СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Географические представления младшего школьника как педагогическое явление 6
1.2. Географическое содержание в образовательной практике начальной школы 11
1.3. Особенности формирования географических представлений 19
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Диагностическая программа исследования географической картины мира
младших школьников 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.3. Комплекс заданий, направленный на формирование географических
представлений у младших школьников 52
Выводы по 2 главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 82
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования подчёркивается важность формирования целостной картины мира. Обучение в начальной школе, в рамках предмета «Окружающий мир» позволяет дать представления о целостности и системности окружающей ребёнка объективной реальности, а географические представления являются неотъемлемой ее частью.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования, среди планируемых результатов нет конкретного указания на географические знания, представления и умения. Однако в неявном виде географические представления присутствуют в следующих позициях стандарта:
• «первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы»;
• «готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира» [58].
Элементарные географические представления - неотъемлемая часть образа мира. Идеальным результатом преподавания географических представлений - их системное устройство в памяти учащегося. Однако, чаще всего, в мышлении, памяти географические представления выстроены в форме фрагментов, имеющих незначительные связи между собой.
Объект исследования: процесс формирования географических
представлений у младшего школьника
Предмет исследования: актуальное состояние географических
представлений младших школьников и способы его изменения .
Цель данной работы заключается в изучении особенностей географических представлений обучающихся младшего школьного возраста и
разработке комплекса заданий для повышения эффективности процесса формирования первичных географических представлений.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Описание содержания понятия «географические представления в картине мира младшего школьника».
3. Отбор содержания обучения для передачи социального опыта, связанного с формированием географических представлений в начальной школе.
4. Подбор методик, позволяющих диагностировать актуальное состояние географических представлений младших школьников.
5. Составление диагностической программы изучения географических представлений младших школьников.
6. Проведение констатирующего среза и статистическая обработка его результатов.
7. Описание и объяснение результатов эмпирического метода
географических представлений у младших школьников.
8. Определение и описание условий, позволяющих улучшить
состояние географических представлений у младших школьников.
9. Разработка комплекса упражнений, направленных на развитие географических представлений у младших школьников.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования.
• теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
• эмпирические методы (анализ нормативных документов и заданий для оценки сформированности географических представлений).
Гипотеза: географические представления большинства учащихся 2-5 классов отличаются среднем уровнем сформированности, что проявляется в 4
фрагментарной структуре пространственных представлений, представлений о объектах неживой природы, политико-административных и картографических представлений.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения её результатов в деятельности учителя начальных классов. Созданный комплекс упражнений учитель может использовать на уроках окружающего мира в начальной школе для развития географических представлений.
Для более точного раскрытия темы были выставлены следующие задачи, и проанализирован результат их выполнения.
Во-первых, начальным этапом раскрытия темы является анализ литературы по проблеме исследования. Представлениями следует считать образы, сформированные восприятием, которые остались в памяти человека, при отсутствии реального воспринимаемого предмета. В этом заключается самое главное свойство представлений, а именно они поддерживаются с помощью памяти. Они имеют определённую структуру, где образ, хранящийся в памяти, может быть либо целостным, либо фрагментарным, утрачивая свои элементы. В этом случае срабатывает классическое свойство памяти, которое, по мере отвлечения от реального объекта, убирает некоторые его детали. Также представления могут подвигаться к обобщению.
Во-вторых, описание содержания понятия «географические
представления в картине мира младшего школьника». В основе раскрытия темы ВКР лежит подход Е.В. Гладышевой, которая определяет географические представления как представления о пространственных свойствах и отношениях - величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном движении и т.д. По сути, географические представления являются тематическим вариантом представлений, т.е. образом, который был запечатлён восприятием и зафиксирован в памяти учащегося, содержание которого связано с географией.
В-третьих, производился отбор содержания обучения для передачи социального опыта, связанного с формированием географических представлений в начальной школе. географические представления сформированы у учащихся начальной школы на уроках окружающего мира, следовательно главным источником их формирования является учебник. По
данным учебника был определён перечень географических представлений, которые должны быть усвоены учащихся. Их можно разделить на 4 группы:
1) Пространственные представления содержат основные образы, связанные с пространственной ориентировкой: компас и его устройство, ориентировка по природным объектам (солнце, кора, мох, снег).
2) Представления об объектах природы содержат образы природных объектов и явлений (материки, океаны, реки, озёра, гор, моря, острова, климат).
3) Политико-административные представления, затрагивающие устройство различных политических объектов (страны, города, традиции, культурные достопримечательности и др.).
4) Картографические представления содержат в себе основные образы, связанные с устройством глобуса, карты, плана.
В-четвёртых, проводился подбор методик, позволяющих диагностировать актуальное состояние географических представлений младших школьников. Составление диагностической программы изучения географических представлений младших школьников. На основании выделенных типов представлений, была создана диагностическая методика, состоящая из заданий, построенных по методу конкретных ситуаций, суть которого заключается в составлении заданий, где стимульным материалом выступает изображение определённого образа из географических представлений. Изображение может быть в форме картинки, как в форме текста, моделирующего определённую ситуацию. Под каждым изображением приводятся задания по нему. Задания могут быть как простыми, содержащими 1 смысловой компонент, как сложными, содержащими несколько смысловых компонентов.
В-пятых, составлялась диагностическая программа изучения географических представлений младших школьников. Структурным элементом диагностической программы выступают критерии, соответствующие типам географических представлений: пространственные представления,
представления об объектах неживой природы, политико-административные представления, картографические представления. Для математического 64
обработки результатов заданий, используется балловая система, где за каждый верный смысловой компонент задания, начисляется по баллу. Затем, для удобства представлен ключ перевода балла в процент, в оценку, в уровень. Данная балловая система позволяет максимально гибко оценить содержательный спектр географических представлений учащихся начальной школы.
В-шестых, для отработки созданной методики проводится констатирующий эксперимент. Исследование проводилось в школе, где предмет «Окружающий мир» преподаётся по программе «Школа России», в котором участвовали учащиеся с 2 по 5 классов. Данный организационный формат исследования необходим для того, чтобы можно было сравнить результаты каждого класса. Выборка состоит из детей 2, 3, 4, 5 классов, где в каждом классе находится от 13 до 16 испытуемых. База проведения исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Парнинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Григория Семёновича Елисеева». Гипотеза принята.
В-седьмых, по выборке детей отмечается неоднородный характер усвоения ими географических представлений. Некоторые представления усваиваются лучше, чем другие. Так же, по мере увеличения класса обучения, отмечается выраженное строение к обобщению образов, входящих в ту или иную группу представлений. При это в памяти учащегося хранятся только основные признаки образа, а второстепенные утрачиваются или искажаются. Всё это означает наличие фрагментарности в содержательном устройства географических представлений. По мере повышения класса отмечается улучшение владением географических представлений. Лучше всего сформированы картографические и политико-административные
представления. Пространственные представления и представления об объектах неживой природы, как правило, отличаются фрагментарностью.
В-восьмых, был разработан комплекс упражнений для формирования географических представлений у младших школьников. Для улучшения данных 65
результатов был составлен комплекс формирующих упражнений, в котором имеются упражнения, сочетающие в себе игровые, наглядные элементы. Использовании наглядных средств позволяет показать географический объект обучающемуся, формируя у него зрительный образ. При этом особую роль имеет наглядность при работе с картой. Для того, чтобы передать представления о важных моментах, необходимых для выполнения задания, наглядный метод сочетается с мини лекциями. Многие упражнения содержать игровые элементы, следовательно, способствует не только неформальному развитию представлений, но и стимулированию учебной мотивации. Весьма значительную роль имеет метод моделирования, который заключается в том, что учащиеся создают модели реальных географических объектов.
1. Абдулвагабова, С.А. Формирование представлений о географических понятиях как условие активизации познавательного интереса учащихся [Текст] / С.А. Абдулвагабова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 3 (28). С. 37-43.
2. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты [Текст]./ Э. Р. Ахмеджанов - М.: Изд-во «Лист», 1996. С. 98 - 100; Заика Е.В.
3. Ахметова, М.Х. Формирование географических представлений средствами художественных образов [Текст] / М.Х. Ахметова, Р.Р. Галиев // В сборнике: Диалог культур в контексте образовательной деятельности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редакторы Н.М. Асратян, Э.Р. Ганиев, А.Г. Мухаметшин. 2020. С. 33-37.
4. Бахтина, И.Л. Использование географических карт в процессе развития пространственных представлений учащихся [Текст] /Бахтина И.Л., Добротворская А.Е. // В сборнике: Современные исследования природных и социально-экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией О.В. Янцер, Д.Н. Липухина, Ю.Р. Ивановой. 2017. С. 143-148.
5. Белоусова, Н.И. О связи растительности и почв [Текст] / Н.И. Белоусова, Д.И. Назимова // В сборнике: Отражение био-, гео-, антропосферных взаимодействий в почвах и почвенном покрове. сборник материалов V Международной научной конференции, посвященной 85-летию кафедры почвоведения и экологии почв ТГУ. Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский государственный университет, Общество почвоведов им. В.В. Докучаева, Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, Институт мониторинга климатических и экологических систем. 2015. С. 11 -14.
6. Беляков, С.Л. Представление сложной географической карты в информационной системе [Текст] / С.Л. Беляков // Известия ТРТУ. 1998. № 1 (7). С. 208-212.
7. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т.Г. Богданова - М.: Роспедагенство, 1994. С. 18 - 19.
8. Булдакова, Н.Б. Формирование географических представлений у учащихся начальных классов в процессе внеурочной деятельности [Текст] / Н.Б. Булдакова, Г.Г. Милохина // Инновационное развитие. 2018. № 2 (19). С. 83-85.
9. Варавина, Е.В. (ред.). Энциклопедический географический словарь [Текст] / Е.В. Варавина— М.: РИПОЛ классик, 2011. — 800 с. : ил.
10. Всероссийские проверочные работы (ВПР) 2018 год с ответами [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://onlyege.ru/vpr-2018-okruzhayushhij-mir- 4-klass-vse-varianty-s-otvetami/ (дата обращения 22.05.2020)
11. Вятошина, Л.В. Формирование у детей 6 - 7 лет географических представлений в процессе совместной деятельности [Текст] / Л.В. Вятошина, Т.И. Никулова, Е. Г. Салимова // В сборнике: Исследования в области психологии и педагогики в условиях современного общества. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 18-20.
12. Гаврилин, Р.А. К вопросу о роли географических браузерных игр в формировании лингвострановедческих представлений школьников [Текст] / Р.А. Гаврилин // В сборнике: Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития. Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Научный редактор Е.А.Таможняя. 2019. С. 51-55.
13. Гайсина, Р.С. Картографическая грамотность младших школьников: рекомендации, материалы к урокам [Текст] / Р.С. Гайсина - Волгоград: Учитель, 2010. - 82 с.; 17
14. Гладышева, Е.В., Функциональные компоненты географических представлений подростков и их взаимосвязь с успешностью обучения [Текст] / Е.В. Гладышева // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 10. С. 27-33.
15. Голубчик, М.М., История географии: Учебное пособие [Текст] / М.М. Голубчик, С.П. Евдокимов, Н.Г. Максимов - Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998. 224с....63