. Мокрый В.С. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 4. С. 15.
34. Мугсинова Д. И. основы реформирования органов местного самоуправления Республики Башкортостан // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №11-3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41592047 (дата обращения: 17.12.2024).
35. Маликов М.Ф. Конституционное законодательство Республики Башкортостан: состояние и перспективы развития // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. №3 (94). [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19122974 (дата обращения: 17.12.2024).
36. Мещеряков Г.В. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления: некоторые вопросы взаимодействия // Время и право. № 1. СПб., 2009. С. 24.
37. Овчинников И.И. Финансы местного самоуправления: проблемы укрепления доходной базы // Хозяйство и право. 1999. № 9. С. 125.
38. Пешин Н.Л. Принципы построения модели взаимоотношения государства и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7. С. 21.
39. Пальгова И.С. Политико-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в системе региональной политики // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2013. № 1 (34). С. 75
40. Позовой В.Н., Семеренко Л.М., Демченко В.И. Политическая наука в США: История и современность. Ростов н/Д, 2003. С. 234.
41. Погонина В.В., Погонин С.А. Анализ системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Экономика и социум. 2017. №6-2 (37). [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29938723 (дата обращения: 17.12.2024).
42. Павленков М.Н., Сухарева К.С. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. №1 (69). [Электронный ресурс]. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/18115942_2023_-_1(69)_unicode/6.pdf (дата обращения: 17.12.2024).
a. Протопопова М. Т., Эляков А. Л. Исследование консолидированного бюджета Чукотского автономного округа: анализ, проблемы и перспективы// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2024. №1.
43. Радаев В.В. Стратегия социального управления муниципальным образованием в транзитивном обществе: дис. канд. социол. наук. Саратов, 2014. С. 10.
44. Селихова О.Г. Проблемы императивного перераспределения полномочий местного самоуправления в России // Российский юридический журнал. 2017. № 5. С. 104.
a. Селентьева Т. Н., Иванова М. В., Иванов М. В., Кобышева М. С. Цифровизация процессов государственного управления в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1. С. 98.
45. Медведев Р.Н. Смена элит в России // Вестник аналитики. 2015. № 2 (20). С. 206.
46. Стрельников А.О. Некоторые проблемы правового регулирования организации местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2017. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-organizatsii-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 17.12.2024).
47. Тулькубаев И.Р. Анализ структурных сдвигов в социально-экономическом развитии муниципальных образований Республики Башкортостан // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2022. №3 (41). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-strukturnyh-sdvigov-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-munitsipalnyh-obrazovaniy-respubliki-bashkortostan (дата обращения: 17.12.2024).
48. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М.: Интеграл, 2001. С. 188.
49. Трофимова И.Н. Эффективность местного самоуправления в Российской Федерации и проблема гражданского участия [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ozybaf (дата обращения: 17.12.2024).
50. Уваров А.А. О разграничении и оптимизации компетенции муниципальных органов власти // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 43.
51. Фахретдинов И.Ю., Сайфуллина Э.И., Мещанинова Г.Д. Развитие объединений муниципальных образований // Экономика и социум. 2014. №4-5 (13). [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23385257 (дата обращения: 17.12.2024).
52. Хужахметова Г.Н. Институциональные ограничения межмуниципального сотрудничества в Республике Башкортостан // Экономические системы. 2022. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48726321 (дата обращения: 17.12.2024).
53. Хабибрахманова Э.Х., Социально-управленческое отчуждение в местном самоуправлении Республики Башкортостан: социологический анализ // Социология власти. 2010. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-upravlencheskoe-otchuzhdenie-v-mestnom-samoupravlenii-respubliki-bashkortostan-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 17.12.2024).
54. Шевандрин А.В. Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и практика ее применения // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №35. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ofavsl (дата обращения: 17.12.2024).
55. Шкель С.Н., Почему депутаты не бунтуют: политический потенциал ассамблей в малых городах Республики Башкортостан. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-deputaty-ne-buntuyut-politicheskiy-potentsial-assambley-v-malyh-gorodah-respubliki-bashkortostan (дата обращения: 17.12.2024).
56. Щуркова Е.А., Фролова Е.В. Нормативно-правовая база и система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации // Форум молодых ученых. 2019. №10 (38). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovaya-baza-i-sistema-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 17.12.2024).