Введение 3
Раздел 1. Теоретическое обоснование проблемы использования визуальных опор как средства формирования навыка монологической
речи 6
1.1. Монологическая речь как вид речевой деятельности 6
1.2. Визуальные опоры как средство формирования навыка монологической
речи 12
Выводы по 1 разделу 15
Раздел 2. Опытная работа по использованию визуальных опор как средство формирования навыка монологической речи 16
2.1. Анализ учебно-методических комплексовпо английскому языку с точки
зрения обучения монологической речи 16
2.2. Диагностика уровня сформированности навыка монологической речи по
проведённой опытной работе №1 22
2.3. Результаты работы по использованию визуальных опор как средства
формирования навыка монологической речи по опытной работе №1 27
2.1 Диагностика уровня сформированности навыка монологической речи по
проведённой опытной работе №2 31
2.2 Результаты работы по использованию визуальных опор как средства
формирования навыка монологической речи по опытной работе №2 34
Выводы по 2 разделу 41
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение А 47
Приложение Б 50
Приложение В 51
Приложение Г 52
Приложение Д 53
Приложение Е 54
Приложение Ж 55
Приложение З 58
Приложение И 59
Приложение К 60
Приложение Л 61
Основной ведущей целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, которая подразумевает формирование навыка межкультурного взаимодействия, значительно востребованная в современном обществе и реализуемая во время поездок, уникального общения и обмена информации через Internet и E-mail.
Обучение говорению как процессу продуктивному требует от обучающегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.
В настоящее время в средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывания таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.
Выбор среднего этапа обусловлен тем, что у учащихся уже имеется достаточный запас знаний по основным языковым аспектам. В возрасте 13-14 лет у подростков продолжают совершенствоваться речевые механизмы. При этом у подростков остаются трудности в овладении связным логическим высказыванием. Возникает проблема определения наиболее благоприятных условий при обучении монологической речи учащихся на средней ступени обучения.
Таким образом, объектом исследования является процесс обучения английскому языку с использованием визуальных опор.
Предметом исследования стала монологическая речь учащихся с использованием визуальных опор как средства формирования навыка монологической речи.
В результате чтения и анализа научно-методической литературы, в данном исследовании можно выдвинуть гипотезу: визуальные опоры могут являться эффективным средством формирования навыка монологической речи.
Цель исследования - показать эффективность использованиявизуальных опор как средства формирования навыка монологической речи.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
— изучить монологическую речь как вид речевой деятельности;
— рассмотреть визуальные опоры как средство формирования навыка монологической речи;
— провести анализ учебно-методических комплектов по английскому языку с точки зрения обучения монологической речи;
— провести диагностику уровня сформированности
монологической речи;
— подвести итоги работы по использованию визуальных опор как средства формирования навыка монологической речи.
Теоретической основой настоящей работы являются
методологические исследования по данной проблеме Пассова Е.И., Роговой Г.В., Царьковой В.Б., Солововой Е.Н., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И. в области методики преподавания английского языка; Зимней И.А. в области психологии; научная литература по теории и методике обучения иностранным языкам; возрастная психология; современные периодические издания.
Методы исследования. Теоретической анализ научной и педагогической литературы, обобщение, классификация, сравнение, систематизация; наблюдение, эксперимент, количественный и качественный методы обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты данной работы по использованию визуальных опор в качестве средства формирования навыка монологической речи, в работе учителей английского языка и студентов педагогического вуза.
Новизна исследования заключается в оценивании результатов обучения, в основе которого лежит концентрирование внимания учащихся на упражнениях, построенных преимущественно на использовании визуальных опор. Данное исследование включает в себя работу с материалом, требующим применения технического оборудования, которое не было распространено в общеобразовательных школах ранее.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Под монологом понимается активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие, коммуникативной целью которого является сообщение о каких-либо фактах, явлениях. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.
В отечественной методике опора рассматривается как средство обучения иностранному языку. Опора определяется как важное средство формирования речевого умения, столь важного для развития у говорящего навыка самостоятельно высказываться. Опоры обеспечивают школьников предметным содержанием речи и средствами выражения мыслей с необходимой полнотой, глубиной и точностью.
Стоит отметить один из недостатков в области развития монологической речи УМК В.П. Кузовлева - недостаточное внимание данному направлению, значительный упор на развитие механизмов диалогического общения, а также недостаточное использование визуальных опор. Анализ УМК «Spotlight» для 5 и 6 классов показал также недостаточное внимание направлению формирования навыков монологической речи.
Проведённый анализ позволяет нам определить необходимость и возможность использования визуальных опор как средства формирования навыка монологической речи.
Опытная работа проводилась в 5 и 6 классах, и состояла из трех этапов. В опытной работе №1 и №2 принимали участие 14 учащихся. Опытная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Данные, полученные в ходе исследования, позволяют судить о положительной динамике формирования навыка монологической речи. Можно сделать вывод о том, что полученные результаты показывают эффективность использования визуальных опор как средства формирования навыка монологической речи. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Антипова Н.Б. Роль визуальных опор в обучении говорению на начальном этапе в условиях зарубежного вуза // МНКО. - 2019. - №3 (76). - с.69-70.
2. Безукладников К.Э., Назарова А.В. Обучение иноязычной монологической речи на интегративной основе // Язык и культура. - 2017. - №39. - с.135-153.
3. Бубнова О.Н. Обучение монологической речи на уроках немецкого языка. //Иностранные языки в школе. - 2009 - №2. - с.56-60.
4. Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. - 136 с.
5. Вульфович Е.В. Обучение устной речи на занятиях по английскому языку с использованием интернет-сервисов для создания визуальных опор // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. - №2 (36). - с.11-15.
6. Габеева К.А. Развитие умения монологической речи на английском языке: этапы работы // Ценности и смыслы. - 2018. - №5. - с.189205.
7. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - С. 203207.
8. Гераскевич Н.В., Дубовик О.О. Технология развития метапредметных умений монологической речи на английском языке // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2017. - №5 (50). - с.48-62.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
10. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. Английский язык. Книга для учителя. 6 класс: пособие для общеобразоват. учреждений; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 232 с.
11. Назарова А.В. К вопросу о понятии иноязычной монологической речи // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2016. - №12. - с.182-185.
12. Назарова А.В. Особенности иноязычной монологической речи и система ее оценивания // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2016. - №2-2. - с.149-157.
13. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Цели обучения иностранным языкам: учебное пособие -Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002, 40с.
14. Полат Е.С. Портфель ученика // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность, 2010. - 400 с.
15. Рабинович Ф.М. К проблеме опор при развитии экспрессивных форм речи/ Ф. М. Рабинович // Иностранные языки в школе. - 1986 - №5. - с. 20-24.
... всего 20 источников