Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №163244

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2020
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК 17
1.1. Сущность понятий «нравственность» и «нравственные представления» 17
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных
представлений младших школьников 34
1.3. Театрализация русских народных сказок как средство формирования
нравственных представлений младших школьников 48
Выводы по главе 1 64
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК .66
2.1. Содержание и организация экспериментальной работы, направленной на
выявление актуального уровня нравственных представлений младших школьников 66
2.2. Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» с применением театрализованных представлений по мотивам русских народных сказок, направленная на формирование нравственных представлений младших
школьников и методические рекомендации к ней 80
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию нравственных представлений младших школьников 90
Выводы по главе 2 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 112


В современной России Конституцией Российской Федерации признана основополагающая роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства [26].
Одно из самой важной и главной задачи образовательной системы, является нравственное воспитание младших школьников. Главное звено, участвующее в нравственном становлении школьников, является школа. Закон «Об образовании в Российской Федерации», новые федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт педагога - данные документы определяют важные направления политики в образовании, одним из которых является «воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [64].
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: «готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях; принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций» [22]. Образованию отводится ключевая роль в духовно -нравственной консолидации российского общества. Вырастить творческую
высоконравственную личность, компетентного гражданина России, уважающего обычаю своей многонациональной страны - это наиважнейшая задача, стоящая перед современным педагогом .
Театрализация русских народных сказок становится для младшего школьника первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Благодаря народным сказкам у младшего школьника формируются нравственные представления. Театрализация народных сказок усиливает процесс усвоения нравственных правил и норм.
Проблеме нравственного воспитания посвящено довольно много исследований в педагогике и психологии. Русская философия и педагогическая мысль прошлого уделяла большое внимание идеи взаимопонимания, вопросам переживания ребенка, что достаточно убедительно показывают в своих трудах философы Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский.
В педагогических системах Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского уделено большое внимание развитию нравственной сферы личности ребенка.
В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.А. Матвеева, и др.) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка.
В трудах Л.С. Выготского акцентируется внимание на том, что переживание выступает единицей взаимодействия человека со средой, и подчеркивается его значимость в развитии личности.
Важное значение для определения концептуальных основ исследуемой проблемы имеет теория о деятельности и общении как факторах социально нравственного развития личности (С.Л Рубинштейн, А.Н Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.).
Разработкой методики театрализации ряда школьных дисциплин занимались такие педагоги и психологи как А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий. Другие ученные (Н.Ф. Бунаков, В.Н. Сороко- Росинский, В.А. Сухомлинский) выделяли театральную игру как важный принцип организации школьного образовательного процесса.
Однако, в психолого-педагогической литературе остается не в полном объеме раскрыта проблема формирования нравственных представлений младших школьников посредством театрализации русских народных сказок, не обозначены его содержательные линии и не определены педагогические условия, позволяющие усовершенствованию данного процесса. Также учителя начальных классов и дополнительного образования недостаточно основательно воплощают реализацию программ нравственного воспитания, которые базируются на основе фольклорных средств.
Объект исследования: процесс формирования нравственных
представлений младших школьников.
Предмет исследования: театрализация русской народной сказки как средство формирования нравственных представлений.
Цель работы: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственных представлений младших школьников посредствам театрализации русских народных сказок во внеурочной деятельности.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В итоге проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
- проанализирована сущность и содержание понятия нравственные представления младших школьников;
- определены педагогические возможности театрализации русских народных сказок в формировании нравственных представлений младших школьников;
- разработана и апробирована на практике программа внеурочной деятельности, направленная на формирование нравственных представлений посредством театрализации русских народных сказок;
- подтверждена эффективность использования разработанной серии занятий, направленных на формирование нравственных представлений младших школьников посредством театрализации русских народных сказок.
Таким образом, достигнута цель исследования: были смоделированы и экспериментально проверены педагогические условия и основные методы, способствующие формированию нравственных представлений младших школьников в условия театрализации русских народных сказок.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты полученные в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения понятия «нравственные представления младших школьников», возможность театрализованных представлений в формировании нравственных представлений.
Практическая значимость заключается в том, что полученный теоретический и практический результат может быть использован при разработке программ внеурочной деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях, педагогами дополнительного образования. В процессе таких занятий у обучающихся проявляются творческие способности, они приобретают опыт публичного выступления, улучшается дикция и речь.



1. Александрова Н.С. Духовно-нравственные традиции формирования личности средствами этнокультуры (На материале народной игрушки) // Сибирский педагогический журнал. 2005. №1. С.186-194
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 65с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии: в 2 т. Т.2: Развитие и воспитание личности. Спб.: Изд-во С. Петербург, ун-та, 2007. 548 с.
4. Аникин Н.Н. К мудрости ступенька. М.: Детская литература, 1988. 96 с.
5. Антонова О. А. Взаимодействие театра и школы в Санкт-Петербурге // Современный театр для детей: диалог театра и школы: материалы театрально-педагогического форума/ Министерство культуры и молодежной политики Самар. обл.; ГУК СО: Самарское отделение Литрофонда, 2008.
6. Анцыферова В. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследования Лоуренса Кольберга и его школы) // Психология личности. 1999. № 3. С. 5-17.
7. Астафьева Е.Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети ХХ века // Историко-педагогический журнал. 2016. № 1. С. 115129.
8. Аркин Е.А. Ребенок и его игрушки в условиях первобытной культуры. М.: Гос. центр. науч.-иссл. ин-т охраны здоровья детей и подростков, 1935. 95с.
9. Бахтин И.Т. Театр и его роль в воспитании // в помощь семье и школе. М.: Польза, 1911.
10. Богданова О.С., Петрова В.И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников: учеб. пособие / под общ. ред. А. Каирова. М.: Просвещение, 1972. 103 с.
11. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 544с.
12. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. М.: Терра, 1996.
13. Борытко Н.М., Соловцова И.А. Этическое воспитание в русской культурно-педагогической традиции // Под сводами православной культуры: сборник научных и методических, статей. Волгоград, 2006. С. 151-177
14. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 679с.
15. Вендровская Р.Б. Отечественная школа 20-х годов: (в поисках педагогического идеала). М. Изд-во РОУ, 1996.
... всего 75 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ