Повышение уровня мотивации и развития персонала путем совершенствования программ корпоративного обучения (Национальный исследовательский университет «МЭИ»)
Объект исследования - ООО «СИБУР» (г. Москва). Это крупнейшая нефтехимическая компания в России, занимающаяся переработкой углеводородного сырья и производством различных видов химической продукции.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ
1.1. Система обучения персонала: подходы, принципы и цели
1.2. Особенности использования методов обучения персонала
1.3. Принципы и критерии выбора методов обучения персонала
2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО "СИБУР"
2.1. Общая характеристика компании ООО «СИБУР»
2.2. Анализ системы мотивации персонала в ООО «СИБУР»
2.3. Мероприятия по совершенствованию системы обучения в ООО «СИБУР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В условиях современной рыночной экономики бизнес постоянно развивается, а конкуренция обостряется. Все компании, желающие оставаться конкурентоспособными, сталкиваются с необходимостью максимально адаптироваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям. Результаты последних исследований в области организационного капитала отражают тот факт, что основным активом компании является ее человеческий капитал, влияние которого усиливает воздействие изменений в других видах активов. Перечисляя компоненты стоимости человеческого капитала, исследователи уделяют особое внимание уровню квалификации персонала.
Кадровые ресурсы имеют особое значение в деятельности компаний. Это связано с тем, что от уровня профессионализма и качества обслуживания клиентов зависят не только экономические показатели компании, но и его имиджа, который во многом определяет его конкурентные преимущества на рынке продуктов. Необходимые знания, навыки и компетенции позволяют сотрудникам компании работать эффективно. Когда период, связанный с получением профессиональных знаний, сокращается, знаний, полученных в процессе обучения в учебных заведениях, оказывается недостаточно для выполнения сотрудником своей трудовой функции. Поэтому компаниям жизненно необходимо превратить обучение в непрерывный процесс, причем особое внимание стоит уделить внедрению методов обучения на рабочем месте, что доказывает актуальность данной работы.
Неоспоримо, что компании вкладывают значительные средства в обучение. Поэтому руководству важно следить за тем, чтобы сотрудники не решили уйти сразу после обучения. Это важный вопрос, поскольку поиск кандидата на должность повлечет за собой новые расходы на обучение. Таким образом, в современных условиях обучение персонала должно само по себе играть мотивирующую роль и повышать вовлеченность сотрудников в трудовой процесс.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «СИБУР».
Предмет исследования – возможности использования методов совершенствования корпоративного обучения в ООО «СИБУР», в целях сохранения конкурентоспособности холдинга в современных условиях.
Цель данной работы – является изучение и совершенствование системы обучения персонала.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Изучить принципы и этапы построения эффективной системы обучения персонала в компании с учетом её текущих целей и стратегии;
Систематизировать методы обучения персонала;
Подробно осветить методы обучения, выявить преимущества и недостатки каждого из них;
Рассмотреть принципы и критерии, на основании которых организация выбирает те или иные методы
Дать общую характеристику ООО «СИБУР», провести анализ его внешней и внутренней среды;
Провести анализ действующей в ООО «СИБУР» системы обучения персоналом, выявить существующие проблемы;
Обосновать рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала.
Методы исследования включают в себя: анализ, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, моделирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В заключение следует подчеркнуть важность инвестирования в такой ключевой ресурс организации, как персонал, с акцентом на создание условий для его профессионального роста, что невозможно без внедрения эффективной системы обучения. Обучение сотрудников представляет собой основное средство, с помощью которого руководство может развивать человеческий потенциал, оказывать влияние на формирование корпоративной культуры и достигать стратегических целей организации. В условиях постоянного обучения процессы организационных изменений становятся быстрее и проще, а сопротивление со стороны сотрудников значительно снижается. Однако, для того чтобы обучение дало реальные результаты, необходима грамотная организация самой системы обучения.
Исследования показали, что успех обучения напрямую зависит от соблюдения таких принципов, как гибкость форм и методов, целостность и непрерывность обучения, его соответствие стратегии организации, а также мотивационные меры, направленные на повышение лояльности и удержание сотрудников после завершения обучения. Важно также тщательно подходить к выбору методов обучения, принимая во внимание текущие цели и ресурсы организации. Современные тренды показывают, что обучение всё чаще проводится непосредственно на рабочих местах, что связано с переходом к компетентностному подходу в профессиональном развитии сотрудников.
В ходе работы было выявлено, что процесс обучения персонала будет эффективным при соблюдении ряда ключевых принципов. Во-первых, важна гибкость форм и методов обучения, что позволяет адаптировать программы под конкретные нужды сотрудников и особенности организации. Во-вторых, обучение должно быть целостным и непрерывным, что означает наличие системы, охватывающей все стадии развития персонала, от начальной подготовки до повышения квалификации. Эта система должна соответствовать стратегии организации, поддерживать её цели и ценности.
Кроме того, для повышения эффективности программы обучения необходима интеграция стимулирования, что включает в себя не только организацию обучения, но и меры, направленные на повышение мотивации и лояльности персонала. Это способствует удержанию сотрудников, мотивируя их развиваться и совершенствовать свои навыки внутри организации. Важно, чтобы сотрудники не только проходили обучение, но и чувствовали поддержку и возможности для карьерного роста после его завершения.
Ключевым моментом является правильный выбор методов обучения, который должен учитывать текущие цели и возможности организации. В современных условиях наблюдается тенденция к переносу обучения на рабочие места, что обусловлено растущей значимостью компетентностного подхода в процессе профессионального развития сотрудников. Это означает, что обучение должно происходить непосредственно в контексте рабочей деятельности, что повышает его актуальность и эффективность.
В рамках этого проекта были учтены все вышеупомянутые аспекты, что позволило создать обучающие программы, направленные на повышение квалификации сотрудников и их вовлеченность в процесс работы, а также на поддержание высокого уровня мотивации и лояльности.
На сегодняшний день ООО «СИБУР» занимает лидирующие позиции среди крупнейших предприятий нефтехимической отрасли России, благодаря своей обширной сети филиалов и дополнительных офисов, а также успешной реализации стратегий роста и развития. Непрерывное совершенствование технологий, внедрение новых форм и методов работы, а также разработка инновационных продуктов позволяют компании активно расширять клиентскую базу и повышать качество обслуживания.
Кадровая политика ООО «СИБУР» строится на принципе, что человеческий капитал является наиболее ценным активом компании. В связи с этим инвестиции в персонал рассматриваются как долгосрочные вложения в будущее компании, направленные на повышение его эффективности и устойчивости. Программы обучения и развития сотрудников являются неотъемлемой частью этой стратегии, что позволяет компании поддерживать высокий уровень квалификации своего персонала, соответствующий требованиям современного рынка и внутренним стандартам качества. Важно, что подход к обучению сотрудников в компании ориентирован на постоянное совершенствование, что создает основу для устойчивого роста и дальнейшего успеха компании.
Обучение и развитие персонала являются одним из ключевых приоритетов кадровой политики ООО «СИБУР», направленным на обеспечение высоких профессиональных стандартов деятельности сотрудников. Компания стремится создать непрерывный процесс обучения для всех категорий сотрудников, развивая культуру самообучающейся организации. Для этого реализуются различные формы обучения, включая наставничество, очные (тренинги, мастер-классы, круглые столы) и дистанционные программы, что позволяет эффективно обучать сотрудников в соответствии с их потребностями и задачами компании.
В Москве деятельность по обучению сотрудников возложена на учебный центр, через который проходят все специалисты, как на этапе входного тренинга, так и в процессе дальнейшего совершенствования их знаний и навыков. Однако одной из главных проблем при организации очного обучения является ограниченность тренеров и учебных классов, что не позволяет обучить всех сотрудников одновременно и удовлетворить высокий спрос на обучение. Это стало причиной проведения анализа действующей системы обучения, на основе которого было предложено решение о разработке новой системы обучения сотрудников непосредственно на их рабочих местах, без отрыва от операционной деятельности.
Новая система обучения будет включать не только наставничество, но и другие методы обучения, такие как коучинг, который обеспечит поддержку и развитие сотрудников прямо в процессе их работы. Важным аспектом является четкая регламентация института наставничества, что позволит решить проблему нехватки наставников и кандидатов на эту роль, а также повысить мотивацию участников. Такой подход позволит снизить затраты компании на обучение, одновременно акцентируя внимание на практических знаниях, которые можно применить непосредственно в рабочем процессе.
Результатом данной выпускной квалификационной работы стало предложение новой системы обучения персонала СИБУР, которая интегрируется в действующую кадровую политику компании, учитывает её возможности, сильные стороны и слабые места. Разработка этой системы направлена на оптимизацию процессов обучения, улучшение качества подготовки сотрудников и повышение их мотивации и удовлетворенности работой, что, в свою очередь, будет способствовать успешному развитию компании в будущем.
1. Бачин, Д.А. Наставничество как метод обучения и развития персонала // Современные научные исследования и инновации. - 2014.- № 4(36). Ч. 1
2. www. maykor.com
3. Глухенькая, Н.М. Обучение и развитие персонала: принципы, подходы, методы / Н.М. Глухенькая // Профессиональное образование. Столица. -2015. - №1. - С.42-44.
4. https://www.rbc.ru/business/13/09/2023
5. https://sibur-ee.ru
6. Кириллов А.В., Виниченко М.В., Мельничук А.В. Проблемные вопросы развития технологий управления персоналом в отечественной практике и пути их решения: Монография. М.: Русайнс, 2015. -280 с.
7. Колодин А. Моделирование процесса обучения персонала организации и формирование стратегий управления обучением персонал / А. Колодин, В.И. Федянин, Л.В. Брянцева // Современные технологии обеспечения гражданской обороны: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2013. С. 322–325.
8. Кондрашова Р.Ю. Обучение персонала: проблемы и перспективы развития / Р.Ю. Кондрашова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки, 2016. № 1. С. 15–16.
9. www.komdir.ru/article/1346-qqq-16-m7-21-07-2016-korporativno obuchenie
10. Кречетников К.Г. Использование зарубежных методов обучения персонала в практике Российских предприятий / К.Г. Кречетников // Экономика труда и управление персоналом, 2015. № 7. С. 78–82.
11. Курпач, А.В. Недостатки методов обучения: secondment, buddying и shadowing / А.В. Курпач // Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №4 г. Самара, 2017. - с.125-127.
12. Магура, М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012
13. Маслова М.В. Различные подходы к обучению и развитию персонала компании / М. В. Маслова // Дельта науки, 2015. № 2. С. 10–16.
14. 15. Модели и методы управления персоналом / под. ред. Е.Б. Моргунова // Российское экспертное обозрение. 2014. - № 12. - С. 21 - 26.
15. Мотышина М.С., Кназев С.В. Оценка эффективности менеджмента предприятия// Проблемы современной экономики, 2014, № 4
16. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник. М.: Академический проект, 2010. - 1088 с.
17. https://magazine.sibur.ru/publication/trends/novye-vyzovy-novye-vozmozhnosti/?sphrase_id=3143666&ysclid=m4h7vo9458409714759
18. www.ancor.ru/award/
19. www.universumtop100.ru/
20. Пономарева С.А. Наставничество как форма акмеологически ориентированного профессионального взаимодействия /С.А. Пономарева, Е.Г. Маликова, А.И. Спиридонова//Акмеология профессионального образования: материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург: РГППУ, 2014. -С. 246-251
21. Попова, Е.В. Обучение персонала как метод повышения конкурентоспособности компании / Е.В. Попова // Устойчивое и инновационное развитие регионов России в условиях глобальных трансформаций: материалы международной научнопрактической конференции, 30 октября 2014 г. / Липецкий филиал университета при Правительстве РФ. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. – с.595-598.
22. https://cio.osp.ru/articles/120221-Besplatnaya-analitika-ot-Sibura-tsifrovaya-zabota-o-klientah
23. Пупынина, Ю.О. Secondment как современный метод обучения персонала / Ю.О. Пупынина // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: Материалы VII Всероссийской научно-практическойконференции с международным участием. В 2-х частях. Часть II. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2022.
24. Рощектаева У.Ю., Скубенко Д.В. Взаимосвязь развития персонала и стратегии управления организацией// Инновационная наука. – 2023.
25. Рощектаева У.Ю., Тонгуш В.В. Наставничество как один из методов обучения и развития персонала // Инновационная наука. - 2021. - №04-2. - С.190-193.
26. Сингаевская И. Коучинг как техника работы с персоналом в организации. // 4th International Conference. Application of New Technologies in Management and Economy, 2014. - 24 - 26 April 2014 - Belgrade, Serbia
27. Слободянюк Н.А. Возникновение и развитие школы коучинга: зарубежный и отечественный опыт. // Вестник Днепропетровского университета, 2013. – № 7.
28. Социальный отчет ООО «СИБУР» за 2017 год
29. Фещенко, В.В. Построение структуры системы обучения персонала современной организации / В.В. Фещенко // Экономика. Социология. Право. - 2021. - №1 (5). -С.33-37.
30. Фещенко В.В. Совершенствование управления инновационным потенциалом персонала / В.В. Фещенко // Социально-экономическое развитие союзного государства в условиях глобализационных процессов : Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С.Л. Ложкиной, Г.А. Куликовой. –Брянск: Ладомир. 2020. – С. 265 - 269.
31. https://sibur-ee.ru/
32. Хотемской, Н.А. Методы обучения и развития персонала / Н.А. Хотемской // Теория. Практика. Инновации. - 2022. - №08. - С.24-28.
33. Хотемской, Н.А. Обучение персонала как основа успешной работы организации / Н.А. Хотемской // Теория. Практика. Инновации. - 2017. - №08. - С.28-32.
34. Bozeman, B.; Feeney, M. K.: Toward a useful theory of mentoring: A conceptual analysis and critique. Administration & Society. – 2021.-№39 (6). –c. 719–739.
35. Cooper, J. & Wight, J.: Implementing a buddy system in the workplace. Paper presented at PMI® Global Congress 2014—North America, Phoenix, AZ. Newtown Square, PA: Project Management Institute.
36. Gallup Q12 Survey. URL: https://q12.gallup.com/ (дата обращения: 08.05.17).
37. Herbison, G., and G. Boseman. 2022. Here they come––Generation Y: Are you ready? Journal of Financial Service Professionals 63 (3): 33–34.
38. https://www.thebalance.com/jobshadowing-is-effective-on-the-jobtraining1919285
39. Jodie Eckleberry-Hunt: The Challenges and Opportunities of Teaching “Generation Y”/. - J Grad Med Educ, 2021, Dec; 3(4): 458–461
40. John M. Ivancevich, John Ivancevich: Human Resource Management. - Gardners Books, 2021. - 287 c.
41. Martin Graeme: Managing People and Organizations in Changing Contexts /. - Gardners Books, 2020. - 224 c.
42. McCrindle Research. 2020. New generations at work: Attracting, recruiting, retraining and training Generation Y. Sydney, Australia: McCrindle Research.
43. Safoura D., and Akbari M.: Kirkpatrick evaluation model for in-service training on cardiopulmonary resuscitation. Iran J Nurs Midwifery Res. – 2023, Sep-Oct; 21(5): 493–497.