Повышение конкурентоспособности агропромышленного предприятия
|
Введение 3
1 Исследование вопросов повышения конкурентоспособности агропромышленного предприятия 5
1.1 Современное состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса 5
1.2 Региональные программы поддержке агропромышленных предприятий 8
1.3 Повышение конкурентоспособности продукции овощеводства защищенного
грунта 12
2 Ситуационный анализ ОАО «Пензенский тепличный комбинат» 19
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Пензенский тепличный комбинат» 19
2.2 Экономический анализ 21
2.3 Анализ рынка и конкуренции 31
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности 38
3.1 Внедрение новых технологий 38
3.2 Совершенствование каналов реализации 40
3.3 Сокращение уровня затрат 43
Заключение 46
Список использованных источников
1 Исследование вопросов повышения конкурентоспособности агропромышленного предприятия 5
1.1 Современное состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса 5
1.2 Региональные программы поддержке агропромышленных предприятий 8
1.3 Повышение конкурентоспособности продукции овощеводства защищенного
грунта 12
2 Ситуационный анализ ОАО «Пензенский тепличный комбинат» 19
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Пензенский тепличный комбинат» 19
2.2 Экономический анализ 21
2.3 Анализ рынка и конкуренции 31
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности 38
3.1 Внедрение новых технологий 38
3.2 Совершенствование каналов реализации 40
3.3 Сокращение уровня затрат 43
Заключение 46
Список использованных источников
Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во всем мире рассматриваются как важная проблема экономики, от которой зависят темпы развития страны. В рыночной экономике основным фак-тором коммерческого успеха предприятия является конкурентоспособность его продукции, то есть насколько лучше она аналогов-продукций выпускаемой предприятиями-конкурентами.
Конкурентоспособность- это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, то есть конкретным требованиям потребителей по своим, экономическим, эстетическим, техническим характеристикам, по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). Конкурентоспособным считается такая продукция, которая имеет высокие потребительские свойства, и соответствует требованиям международных стандартов по экологической безопасности.
Таким образом, одна из важнейших проблем - это качество и конкурентоспособность товаров и услуг, предполагающая формирование принципиально новых подходов к исследованию и оценке этих аспектов.
В современных условиях товар становится индикатором силы, экономической безопасности и конкурентоспособности отечественного продуцента.
Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в дальнейшем, следует периодически проводить анализ конкурентоспособности уже на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной продукции на рынке и вы-являть ту продукцию, для которой необходимо разрабатывать специальные мероприятия по повышению конкурентоспособности.
Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого субъекта. В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. Поэтому выбранная тема курсовой работы «Повышение конкурентоспособности агропромышленного предприятия ОАО Пензенский тепличный комбинат» является актуальной.
Основная цель курсовой работы - разработать пути повышения конкурентоспособности на примере конкретного предприятия - ОАО «Пензенский тепличный комбинат», расположенного в Пензенской области Пензенского района. Главные задачи заключаются в том, чтобы проследить работу предприятия путем анализа основных показателей его экономической деятельности:
1. Рассмотреть теоретическое обоснование вопроса конкурентоспособности предприятия.
2. Собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия.
3. Изучить анализ рынка конкурентов предприятия.
4. Оценить современный уровень конкурентоспособности исследуемого предприятия, его положение среди конкурентов.
5. Обозначить пути повышения конкурентоспособности предприятий;
6. Сделать выводы на основании проведённого исследования.
Объектом исследования в работе был выбран ОАО «Пензенский тепличный комбинат»
В работе применялись такие методы исследования как: описание, группировка, сравнение, системный анализ, финансовый анализ, наблюдение, интервью.
Данная работа состоит из введения, трёх разделов, разбитых на подразделы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
При выполнении курсовой работы использовалась научная и учебная литература, интернет, а также годовая отчётность предприятия за 2013 - 2015 г.г.
В начале рассмотрим научно-теоретические основы повышения конкурентоспособности агропромышленного предприятия.
Конкурентоспособность- это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, то есть конкретным требованиям потребителей по своим, экономическим, эстетическим, техническим характеристикам, по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). Конкурентоспособным считается такая продукция, которая имеет высокие потребительские свойства, и соответствует требованиям международных стандартов по экологической безопасности.
Таким образом, одна из важнейших проблем - это качество и конкурентоспособность товаров и услуг, предполагающая формирование принципиально новых подходов к исследованию и оценке этих аспектов.
В современных условиях товар становится индикатором силы, экономической безопасности и конкурентоспособности отечественного продуцента.
Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в дальнейшем, следует периодически проводить анализ конкурентоспособности уже на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной продукции на рынке и вы-являть ту продукцию, для которой необходимо разрабатывать специальные мероприятия по повышению конкурентоспособности.
Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого субъекта. В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. Поэтому выбранная тема курсовой работы «Повышение конкурентоспособности агропромышленного предприятия ОАО Пензенский тепличный комбинат» является актуальной.
Основная цель курсовой работы - разработать пути повышения конкурентоспособности на примере конкретного предприятия - ОАО «Пензенский тепличный комбинат», расположенного в Пензенской области Пензенского района. Главные задачи заключаются в том, чтобы проследить работу предприятия путем анализа основных показателей его экономической деятельности:
1. Рассмотреть теоретическое обоснование вопроса конкурентоспособности предприятия.
2. Собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия.
3. Изучить анализ рынка конкурентов предприятия.
4. Оценить современный уровень конкурентоспособности исследуемого предприятия, его положение среди конкурентов.
5. Обозначить пути повышения конкурентоспособности предприятий;
6. Сделать выводы на основании проведённого исследования.
Объектом исследования в работе был выбран ОАО «Пензенский тепличный комбинат»
В работе применялись такие методы исследования как: описание, группировка, сравнение, системный анализ, финансовый анализ, наблюдение, интервью.
Данная работа состоит из введения, трёх разделов, разбитых на подразделы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
При выполнении курсовой работы использовалась научная и учебная литература, интернет, а также годовая отчётность предприятия за 2013 - 2015 г.г.
В начале рассмотрим научно-теоретические основы повышения конкурентоспособности агропромышленного предприятия.
В условиях динамично развивающейся конкурентной среды необходимо проводить анализ конкурентоспособности своего предприятия на фоне других представителей данного сектора рынка. Это позволит получить информацию, о том, что привлекает потребителя в продукции или услугах данного предприятия, и какие преимуществами обладают его конкуренты. Анализ необходим, чтобы на его основе можно было усовершенствовать те моменты, которые способствуют снижению конкурентоспособности. Исходя из этого, проведение данного анализа является жизненно необходимой составляющей каждого предприятия, поскольку, не зная того, что нужно потребителю и какими конкурентными преимуществами обладают соперники.
Целью данной дипломной работы являлась рассмотрение путей по повышению конкурентоспособности на примере ОАО «Пензенский тепличный комбинат» и обоснование их экономической эффективности. Данная цель была достигнута за счет решения ряда задач:
- были изучены теоретические и методологические аспекты анализа и оценки, повышения конкурентоспособности организации
- был проведен анализ конкурентоспособности на примере выбранной организации, в рамках которого были проанализированы: финансовое состояние, расположение конкурентных сил на рынке
В качестве факторов, сдерживающих темпы развития отрасли в ОАО «Пензенский тепличный комбинат» можно выделить следующее:
- устаревшие технологии выращивания овощей, которые не позволяют повысить производительность труда, урожайность культур, ведёт к перерасходу воды и электроэнергии;
- упущение в работе по использованию новейших сортов и гибридов овощных культур, обладающих более высокой потенциальной урожайностью и устойчивостью к различным заболеваниям.
Так же существуют и внешние факторы сдерживающие темпы развития ОАО» Тепличный комбинат» к ним относятся:
- политические факторы (отношение исполнительной, законодатель-ной и судебной ветвей власти к проблемам бизнеса, их заинтересованность в его развитии и росте; механизм размещения государственных заказов; взаимоотношения России с государствами-партнерами и т.п.),
- экономические факторы (инфляция, изменение курса валют, глобальная конкуренция, уровень безработицы и т.п.).
Существуют так же факторы сдерживающие темпы развития:
- технологические факторы (например, уровень технического развития предприятия, общий уровень технического развития в стране и в мире, их соотношение, и т.п.);
- социальные факторы (например, изменение вкусов, потребностей и доходов покупателей, и т.п.);
- риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.
Любой из приведенных выше факторов может оказать влияние и на ОАО «Пензенский тепличный комбинат». Чтобы избежать негативного воздействия на сбыт продукции со стороны внешней среды, ОАО «Пензенский тепличный комбинат» проводит мониторинг таких факторов, а также анализирует конку-рентное окружение, потребительские настроения.
Для того, чтобы успешно конкурировать в борьбе за покупателя и иметь высокую рентабельность необходимо укрупнят производство, изыскивать резервы для роста производительности существующих производственных мощностей.
Для повышения эффективности производства овощей защищённого грунта и конкурентоспособности предприятия ОАО «Пензенский тепличный комбинат» предлагаем следующие мероприятия:
- наращивание объемов реализации по ассортименту с наиболее высоким маржинальным доходом;
- внедрение новой технологии повышения урожайности овощных культур;
- совершенствование технологии производства за счет применения биологического препарата «Агрофил», который способствует повышению урожайности, экологически чист. Препарат выпускает биофабрика г. Кузнецк.
- применение новых высоко эффективных в урожайности семян ;
- разработка нового ассортимента, полностью соответствующего требованиям потребителя, является главной задачей при освоении производства;
- тепличному комбинату необходимо проводить мероприятия, осваивать технологии позволяющие сократить расход энергоресурсов, однако непрекращающийся рост цен на газ и электроэнергию, горюче-смазочные материалы снижает эффективность работы тепличных хозяйств;
- совершенствование организации труда и материального стимулирования работников;
- совершенствование каналов реализации и налаживание системы сбыта;
- уделяться особое внимание упаковке продукции, в связи с ростом спроса на фасованную продукцию;
- снижение себестоимости продукции позволит обществу достигнуть поставленных целей и увеличить объемы выпускаемой продукции;
- повышения качества продукции.
Влияние указанных событий будет долгосрочным и вероятность их наступления достаточно высокая.
В настоящее время наметились кардинальные сдвиги в развитии ОАО Пензенского тепличного комбината. Сейчас он является современным, высокотехнологичным и динамично развивающимся предприятием, надежным партнером и поставщиком овощей. Продукция ОАО Тепличный комбинат приходит к конечному потребителю, как через собственные фирменные торговые точки, так и через розничные магазины региона. В данный момент идет масштабная модернизация предприятия. Свежие овощи почти круглый год поставляются во многие регионы Российской Федерации, в том числе, и достаточно удаленные от Пензенской области. Такую географию рынка сбыта пред-приятие прочно утвердило, прежде всего, высоким качеством производимой продукции и широким ее ассортиментом. Предприятие является участником инвестиционного проекта «Расширение действующего производства», который осуществляет Правительство Пензенской области.
Скоро здесь появятся новые современные теплицы. Техническое пере-вооружение позволит значительно увеличить урожаи.
Целью данной дипломной работы являлась рассмотрение путей по повышению конкурентоспособности на примере ОАО «Пензенский тепличный комбинат» и обоснование их экономической эффективности. Данная цель была достигнута за счет решения ряда задач:
- были изучены теоретические и методологические аспекты анализа и оценки, повышения конкурентоспособности организации
- был проведен анализ конкурентоспособности на примере выбранной организации, в рамках которого были проанализированы: финансовое состояние, расположение конкурентных сил на рынке
В качестве факторов, сдерживающих темпы развития отрасли в ОАО «Пензенский тепличный комбинат» можно выделить следующее:
- устаревшие технологии выращивания овощей, которые не позволяют повысить производительность труда, урожайность культур, ведёт к перерасходу воды и электроэнергии;
- упущение в работе по использованию новейших сортов и гибридов овощных культур, обладающих более высокой потенциальной урожайностью и устойчивостью к различным заболеваниям.
Так же существуют и внешние факторы сдерживающие темпы развития ОАО» Тепличный комбинат» к ним относятся:
- политические факторы (отношение исполнительной, законодатель-ной и судебной ветвей власти к проблемам бизнеса, их заинтересованность в его развитии и росте; механизм размещения государственных заказов; взаимоотношения России с государствами-партнерами и т.п.),
- экономические факторы (инфляция, изменение курса валют, глобальная конкуренция, уровень безработицы и т.п.).
Существуют так же факторы сдерживающие темпы развития:
- технологические факторы (например, уровень технического развития предприятия, общий уровень технического развития в стране и в мире, их соотношение, и т.п.);
- социальные факторы (например, изменение вкусов, потребностей и доходов покупателей, и т.п.);
- риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.
Любой из приведенных выше факторов может оказать влияние и на ОАО «Пензенский тепличный комбинат». Чтобы избежать негативного воздействия на сбыт продукции со стороны внешней среды, ОАО «Пензенский тепличный комбинат» проводит мониторинг таких факторов, а также анализирует конку-рентное окружение, потребительские настроения.
Для того, чтобы успешно конкурировать в борьбе за покупателя и иметь высокую рентабельность необходимо укрупнят производство, изыскивать резервы для роста производительности существующих производственных мощностей.
Для повышения эффективности производства овощей защищённого грунта и конкурентоспособности предприятия ОАО «Пензенский тепличный комбинат» предлагаем следующие мероприятия:
- наращивание объемов реализации по ассортименту с наиболее высоким маржинальным доходом;
- внедрение новой технологии повышения урожайности овощных культур;
- совершенствование технологии производства за счет применения биологического препарата «Агрофил», который способствует повышению урожайности, экологически чист. Препарат выпускает биофабрика г. Кузнецк.
- применение новых высоко эффективных в урожайности семян ;
- разработка нового ассортимента, полностью соответствующего требованиям потребителя, является главной задачей при освоении производства;
- тепличному комбинату необходимо проводить мероприятия, осваивать технологии позволяющие сократить расход энергоресурсов, однако непрекращающийся рост цен на газ и электроэнергию, горюче-смазочные материалы снижает эффективность работы тепличных хозяйств;
- совершенствование организации труда и материального стимулирования работников;
- совершенствование каналов реализации и налаживание системы сбыта;
- уделяться особое внимание упаковке продукции, в связи с ростом спроса на фасованную продукцию;
- снижение себестоимости продукции позволит обществу достигнуть поставленных целей и увеличить объемы выпускаемой продукции;
- повышения качества продукции.
Влияние указанных событий будет долгосрочным и вероятность их наступления достаточно высокая.
В настоящее время наметились кардинальные сдвиги в развитии ОАО Пензенского тепличного комбината. Сейчас он является современным, высокотехнологичным и динамично развивающимся предприятием, надежным партнером и поставщиком овощей. Продукция ОАО Тепличный комбинат приходит к конечному потребителю, как через собственные фирменные торговые точки, так и через розничные магазины региона. В данный момент идет масштабная модернизация предприятия. Свежие овощи почти круглый год поставляются во многие регионы Российской Федерации, в том числе, и достаточно удаленные от Пензенской области. Такую географию рынка сбыта пред-приятие прочно утвердило, прежде всего, высоким качеством производимой продукции и широким ее ассортиментом. Предприятие является участником инвестиционного проекта «Расширение действующего производства», который осуществляет Правительство Пензенской области.
Скоро здесь появятся новые современные теплицы. Техническое пере-вооружение позволит значительно увеличить урожаи.
Подобные работы
- Повышение конкурентоспособности продукции предприятия
Курсовые работы, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Повышение конкурентоспособности продукции организации
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Разработка мероприятий повышения уровня конкурентоспособности организации (на примере ООО «ЭкономЖилСтрой»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности компании ООО «Южуралпак»
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Повышение конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «ВЭЛ - Строй»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Повышение конкурентоспособности продукции на основе эффективного сервисного обслуживания (на примере ООО «МПласт-ТЛ»)
Бакалаврская работа, управление бизнес-процессами. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022



