Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение арт-терапевтических технологий в социально- адаптационной работе с детьми с расстройством аутистического спектра

Работа №163286

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Арт-терапия как метод социально-адаптационной работы с детьми, имеющими аутизм 6
1.1 Особенности ребенка, имеющего аутизм 6
1.2 Применение арт-терапии в социальной адаптации аутичных детей 17
Глава 2 Арт-терапевтическое воздействие на детей с аутизмом в рамках социально-адаптационной работы в инклюзивном образовании 34
2.1 Ход и методы исследования 34
2.2 Результаты первичного наблюдения и опроса 38
2.3 Содержание формирующего этапа эксперимента 50
2.4 Результаты контрольного эксперимента 60
Глава 3 Применение арт-терапии в социальной адаптации детей с аутизмом 64
3.1 Программа арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра 64
Заключение 84
Список использованных источников 87

Актуальность исследования обусловлена ростом числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, признанных инвалидами. Число инвалидов постепенно и неуклонно растет вследствие разных причин (например, локальные войны, промышленные и спортивные травмы, дорожные аварии и т. д.). По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это составляет 15% населения земного шара. От 110 миллионов (2,2%) до 190 миллионов (3,8%) людей 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании. Более того, показатели инвалидности возрастают в связи со старением населения и ростом бремени хронических нарушений здоровья [27]. Человеку с ограниченными возможностями здоровья сложнее социализироваться и адаптироваться в социуме, поэтому для него навыки самоорганизации как одного из составляющих личного успеха человека обладают еще большей значимостью, чем для относительно здоровых членов общества.
Социальная адаптация детей с аутизмом представляет собой сложнейший комплексный процесс. Особенности такого человека вносят серьезные искажения в прохождении им каждого этапа своей жизни. Трудности социальной адаптации обычно состоят в неспособности самостоятельно организовать свое участие в жизни общества. Кроме того, его поведение не вписывается в стандартные рамки, непонятно окружающим и не принимается ими. Следствием этого может стать формирование у аутичного ребенка непривычных, социально неприемлемых форм поведения, результат - инвалидность с детства, социальная дезадаптация, отсутствие социальных контактов, неспособность вести самостоятельную жизнь и многое другое. Этим и объясняется актуальность нашего исследования.
Научная разработанность проблемы исследования.
Изучением вопросов, связанных с аутизмом занимались многие специалисты. Например, такие как О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либинг, Л. Канер, М. Раттер, Б. Беттельхейм, Е. Орнитс, Е. Ритво и другие.
Различные аспекты арт-терапии рассматриваются в трудах таких авторов, как Алвин, Дж., Уорик Э., Т.Д.Зинкович-Евстегнеева, Л.Д. Лебедева, Г. Л. Лэндрет, Г. Ферс и другие.
Однако, пока остается недостаточно проработанным вопрос применения арт-терапевтических технологий в социально-адаптационной работе с аутичными детьми в рамках инклюзивного образования.
Проблема исследования связана с тем, что для адаптации и интеграции детей с аутизмом в обществе нужна продуманная эффективная система социальных мер и серьезные усилия в рамках инклюзивного образования. Однако такая система на сегодняшний день отсутствует, а психологи и социальные педагоги в образовательных организациях не проводят с аутичными детьми всех необходимых мероприятий, что в свою очередь, замедляет процессы социальной адаптации и социальной реабилитации у таких детей. Одним из наиболее эффективных методов социальной адаптации может стать именно арт-терапия. Она не может излечить аутизм, но с ее помощью терапевт может взаимодействовать с ребенком, обучить необходимым навыкам, что смягчает негативное поведение, а, следовательно, и адаптирует в жизни.
Поэтому в этой магистерской диссертации мы решили более подробно изучить эффективность арт-терапевтических методов в социально-адаптационной работе с детьми, имеющими аутизм.
Цель исследования: теоретически и практически обоснованная программа арт-терапии, которая могла бы использоваться в социально-адаптационной работе с детьми, имеющими аутизм.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последнее время особенно выросла популярность применения арт- терапии в психолого-педагогической и социально-педагогической с особыми категориями клиентов, к которым относятся, в частности, дети с аутизмом. По результатам нашей исследовательской работы мы пришли к выводу, что те задачи, которые мы поставили, нам удалось выполнить.
В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты социально-адаптационной работы с использованием арт-терапевтических методов. Теоретический анализ литературы показывает, что проблема аутизма рассматривалась достаточно широко. Но вто же время целый ряд конкретных вопросов, связанных с причинами возникновения аутизма, методами помощи аутичным детям и другие моменты остается мало разработанным.
Под аутизмом понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Ребенку с таким нарушением присущ ряд особенностей - страхи, нарушение моторики, стереотипность поведения, бытовая дезадаптация, неспособность вести диалог наличие агрессии и самоагрессии и др. Эти особенности затрудняет социальную адаптацию таких детей.
Принципы и методы арт-терапии могут быть использованы и в работе с аутичными детьми. Однако в силу специфики данного нарушения развития необходимо выработать особые методики работы с этой группой детей, учитывающие их общие и индивидуальные особенности. Коррекционная работа должна быть направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействие ребенка с взрослым и со средой, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, а это, в свою очередь повышает социальную адаптацию аутичного ребенка.
В мировой практике есть несколько примеров использования арт- терапии в работе с детьми, имеющими аутизм, которые были описаны в первой главе. Но эти методы, как правило, использовалась не в комплексе.
Многие специалисты говорят о возможности применения арт- терапевтических технологий, но не предлагают программ работы с аутичными детьми.
Во второй главе мы описали результаты исследования эффективности арт-терапевтических технологий в социально-адаптационной работе с детьми, имеющими аутизм. Методами исследования стали эксперимент, наблюдение с элементами кейс-стади, опрос родителей и экспертный опрос. Наше исследование показало, что арт-терапевтические занятия
положительно сказываются на детях с аутизмом. У них снижается агрессия и самоарессия, снижается тревожность, увеличивается время концентрации внимания на какой-либо деятельности, снижается боязнь чужих людей. У многих детей улучшилось настроение и самочувствие, многие из детей стали смотреть на собеседника. На первый взгляд, эти результаты незначительны. Не стоит ждать от работы быстрого показательного эффекта, положительные результаты начинают проявляться постепенно. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны. Но для аутичных детей это - значимое достижение, так как им трудно выходить из замкнутости на себе. Каждое достижение для них - серьезный шаг.
Исследование показало, что мы движемся в правильном русле, поэтому применение арт-терапевтических методов в социально-адаптационной работе необходимо продолжать. Но эта работа должна вестись на протяжении нескольких лет.
В нашей работе мы смогли подтвердить поставленную гипотезу, поэтому можно с уверенностью сказать, что при помощи арт- терапевтических методов можно добиться положительных результатов в социальной адаптации детей с аутизмом, но эта работа должна вестись на протяжении длительного времени. Эти методы наиболее эффективны, когда они применяются в комплексе, а также при активном участии в социально-адаптационной работе родителей ребенка, имеющего аутизм...


1. Авдонин Г.В., Воронкова О.А., Галочкина И.И.[и др.].Авторская образовательная программа.М.:Тривиум. 2019.
2. АлвинДж., Уорик Э.Музыкальная терапия для детей с аутизмом; пер. с англ. Ю.В. Князькиной. М.:Теревинф. 2014. 208 с.
3. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших дошкольников. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2018. 125 с.
4. Бетински М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии; пер. с англ. М. Золотник. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. 256 с.
5. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007. 143 с.
6. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либинг М. М. [и др.]. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. - М: Теревинф, 2008.224с.
7. Долженкова М.А. Театротерапия в структуре современных технологий социокультурной реабилитации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 2. С. 8-11.
8. Зинкович-Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. 310с.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 2018.
10. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. Речь, 2017. 336с.
11. Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб.: Лань, 1999.
12. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь,2015. 256с.
13. Лебедева Н.Н. Игровая терапия: эволюция методов. (По материалам зарубежной литературы)//Психолог в детском саду. М. Обнинск, 2008.
14. Лендрэт Г.Л. Игровая терапия, искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 2014.
15. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2005. 269 с....(25)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ