Связь показателей этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы этнической идентичности и ценностных ориентаций студентов 6
1.1. Этническая идентичность как психологический феномен 6
1.2. Понятия «ценности», «ценностные ориентации» в отечественной и
зарубежной психологии 15
1.3. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста 22
1.4. Формирование ценностных ориентаций и этнической идентичности личности в юношеском (студенческом) возрасте 27
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациям студентов 40
2.1. Описание процедуры и методов исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
2.3. Результаты математико-статистической обработки данных 50
Выводы по главе 2 56
Заключение 59
Список используемых источников 60
Приложения 65
Глава 1. Теоретический анализ проблемы этнической идентичности и ценностных ориентаций студентов 6
1.1. Этническая идентичность как психологический феномен 6
1.2. Понятия «ценности», «ценностные ориентации» в отечественной и
зарубежной психологии 15
1.3. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста 22
1.4. Формирование ценностных ориентаций и этнической идентичности личности в юношеском (студенческом) возрасте 27
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациям студентов 40
2.1. Описание процедуры и методов исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
2.3. Результаты математико-статистической обработки данных 50
Выводы по главе 2 56
Заключение 59
Список используемых источников 60
Приложения 65
В современном обществе наблюдается радикальная трансформация политической, экономической и культурной жизни. Преобразования в духовной сфере приводят к проблеме поиска идентичности и ценностных ориентаций, в частности в среде молодежи. При столкновении с иными ценностями, нормами, отношениями могут возникать ощущения дезориентации, беспомощности, в этом случае личность нуждается в том, что приведет к восстановлению упорядоченности и целостности ее жизни. Именно поэтому люди обращаются к ценностям этнической культуры, доказавшим свою жизнестойкость, проверенную веками. Таким образом, для многих людей этнос является общностью, самоотождествление с которой порождает необходимую надежду и опору.
Феномен этнической идентичности в научных исследованиях активно обсуждается. Изучением этнической идентичности занимаются разные дисциплины - этнография, социология, политология, философия, психология, педагогика. Разработкой теоретических и эмпирических проблем этнической идентичности и толерантности занимались Л.М. Дробижева, Е.П. Белинская, С.Д. Гуриева, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.
Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, А.А. Лосев и др.), социологами (У. Томас, Ф. Знаменский, М. Вебер и др.), педагогами (В.А. Караковский, В.А. Сластенин, И.Я Лернер, И.Л. Федотенко и др.) и психологами (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Алексеев, М.С. Раитина, В.С. Мухина, В.Н. Шварц, и др.).
Однако, несмотря на значительный теоретико-методологический материал по проблеме, недостаточно хорошо изучен вопрос связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациям студентов.
Цель исследования: изучение связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациям студентов для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога.
Объект исследования: этническая идентичность, ценностно-смысловая сфера.
Предмет: связь показателей этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что существует связь этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме изучения этнической идентичности и ценностных ориентаций студентов.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностический эксперимент с применением следующих методик:
• Методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности;
• Методика «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова);
• Шкальный опросник для исследования этнической идентичности (О.Л. Романова);
• Методика «Ценностный опросник» (Ш. Шварц).
3. Методы статистической обработки данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
В исследовании приняли участие 40 человек, студенты факультета педагогики, психологии и социальных наук ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (из них 10 юношей и 30 девушек). Возраст испытуемых от 17 до 19 лет.
Феномен этнической идентичности в научных исследованиях активно обсуждается. Изучением этнической идентичности занимаются разные дисциплины - этнография, социология, политология, философия, психология, педагогика. Разработкой теоретических и эмпирических проблем этнической идентичности и толерантности занимались Л.М. Дробижева, Е.П. Белинская, С.Д. Гуриева, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.
Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, А.А. Лосев и др.), социологами (У. Томас, Ф. Знаменский, М. Вебер и др.), педагогами (В.А. Караковский, В.А. Сластенин, И.Я Лернер, И.Л. Федотенко и др.) и психологами (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Алексеев, М.С. Раитина, В.С. Мухина, В.Н. Шварц, и др.).
Однако, несмотря на значительный теоретико-методологический материал по проблеме, недостаточно хорошо изучен вопрос связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациям студентов.
Цель исследования: изучение связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациям студентов для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога.
Объект исследования: этническая идентичность, ценностно-смысловая сфера.
Предмет: связь показателей этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что существует связь этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме изучения этнической идентичности и ценностных ориентаций студентов.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностический эксперимент с применением следующих методик:
• Методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности;
• Методика «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова);
• Шкальный опросник для исследования этнической идентичности (О.Л. Романова);
• Методика «Ценностный опросник» (Ш. Шварц).
3. Методы статистической обработки данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
В исследовании приняли участие 40 человек, студенты факультета педагогики, психологии и социальных наук ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (из них 10 юношей и 30 девушек). Возраст испытуемых от 17 до 19 лет.
В представленной работе, целью которой являлось изучение связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога, были проанализированы теоретические данные по проблеме изучения этнической идентичности и ценностных ориентаций студентов; проведено диагностическое исследование по выявлению связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов; проанализированы результаты диагностики и интерпретированы выявленные связи.
В теоретической главе была рассмотрена этническая идентичность как психологический феномен; рассмотрены понятия «ценности», «ценностные ориентации» в отечественной и зарубежной психологии; проанализированы психологические особенности юношеского (студенческого) возраста, а также рассмотрен процесс формирования ценностных ориентаций и этнической идентичности личности в юношеском (студенческом) возрасте.
Несмотря на то, что по отдельности феномен этнической идентичности и ценностные ориентации в научных исследованиях активно обсуждаются, недостаточно хорошо изучен вопрос связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов. Именно поэтому, нами было проведено исследование, в результате которого, гипотеза о том, что существует связь этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов, была подтверждена.
В теоретической главе была рассмотрена этническая идентичность как психологический феномен; рассмотрены понятия «ценности», «ценностные ориентации» в отечественной и зарубежной психологии; проанализированы психологические особенности юношеского (студенческого) возраста, а также рассмотрен процесс формирования ценностных ориентаций и этнической идентичности личности в юношеском (студенческом) возрасте.
Несмотря на то, что по отдельности феномен этнической идентичности и ценностные ориентации в научных исследованиях активно обсуждаются, недостаточно хорошо изучен вопрос связи показателей этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов. Именно поэтому, нами было проведено исследование, в результате которого, гипотеза о том, что существует связь этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов, была подтверждена.
Подобные работы
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ БАШКИР (23.00.02)
Диссертации (РГБ), этнография, этнология и антропология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ БАШКИР
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ
ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЦЕННОСТНЫЙ ФАКТОР ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019



