Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексических умений младших школьников на уроках русского языка

Работа №163300

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы
формирования лексических умений у младших школьников
1.1 Лексические умения как предмет теоретического анализа и их
значение в курсе русского языка начальной школы 7
1.2 Состояние проблемы формирования лексических умений в
педагогической теории и образовательной практике 13
1.3 Изучение и анализ сформированности лексических умений у младших
школьников как их коммуникативной компетенции 16
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования лексических умений у младших школьников
2.1 Диагностика лексических умений у младших школьников 23
2.2 Реализация программы формирования лексических умений у младших
школьников на уроках русского языка 30
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по формированию лексических умений у младших школьников в учебной
деятельности 38
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 54


Актуальность данной темы обусловлена тем, что одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, управление процессами обогащения словаря младших школьников.
К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [26, с. 26], а Ф.И. Буслаев [3, с. 193] утверждал, что учителям русского языка необходимо «развивать в дитяти врожденный дар слова».
В середине XIX века работу над лексическими понятиями рекомендовал Ф.И. Буслаев. Методисты К.Б. Бархин, В.В. Голубков В.Н. Ключева, М.А. Рыбникова, настоятельно рекомендовали работать над лексикой русского языка не только на занятиях по русскому языку.
Лексика как раздел науки о языке включалась в проекты школьных программ по русскому языку в 1951, 1965, 1967 гг. Отсутствие раздела
«Лексика» в школьной программе объяснялось недооценкой роли лексики для формирования речевых умений и навыков.
В 60 - 70-е гг. XX в. М.Т. Барановым, А.В. Рудниковой, Т.И. Чижовой было проведено исследование роли лексики в обучении, содержанию работы, принципов и методов обучения. В 1967 году лексикология включена в проект программы, а с 1980 года - включена в программу. В настоящее время методика преподавания лексики приобрела право раздела методики преподавания русского языка в школе.
Изучение лексики имеет познавательные цели и предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружает их знаниями о лексике, развивает у учащихся чувство языкового и эстетического идеала. Практические цели изучения лексики - это формирование учебно-языковых, лексикологических умений, что способствует созданию условий для работы с орфографией и грамматикой русского языка, по обогащению словарного запаса учащихся. Лингвистическими основами школьного курса лексики и фразеологии является понимание слова как центральной единицы языка, слова как смыслового единства всех словоформ, как единство лексического и грамматического значений, как элемента лексической системы.
В процессе преподавания русского языка в начальной школе возникает противоречие между необходимостью обогащения лексического запаса учащихся с помощью лингвистических словарей и недостаточной методической базой их применения обучению.
Объект: Процесс формирования лексических умений у младших школьников.
Предмет: Комплекс упражнений по формированию лексических умений младших школьников на уроках русского языка.
Цель: На основе анализа теоретических источников по проблеме исследования разработать, обосновать комплекс упражнений по формированию лексических умений младших школьников и опытно - экспериментальным путем проверить их результативность.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы формирования лексических умений младших школьников.
2. Изучить состояние сформированности лексических умений младших школьников.
3. Разработать и реализовать в учебный процесс комплекс упражнений для формирования лексических умений младших школьников.
4. Провести диагностику достигнутого уровня лексических умений учащихся и оценить эффективность разработанного комплекса упражнений.
5. Проанализировать результаты опытно - экспериментальной
работы.
Гипотеза работы состоит в том, чтобы доказать, что комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса младших школьников, способствует формированию лексических умений.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, изучение нормативной базы, программной документации, методических пособий; диагностика, анализ продуктов деятельности обучающихся; статистические - ранжирование, анализ результатов исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личностно - деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В., М.Р. Львов, Текучев, Т.Г.Рамзаева).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной магистерской диссертации мы представили теоретический материал по выбранной теме и описание его применения на практике.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования магистерской диссертации мы решили ряд задач, которые были определены нами на первоначальном этапе.
Нами было выявлено, что, учитывая необходимость более углубленного изучения лексики в начальной школе, необходимо провести дополнительные упражнения в виде игры и разминки, а также уроки по данному разделу.
Нами был собран и исследован теоретический материал, необходимый для составления программы «Формирование лексики». В результате данного исследования мы выявили значение изучения лексики в школе и определили место этого раздела в программе по русскому языку, добавляя различные игровые упражнения. Определили необходимость обучения младших школьников владению лексическим значением слова, умению работать с ним, правильно понимать его определение.
В ходе апробации с помощью первично проведенной диагностики в контрольной (3 «А» класс) и экспериментальной (3 «Б» класс) группах, мы определили приблизительно уровень знаний по лексике обучающихся обоих классов. Данная диагностика также помогла нам выявить пробелы в знаниях по лексике обучающихся экспериментального класса. В связи с этим разработали и провели комплекс упражнений и отдельных занятий по данному разделу.
В заключение мы провели итоговую диагностику, целью которой было выявление качества знаний, умений и навыков обучающихся обеих групп. В результате эксперимента уровень знаний обучающихся, прошедших данный комплекс упражнений повысился. Уровень обучающихся контрольной группы, которым был предложен тот же тест, остался прежним.
Таким образом, мы считаем, что в ходе проведения комплекса упражнений нам удалось создать условия, способствующие развитию обучающихся по лексике, поэтому проведенный педагогический эксперимент оказался результативным.



1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно- деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова.
- М.: Кнорус, 2007. - С. 464.
2. Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова.
— М. : Просвещение, 1990.
3. Баранов М.Т. Лексика // Обучение русскому языку в IV-VI классах по новой программе. - М., 1970.
4. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М., 1988.
5. Бардакова В.В. Ономастический компонент лексикона младшего школьника / В.В. Бардакова // Начальное языковое образование в современном обществе: сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. - СПб.: САГА, 2008. - С. 85-89.
6. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2002. - № 6. - С. 76-79.
7. Введенская Л.А. Русский язик и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. -5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - С. 544.
8. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М. 2008. - С. 318.
9. Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины. — Л., 1944.
10. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М. 2008; 318.
11. Великий, Д. С. К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их развития в области школьного и высшего образования / Д. С. Великий // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 674 - 677.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. - С. 416.
13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Т. 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выгосткий, под ред. A.M. Матюшкина. - М., С. 1983. - 368.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология / Л. С. Выгосткий, под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, С. 1984. - 432.
15. Гафитулин М. Слово о словарном слове / М. Гафитулин, М. Попова // Нач.школа. - 1997. - № 1.
16. Головня А.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология: Лексикография: учебное пособие для иностранных студентов - филологов. - Мн.: БГУ, 2007. - С. 120.
... всего 60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ