Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дел об административных правонарушениях (Университет Прокуратуры Российской Федерации (Крымский юридический институт (филиал))
|
Дата изготовления: июнь 2023 года.
Учебное заведение: .
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1.1. Основные положения, принципы правового регулирования в сфере административных правоотношений…9
1.2. Задачи производства об административных правонарушениях………20
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОКУРОРОМ ПОЛНОМОЧИЙ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ПРОИЗВОДСТВА ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1. Полномочия прокурора на стадии досудебной подготовки дел об административных правонарушениях …24
2.2. Участие прокурора в суде общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях…31
2.3.Особенности участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в арбитражном суде…47
Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ПРИНЯТИЮ МЕР РЕАГИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННЫХ НА УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.1. Меры прокурорского реагирования на выявленные нарушения законодательства об административной ответственности……56
3.2. Типичные ошибки, допускаемые прокурорами при осуществлении административного преследования лиц, не выполнивших законные требования прокурора76
Заключение……………………………………………………………………….84
Библиографический список………87
Учебное заведение: .
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1.1. Основные положения, принципы правового регулирования в сфере административных правоотношений…9
1.2. Задачи производства об административных правонарушениях………20
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОКУРОРОМ ПОЛНОМОЧИЙ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ПРОИЗВОДСТВА ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1. Полномочия прокурора на стадии досудебной подготовки дел об административных правонарушениях …24
2.2. Участие прокурора в суде общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях…31
2.3.Особенности участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в арбитражном суде…47
Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ПРИНЯТИЮ МЕР РЕАГИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННЫХ НА УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.1. Меры прокурорского реагирования на выявленные нарушения законодательства об административной ответственности……56
3.2. Типичные ошибки, допускаемые прокурорами при осуществлении административного преследования лиц, не выполнивших законные требования прокурора76
Заключение……………………………………………………………………….84
Библиографический список………87
В решении актуальной государственной задачи - укрепления законности в Российской Федерации, и, в частности, соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, - особую роль играет институт административной ответственности. Более того, в связи с проводимой государством политикой гуманизации уголовных наказаний, декриминализацией содержащихся в УК РФ отдельных видов преступлений, характеризующихся низкой степенью общественной опасности, роль и значение института административной ответственности неизмеримо возрастает.
Административное преследование нарушителей законодательства отнесено к одной из наиболее важных функций механизма государственного принуждения. Преследование лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, осуществляется как путем наложения на виновных лиц разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами. В связи с этим установленную государством процедуру привлечения виновных к административной ответственности необходимо рассматривать и через призму профилактического влияния на состояние законности в той или иной сфере общественных отношений, где государство считает целесообразным поддерживать определенный правопорядок.
Введенный в действие с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) стал важной вехой в развитии российского законодательства. Он основан на положениях Конституции РФ и последовательно реализует главные тенденции развития нашей правовой системы: повышение роли закона, отраслевую или институциональную кодификацию правовых норм, укрепление судебной власти, расширение прав на защиту, совершенствование юрисдикционных процедур, акцентирующих внимание на диспозитивных началах судопроизводства и принципиальной независимости судей при принятии процессуально значимых решений.
Необходимо отметить, что КоАП РФ также установил единые правила поведения участников административного процесса независимо от правового статуса правонарушителя и лиц, участвующих в их преследовании.
Актуальность темы дипломной работы. Необходимо отметить, что прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дел об административных правонарушениях, далеко не всегда отвечает предъявляемым требованиям, в практике часто допускаются ошибки на всех стадиях надзорного процесса, и поэтому он нуждается в совершенствовании, в использовании имеющихся резервов.
В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Закона о прокуратуре, прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.
Совершенствование прокурорского надзора в рассматриваемой области, повышение его эффективности, своевременное выявление и устранение незаконных актов и других нарушений законов, допускаемых органами административной юрисдикции, будет способствовать укреплению законности в их деятельности, что положительно скажется на соблюдении прав и свобод граждан, на повышении авторитета этих органов и в конечном итоге приведет к уменьшению административных правонарушений. В связи с этим крайне необходимы теоретические разработки, научно-обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование этого важного в современных условиях участка деятельности прокуратуры.
Исходя из этих соображений, предлагаемая тема настоящего исследования «Прокурорский надзора за исполнением законов при производстве дел об административных правонарушениях» является по нашему мнению своевременной и важной.
Цель исследования состоит в научном анализе полномочий прокурора на всех стадиях административного производства согласно законодательству РФ и на этой основе - предложение научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы полномочий прокурора, которые позволяют обеспечить достижение целей своевременного реагирования прокурором на выявленные нарушения административного законодательства в отношении лиц, являющихся субъектами административных проступков.
В современных условиях роль законодательства, устанавливающего ответственность за совершение административных проступков, достаточно велика. Учитывая стремление России приблизиться к уровню правовых государств и произошедшее за последнее десятилетие явное снижение правосознания граждан, следует воспринимать совокупность реализованных в полном объеме правовых институтов административно-деликтного права как превентивное средство, предотвращающее совершение в последующем более серьезных правонарушений. Неслучайно, что в ст. 1.2 КоАП РФ в числе задач законодательства об административных правонарушениях в том числе называется и их предупреждение.
В настоящее время среди отдельных законодателей, руководителей органов исполнительной власти, юристов не утихают споры о необходимости сокращения правовых средств надзора за исполнением законов, а в последующем и ликвидации надзорной функции органов прокуратуры.
В этих условиях включение в КоАП РФ статьи 24.6 о прокурорском надзоре за соблюдением Конституции Российской Федерации и соблюдением законов при производстве по делам об административных правонарушениях лишний раз доказывает преждевременность постановки вопроса об изменении роли и места прокурора, жизненную необходимость осуществления им надзорных функций, направленных, прежде всего, на защиту прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц.
В процессе надзора за исполнением нового КоАП РФ прокуроры сталкиваются с определенными трудностями в понимании и исполнении отдельных его положений, что, в общем-то, понятно, учитывая, что новый законодательный акт действует непродолжительное время, и надзор за его исполнением пока еще только складывается. В этом прокурорам призвана оказать помощь наука. В предлагаемой диссертации исследуются вопросы, так или иначе направленные на совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов органами административной юрисдикции и, в частности, на преодоление тех трудностей, с которыми сталкиваются прокуроры.
При этом основной упор делается на предупреждение принятия этими органами незаконных решений, то есть юридических действий, поскольку именно при этом наиболее часто нарушаются права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере выполнения прокурором своих полномочий в стадиях административного процесса.
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих условия и порядок исполнения прокурором своих полномочий.
Теоретико-правовая основа исследования: Проблемы прокурорского надзора, в том числе связанные с его совершенствованием получили широкое освещение в научной литературе, как в советский период, так и в настоящее время.
При подготовке диссертационной работы использовались научные труды в области законности, административного процесса, прокурорского надзора таких авторов как: Алексеев А.И., Басков В.И., Березовская С.Г., Берензон А.Д., Бессарабов В.Г., Бойков А.Д., Викторов И.С., Виноградов В.П., Винокуров Ю.Е., Гаврилов В.В., Герасимов С.И., Гущин В.З., Даев В.Г., Диканова Т.А., Долгова А.И., Звирбуль В.К., Емельянов С.А., Казарина А.Х., Карлин А.Б., Карпец И.И., Клочков В.В., Козусев А.Ф., Коробейников Б.В., Кригер В.И., Лопатин В.Н., Мелкумов В.Г., Рохлин В.И., Рябцев В.П., Скворцов К.Ф., Смирнов А.Ф., Стуканов А.П., Сухарев А.Я., Шиндт В.И., Ястребов В.Б. и других.
Методологической основой исследования явились общенаучные и частно-научные методы: диалектический, позволяющий осознать взаимосвязь тех или иных явлений, дать определение направленности формирования действующих отношений в конкретной сфере; синтез (при помощи суммирования приобретенных данных, формулировании заключений); историко-правовой метод, позволяющий освоить правовое регулирование отношений в их развитии; формально-логический метод, позволяющий понять содержимое рассматриваемого нормативного материала, сформулировать выводы и предложения; метод системного анализа; анализ (при работе с нормативными правовыми актами, выработке научных понятий и определений); дедукция и индукция и др.
Нормативной основой исследования являются: Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, акты Президента Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, международные правовые документы, и иные нормативные акты Российской Федерации.
Эмпирическую основу исследования составили данные официальной статистики прокуратуры Республики Крым о состоянии надзорной деятельности за исполнением законов при производстве дел об административных правонарушениях за период 2020-2022 г.г., других документальных источников, в том числе информации полученной посредством Интернета.
Практическая и теоретическая значимость заключается в подходе к деятельности прокурора как многофункциональной. Раскрыты сущность и значение конкретных функций и полномочий прокурора в стадии досудебной подготовки дел об административных правонарушениях, участия прокурора в суде общей юрисдикции при рассмотрении данной категории дел, в возможности использования законодателем предложенных изменений и дополнений КоАП РФ, для совершенствования процессуальных статусов прокурора в ходе проведения административного производства в целом.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 7 параграфов, содержащих последовательное изложение научного исследования и раскрывающих тему работы, заключения, списка использованных источников.
Административное преследование нарушителей законодательства отнесено к одной из наиболее важных функций механизма государственного принуждения. Преследование лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, осуществляется как путем наложения на виновных лиц разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами. В связи с этим установленную государством процедуру привлечения виновных к административной ответственности необходимо рассматривать и через призму профилактического влияния на состояние законности в той или иной сфере общественных отношений, где государство считает целесообразным поддерживать определенный правопорядок.
Введенный в действие с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) стал важной вехой в развитии российского законодательства. Он основан на положениях Конституции РФ и последовательно реализует главные тенденции развития нашей правовой системы: повышение роли закона, отраслевую или институциональную кодификацию правовых норм, укрепление судебной власти, расширение прав на защиту, совершенствование юрисдикционных процедур, акцентирующих внимание на диспозитивных началах судопроизводства и принципиальной независимости судей при принятии процессуально значимых решений.
Необходимо отметить, что КоАП РФ также установил единые правила поведения участников административного процесса независимо от правового статуса правонарушителя и лиц, участвующих в их преследовании.
Актуальность темы дипломной работы. Необходимо отметить, что прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дел об административных правонарушениях, далеко не всегда отвечает предъявляемым требованиям, в практике часто допускаются ошибки на всех стадиях надзорного процесса, и поэтому он нуждается в совершенствовании, в использовании имеющихся резервов.
В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Закона о прокуратуре, прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.
Совершенствование прокурорского надзора в рассматриваемой области, повышение его эффективности, своевременное выявление и устранение незаконных актов и других нарушений законов, допускаемых органами административной юрисдикции, будет способствовать укреплению законности в их деятельности, что положительно скажется на соблюдении прав и свобод граждан, на повышении авторитета этих органов и в конечном итоге приведет к уменьшению административных правонарушений. В связи с этим крайне необходимы теоретические разработки, научно-обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование этого важного в современных условиях участка деятельности прокуратуры.
Исходя из этих соображений, предлагаемая тема настоящего исследования «Прокурорский надзора за исполнением законов при производстве дел об административных правонарушениях» является по нашему мнению своевременной и важной.
Цель исследования состоит в научном анализе полномочий прокурора на всех стадиях административного производства согласно законодательству РФ и на этой основе - предложение научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы полномочий прокурора, которые позволяют обеспечить достижение целей своевременного реагирования прокурором на выявленные нарушения административного законодательства в отношении лиц, являющихся субъектами административных проступков.
В современных условиях роль законодательства, устанавливающего ответственность за совершение административных проступков, достаточно велика. Учитывая стремление России приблизиться к уровню правовых государств и произошедшее за последнее десятилетие явное снижение правосознания граждан, следует воспринимать совокупность реализованных в полном объеме правовых институтов административно-деликтного права как превентивное средство, предотвращающее совершение в последующем более серьезных правонарушений. Неслучайно, что в ст. 1.2 КоАП РФ в числе задач законодательства об административных правонарушениях в том числе называется и их предупреждение.
В настоящее время среди отдельных законодателей, руководителей органов исполнительной власти, юристов не утихают споры о необходимости сокращения правовых средств надзора за исполнением законов, а в последующем и ликвидации надзорной функции органов прокуратуры.
В этих условиях включение в КоАП РФ статьи 24.6 о прокурорском надзоре за соблюдением Конституции Российской Федерации и соблюдением законов при производстве по делам об административных правонарушениях лишний раз доказывает преждевременность постановки вопроса об изменении роли и места прокурора, жизненную необходимость осуществления им надзорных функций, направленных, прежде всего, на защиту прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц.
В процессе надзора за исполнением нового КоАП РФ прокуроры сталкиваются с определенными трудностями в понимании и исполнении отдельных его положений, что, в общем-то, понятно, учитывая, что новый законодательный акт действует непродолжительное время, и надзор за его исполнением пока еще только складывается. В этом прокурорам призвана оказать помощь наука. В предлагаемой диссертации исследуются вопросы, так или иначе направленные на совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов органами административной юрисдикции и, в частности, на преодоление тех трудностей, с которыми сталкиваются прокуроры.
При этом основной упор делается на предупреждение принятия этими органами незаконных решений, то есть юридических действий, поскольку именно при этом наиболее часто нарушаются права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере выполнения прокурором своих полномочий в стадиях административного процесса.
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих условия и порядок исполнения прокурором своих полномочий.
Теоретико-правовая основа исследования: Проблемы прокурорского надзора, в том числе связанные с его совершенствованием получили широкое освещение в научной литературе, как в советский период, так и в настоящее время.
При подготовке диссертационной работы использовались научные труды в области законности, административного процесса, прокурорского надзора таких авторов как: Алексеев А.И., Басков В.И., Березовская С.Г., Берензон А.Д., Бессарабов В.Г., Бойков А.Д., Викторов И.С., Виноградов В.П., Винокуров Ю.Е., Гаврилов В.В., Герасимов С.И., Гущин В.З., Даев В.Г., Диканова Т.А., Долгова А.И., Звирбуль В.К., Емельянов С.А., Казарина А.Х., Карлин А.Б., Карпец И.И., Клочков В.В., Козусев А.Ф., Коробейников Б.В., Кригер В.И., Лопатин В.Н., Мелкумов В.Г., Рохлин В.И., Рябцев В.П., Скворцов К.Ф., Смирнов А.Ф., Стуканов А.П., Сухарев А.Я., Шиндт В.И., Ястребов В.Б. и других.
Методологической основой исследования явились общенаучные и частно-научные методы: диалектический, позволяющий осознать взаимосвязь тех или иных явлений, дать определение направленности формирования действующих отношений в конкретной сфере; синтез (при помощи суммирования приобретенных данных, формулировании заключений); историко-правовой метод, позволяющий освоить правовое регулирование отношений в их развитии; формально-логический метод, позволяющий понять содержимое рассматриваемого нормативного материала, сформулировать выводы и предложения; метод системного анализа; анализ (при работе с нормативными правовыми актами, выработке научных понятий и определений); дедукция и индукция и др.
Нормативной основой исследования являются: Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, акты Президента Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, международные правовые документы, и иные нормативные акты Российской Федерации.
Эмпирическую основу исследования составили данные официальной статистики прокуратуры Республики Крым о состоянии надзорной деятельности за исполнением законов при производстве дел об административных правонарушениях за период 2020-2022 г.г., других документальных источников, в том числе информации полученной посредством Интернета.
Практическая и теоретическая значимость заключается в подходе к деятельности прокурора как многофункциональной. Раскрыты сущность и значение конкретных функций и полномочий прокурора в стадии досудебной подготовки дел об административных правонарушениях, участия прокурора в суде общей юрисдикции при рассмотрении данной категории дел, в возможности использования законодателем предложенных изменений и дополнений КоАП РФ, для совершенствования процессуальных статусов прокурора в ходе проведения административного производства в целом.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 7 параграфов, содержащих последовательное изложение научного исследования и раскрывающих тему работы, заключения, списка использованных источников.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Изменения последних лет, внесенные в законодательство об административных правонарушениях в рамках реализации проводимой на государственном уровне политики, постоянной модернизации законодательства, децентрализации управления и продолжающейся административной реформы, существенно повлияли на статус всех участников производства, включая и прокурора.
Совершенствование прокурорского надзора в рассматриваемой области, повышение его эффективности, своевременное выявление и устранение незаконных актов и других нарушений законов, допускаемых органами административной юрисдикции, способствует укреплению законности в их деятельности, что положительно сказывается на соблюдении прав и свобод граждан, на повышении авторитета этих органов и в конечном итоге приведет к уменьшению административных правонарушений.
Именно эти причины послужили основанием данного диссертационного исследования, поскольку в современных условиях необходимы и теоретические разработки, и научно-обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование этого важного участка деятельности прокуратуры.
Необходимо отметить, что правовой основой деятельности прокурора при производстве по делам об административных правонарушениях по прежнему служат: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» а специальными, ведомственными актами: приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»; от 19.02.2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях».
Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях, как и иная надзорная деятельность прокуроров, с одной стороны, носит ярко выраженный предупредительный характер и с другой стороны, выступает как одна из гарантий защиты прав и свобод граждан от их ущемления со стороны соответствующих органов (должностных лиц).
К выводам диссертационного исследования можно отнести то, что полномочия прокурора при осуществлении надзорной функции за исполнением законодательства об административных правонарушениях имеют разнообразный характер в зависимости от стадий рассматриваемого административного проступка. При этом, прокурор вправе участвовать во всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях - от возбуждения административного дела до обжалования решения по нему, в том числе и в судебном порядке.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях отводит прокурору особое, специальное место среди должностных лиц, участвующих в применении норм законодательства об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ прокурор наделен следующими полномочиями:
1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении; 2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Вместе с тем прокурорский надзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях, далеко не всегда отвечает предъявляемым требованиям, допускаются недостатки на всех стадиях надзорного процесса, и поэтому он нуждается в совершенствовании, в использовании имеющихся резервов.
Исходя из этих соображений предлагаемая тема настоящего диссертационного исследования «Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства об административных правонарушениях» представляется по нашему мнению весьма своевременной в части имеющихся проблемных вопросов по реализации прокурором своих полномочий в данной сфере.
Совершенствование прокурорского надзора в рассматриваемой области, повышение его эффективности, своевременное выявление и устранение незаконных актов и других нарушений законов, допускаемых органами административной юрисдикции, способствует укреплению законности в их деятельности, что положительно сказывается на соблюдении прав и свобод граждан, на повышении авторитета этих органов и в конечном итоге приведет к уменьшению административных правонарушений.
Именно эти причины послужили основанием данного диссертационного исследования, поскольку в современных условиях необходимы и теоретические разработки, и научно-обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование этого важного участка деятельности прокуратуры.
Необходимо отметить, что правовой основой деятельности прокурора при производстве по делам об административных правонарушениях по прежнему служат: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» а специальными, ведомственными актами: приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»; от 19.02.2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях».
Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях, как и иная надзорная деятельность прокуроров, с одной стороны, носит ярко выраженный предупредительный характер и с другой стороны, выступает как одна из гарантий защиты прав и свобод граждан от их ущемления со стороны соответствующих органов (должностных лиц).
К выводам диссертационного исследования можно отнести то, что полномочия прокурора при осуществлении надзорной функции за исполнением законодательства об административных правонарушениях имеют разнообразный характер в зависимости от стадий рассматриваемого административного проступка. При этом, прокурор вправе участвовать во всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях - от возбуждения административного дела до обжалования решения по нему, в том числе и в судебном порядке.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях отводит прокурору особое, специальное место среди должностных лиц, участвующих в применении норм законодательства об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ прокурор наделен следующими полномочиями:
1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении; 2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Вместе с тем прокурорский надзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях, далеко не всегда отвечает предъявляемым требованиям, допускаются недостатки на всех стадиях надзорного процесса, и поэтому он нуждается в совершенствовании, в использовании имеющихся резервов.
Исходя из этих соображений предлагаемая тема настоящего диссертационного исследования «Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства об административных правонарушениях» представляется по нашему мнению весьма своевременной в части имеющихся проблемных вопросов по реализации прокурором своих полномочий в данной сфере.
Подобные работы
- Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы процессуальной регламентации стадии возбуждения уголовного дела
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021



