Проектные технологии в преподавании обществознания в школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания использования метода проектов в школьном образовании 13
1.1. История разработки метода проектов 13
1.2. Типология и структурирование проектов 20
Глава 2. Использование метода проектов при изучении курса «Обществознание» 33
2.1. Механизм реализации проектно-исследовательской деятельности в
рамках ФГОС на уроках обществознания 33
2.2. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
учащихся основной школы на уроках обществознания 45
Глава 3. Методические разработки для организации проектной деятельности при изучении курса «Обществознание» 74
3.1. Рекомендации учителю для организации проектной деятельности 74
3.2. Разработка конспекта урока по теме «Правовое регулирование трудовых отношений» 78
Заключение 91
Список использованных источников и литературы 95
Глава 1. Теоретические основания использования метода проектов в школьном образовании 13
1.1. История разработки метода проектов 13
1.2. Типология и структурирование проектов 20
Глава 2. Использование метода проектов при изучении курса «Обществознание» 33
2.1. Механизм реализации проектно-исследовательской деятельности в
рамках ФГОС на уроках обществознания 33
2.2. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
учащихся основной школы на уроках обществознания 45
Глава 3. Методические разработки для организации проектной деятельности при изучении курса «Обществознание» 74
3.1. Рекомендации учителю для организации проектной деятельности 74
3.2. Разработка конспекта урока по теме «Правовое регулирование трудовых отношений» 78
Заключение 91
Список использованных источников и литературы 95
Актуальность темы. Начало XXI века в России ознаменовало себя как время реформ, в том числе и в образовании. Современное общество в сравнении с предыдущими поколениями является более динамичным и имеет несколько иные ценности и принципы организации жизненного уклада. А это значит, что школа должна подготовить такую личность, которая будет адаптирована к быстро меняющимся социально -экономическим условиям общества.
Можно сказать, что сегодня именно общество предъявляет заказ образовательным системам разного уровня.
Многочисленные примеры применения на практике различных форм обучения школьников и организации их научно -исследовательской деятельности свидетельствуют о том, что одной из самых многообещающих и перспективных является метод проектов.
В условиях динамично развивающихся событий человек для того, чтобы адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, должен владеть хотя бы азами проектирования - должен уметь видеть актуальные проблемы, ставить цель и планировать шаги для ее достижения, просчитывать возможные риски, должен уметь работать в команде. Именно эти навыки помогают современному человеку решать свои жизненные задачи, способствуют реализации его активной жизненной позиции.
Метод проектов направлен на решение одной из острейших проблем современного образования - проблемы мотивации. Также он помогает реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать то занятие, которое будет соответствовать сфере их интересов и принесет не только удовольствие, но и отличный результат. Занимаясь проектированием, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, практикуются в поиске и анализе информации, учатся интегрировать и использовать приобретенные знания на
практике. В итоге совершенствуются их способности к творчеству и интеллектуальному развитию, формируется самостоятельность, ответственность, оттачиваются умения планировать и принимать решения. Проекты, создаваемые учащимися в рамках школьной программы должны быть прообразами проектов в их взрослой жизни. Создавая их, учащиеся приобретают опыт разрешения насущных проблем, двигаясь к поставленной цели.
Объектом исследования данной квалификационной работы является метод проектов как современная образовательная технология.
Предмет исследования - потенциал проектного метода для преподавания обществознания в школе.
Степень научной разработанности темы.
Метод проектов не нов в педагогической практике. Он появился в США в 20-е годы ХХвека. Также он назывался методом проблем, и ассоциировался с идеями педоцентристского направления в образовании, разработанным Дж. Дьюи, выдающимся педагогом своего века, и его учеником В. X. Килпатриком.
В советских школах метод проектов использовался в целях организации коллективной работы учеников, для построения ими связи между теорией и практикой. С.Т. Шацкий говорил, что «школа есть место, где обрабатываются, систематизируются результаты своего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого» . При этом знания усваивались школьниками несистематично, попутно с «выполнением тех или других «дел» общественного характера. Распространение «метода проектов» в советских школах приводило к нарушению системы в усвоении знаний и имело своим следствием снижение уровня общего образования.
В советское время идеи метода проектов стали практически повсеместно внедряться в школу, но этот процесс внедрения был непродуманным и непоследовательным, и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден. В этом постановлении от 5 сентября 1931 года было подчеркнуто, что «школа значительно продвинулась вперед по пути соединения школьного обучения с производительным трудом и общественной работой», и вместе с тем отмечено, что «обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук . С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1990-х годах, в связи с переходом к рыночной экономике, а также с реформами, проводимыми в школах, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском новых активных форм познавательной деятельности школьников.
Сегодня исследователи выделяют разные виды проектов. Г. П. Щедровицкий выделяет два различных в стратегическом плане типа педагогического проектирования: адаптацию к социальной среде и ее условиям и преобразование среды в соотношении со своими ценностями, целями, убеждениями . В.П. Бедерханова различает два главных направления проектирования:
- проектирование интенсивных форм (организационно-деятельностные, инновационные, продуктивные игры).
- проектировочные сборы (т.е. пошаговое проектирование всеми участниками) .
В.И. Слободчиков разделяет два типа проектирования: -психолого-педагогическое проектирование, имея в виду обучение как освоение способов деятельности; формирование как освоение совершенной формы действия; воспитание как взросление и социализацию;
- социально-педагогическое проектирование образовательной среды .
Разбираясь в природе проектной деятельности, И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская предлагают обратиться к идеям, лежащим в основе проектирования. Среди них центральными они называют:
- идею опережения, перспективы, заложенную в самом слове «проект» (бросок в будущее);
- идею «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования и желаемым
- идею пошаговости (постепенного, поэтапного приближения)
- идею совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;
- идею «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий 2.
Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат. Вот что она говорит о данном методе в своем труде «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»: «В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным », что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо где начинается диктат моды, там часто отключается разум » .
Сегодня очень часто можно услышать, что метод проектов применяется чуть ли не повсеместно, хотя на практике оказывается, что под понятием «проектирование» подразумевают совсем не то, что в себя это понятие включает. В наши дни проектом могут назвать и классные мероприятия, и уборку школьной территории и т.д. На деле же метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если мы говорим о методе как таковом, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые направлены на решение той или иной проблемы в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Полат Е.С. также подчеркивает, что «если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества »1.
Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Материалы по применению метода проектов на уроках обществознания в отечественной науке представлены, главным образом, в виде статей из периодических изданий «Преподавание обществознания в школе» и «Преподавание истории и обществознания в школе».
Авторы некоторых работ рассматривают применение метода проектов в школьном обществоведческом образовании в контексте решения проблем модернизации образования, реализации компетентностного подхода в обучении. Так, А.Н. Иоффе, рассматривая основные стратегии преподавания, делит их на три группы: пассивные, активные и интерактивные (среди которых выделяет метод проектов) .
В работах Тарасовой Н.В. «Проектная работа пообществознанию» ; Алексашкиной Л.Н. «Деятельностный подход в изучении обществознания в школе» ; Соколова В.Ю. «Основания и формы проектирования содержания обществоведческого образования» ; Иоффе А.Н. «Учебные проекты школьников при изучении истории России » весьма подробно рассматриваются особенности реализации метода проектов на уроках обществознания, а также приводятся примеры из практики и даются рекомендации по организации проектной работы и выборе тем проекта.
На наш взгляд, в современных исследованиях заметен дефицит работ, сочетающих теорию и практику применения метода проектов в школьном обществоведческом образовании. Этот дефицит мы и стремимся восполнить в данной диссертационной работе.
Целью работы является исследование предпосылок, содержания и форм организации проектной деятельности на уроках обществознания.
Реализация поставленной цели требует решения целого комплекса исследовательских задач:
- показать роль проектного метода в развитии современного общества;
- выявить предпосылки использования проектной деятельности в процессе преподавания обществознания в школе;
- дать характеристику основным направлениям и формам применения метода проектов в преподавании обществознания в школе;
- дать оценку эффективности проектной деятельности на уроках обществознания;
Методы исследования и изложения материала определяются спецификой и сложностью изучаемого объекта и предмета.
Методологической основой исследования являются общие методы и принципы научного познания.
Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая цель, и связь с внешней средой. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект, в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Этот подход позволил представить проект и процесс образования, как целостные сложноорганизованные системы.
Метод типологизации направлен на выделение обладающих определенными свойствами упорядоченные группы явлений с помощью идеализированной модели или типа. В представленной работе типологизация проектов выступает в качестве одного из основных методов исследования.
Источниковая база исследования представлена нормативными правовыми документами, регламентирующими вопросы образования
Можно выделить три группы источников. К первой группе следует отнести методические разработки учителей обществознания - ряд планов и сценариев уроков-проектов, в которых зафиксирован реальный процесс организации проектной деятельности на уроках обществознания. Это проект Козловой Т.А. «Права граждан» , цикл уроков-проектов Небывайловой В.Ф. «Права и обязанности человека и гражданина» , инновационный образовательный проект Король А.А. «Мы помним тех, кто за нас боролся» , методическая разработка Поздняковой А.Н. «Использование метода проектов на уроках обществознания» .
Во вторую группу источников входят нормативно-правовые документы, касающиеся сферы образования, такие как Директивы ЦК ВКП (б), позволившие изучить исторический аспект вопроса, и положения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС).
В третью группу источников следует включить работы основоположников метода проектов Дж. Дьюи «Психология и педагогика мышления» , «Демократия и образование » , «Школы будущего» ; В. Килпатрика «Основы метода» и С.Т. Шацкого «Мой педагогический путь» и «На пути к трудовой школе» .
Источники в работе подобраны по принципу наиболее подробного описания самого метода проектов и способов его применения в школьном образовании.
Метод проектов все еще считается относительно новым в нашей учебной парадигме, хотя он или его ключевые подходы применяются практически во всех вузах и ряде школ как при выполнении научно¬исследовательских работ формата курсовых, дипломных или магистерских работ, так и при усвоении традиционных знаний. Он приобретает все большую популярность и становится одним из наиболее эффективных способов управления и организации учебного процесса. Неоспоримым достоинством этого метода является то, что обучаемые, приобретая новые знания, развивают навыки самостоятельного поиска информации, ее организации и презентации. Метод проектов наиболее полно осуществляет парадигму обучения в деятельности и в целостности.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключается в обобщении и систематизации результатов представленных ранее исследований по вопросу особенностей преподавания обществознания с использованием проектных технологий. Автор исходит из тезиса о том, что многие особенности необходимо рассматривать в комплексе со спецификой учреждения, делать поправки на контингент обучающихся, место расположение самого учреждения.
Практическая значимость исследования. Преподавание курса обществознания в современной школе приобрело ряд характерных особенностей, которые необходимо знать для грамотной организации этого процесса и успешного обучения школьников. Модель построения занятий по обществознанию с применением проектного метода разработана и представлена в последней главе исследования. Предложена структура построения занятий в основной школе в условиях класса-комплекта. Таким образом, исследование может быть полезным в организации преподавания обществознания в образовательных учреждениях.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1. В условиях современной Российской действительности вопрос проектного обучения обществознанию требует особого, пристального внимания органов управления образованием, и детальной проработки всех сторон образовательного процесса в данном вопросе.
2. Успешная реализация ФГОС в метода проектов в школьном образовании невозможна без учета специфических особенностей данного метода.
3. Для повышения эффективности образовательного процесса в использовании метода проектных технологий необходимо внести изменения в систему их финансового обеспечения.
4. Качественных сдвигов в образовательном процессе в проектном обучении на уроках обществознания можно достигнуть путем изменения системы подготовки педагогических кадров для них, в частности, путем создания системы подготовки учителей широкого профиля
Можно сказать, что сегодня именно общество предъявляет заказ образовательным системам разного уровня.
Многочисленные примеры применения на практике различных форм обучения школьников и организации их научно -исследовательской деятельности свидетельствуют о том, что одной из самых многообещающих и перспективных является метод проектов.
В условиях динамично развивающихся событий человек для того, чтобы адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, должен владеть хотя бы азами проектирования - должен уметь видеть актуальные проблемы, ставить цель и планировать шаги для ее достижения, просчитывать возможные риски, должен уметь работать в команде. Именно эти навыки помогают современному человеку решать свои жизненные задачи, способствуют реализации его активной жизненной позиции.
Метод проектов направлен на решение одной из острейших проблем современного образования - проблемы мотивации. Также он помогает реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать то занятие, которое будет соответствовать сфере их интересов и принесет не только удовольствие, но и отличный результат. Занимаясь проектированием, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, практикуются в поиске и анализе информации, учатся интегрировать и использовать приобретенные знания на
практике. В итоге совершенствуются их способности к творчеству и интеллектуальному развитию, формируется самостоятельность, ответственность, оттачиваются умения планировать и принимать решения. Проекты, создаваемые учащимися в рамках школьной программы должны быть прообразами проектов в их взрослой жизни. Создавая их, учащиеся приобретают опыт разрешения насущных проблем, двигаясь к поставленной цели.
Объектом исследования данной квалификационной работы является метод проектов как современная образовательная технология.
Предмет исследования - потенциал проектного метода для преподавания обществознания в школе.
Степень научной разработанности темы.
Метод проектов не нов в педагогической практике. Он появился в США в 20-е годы ХХвека. Также он назывался методом проблем, и ассоциировался с идеями педоцентристского направления в образовании, разработанным Дж. Дьюи, выдающимся педагогом своего века, и его учеником В. X. Килпатриком.
В советских школах метод проектов использовался в целях организации коллективной работы учеников, для построения ими связи между теорией и практикой. С.Т. Шацкий говорил, что «школа есть место, где обрабатываются, систематизируются результаты своего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого» . При этом знания усваивались школьниками несистематично, попутно с «выполнением тех или других «дел» общественного характера. Распространение «метода проектов» в советских школах приводило к нарушению системы в усвоении знаний и имело своим следствием снижение уровня общего образования.
В советское время идеи метода проектов стали практически повсеместно внедряться в школу, но этот процесс внедрения был непродуманным и непоследовательным, и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден. В этом постановлении от 5 сентября 1931 года было подчеркнуто, что «школа значительно продвинулась вперед по пути соединения школьного обучения с производительным трудом и общественной работой», и вместе с тем отмечено, что «обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук . С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1990-х годах, в связи с переходом к рыночной экономике, а также с реформами, проводимыми в школах, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском новых активных форм познавательной деятельности школьников.
Сегодня исследователи выделяют разные виды проектов. Г. П. Щедровицкий выделяет два различных в стратегическом плане типа педагогического проектирования: адаптацию к социальной среде и ее условиям и преобразование среды в соотношении со своими ценностями, целями, убеждениями . В.П. Бедерханова различает два главных направления проектирования:
- проектирование интенсивных форм (организационно-деятельностные, инновационные, продуктивные игры).
- проектировочные сборы (т.е. пошаговое проектирование всеми участниками) .
В.И. Слободчиков разделяет два типа проектирования: -психолого-педагогическое проектирование, имея в виду обучение как освоение способов деятельности; формирование как освоение совершенной формы действия; воспитание как взросление и социализацию;
- социально-педагогическое проектирование образовательной среды .
Разбираясь в природе проектной деятельности, И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская предлагают обратиться к идеям, лежащим в основе проектирования. Среди них центральными они называют:
- идею опережения, перспективы, заложенную в самом слове «проект» (бросок в будущее);
- идею «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования и желаемым
- идею пошаговости (постепенного, поэтапного приближения)
- идею совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;
- идею «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий 2.
Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат. Вот что она говорит о данном методе в своем труде «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»: «В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным », что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо где начинается диктат моды, там часто отключается разум » .
Сегодня очень часто можно услышать, что метод проектов применяется чуть ли не повсеместно, хотя на практике оказывается, что под понятием «проектирование» подразумевают совсем не то, что в себя это понятие включает. В наши дни проектом могут назвать и классные мероприятия, и уборку школьной территории и т.д. На деле же метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если мы говорим о методе как таковом, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые направлены на решение той или иной проблемы в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Полат Е.С. также подчеркивает, что «если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества »1.
Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Материалы по применению метода проектов на уроках обществознания в отечественной науке представлены, главным образом, в виде статей из периодических изданий «Преподавание обществознания в школе» и «Преподавание истории и обществознания в школе».
Авторы некоторых работ рассматривают применение метода проектов в школьном обществоведческом образовании в контексте решения проблем модернизации образования, реализации компетентностного подхода в обучении. Так, А.Н. Иоффе, рассматривая основные стратегии преподавания, делит их на три группы: пассивные, активные и интерактивные (среди которых выделяет метод проектов) .
В работах Тарасовой Н.В. «Проектная работа пообществознанию» ; Алексашкиной Л.Н. «Деятельностный подход в изучении обществознания в школе» ; Соколова В.Ю. «Основания и формы проектирования содержания обществоведческого образования» ; Иоффе А.Н. «Учебные проекты школьников при изучении истории России » весьма подробно рассматриваются особенности реализации метода проектов на уроках обществознания, а также приводятся примеры из практики и даются рекомендации по организации проектной работы и выборе тем проекта.
На наш взгляд, в современных исследованиях заметен дефицит работ, сочетающих теорию и практику применения метода проектов в школьном обществоведческом образовании. Этот дефицит мы и стремимся восполнить в данной диссертационной работе.
Целью работы является исследование предпосылок, содержания и форм организации проектной деятельности на уроках обществознания.
Реализация поставленной цели требует решения целого комплекса исследовательских задач:
- показать роль проектного метода в развитии современного общества;
- выявить предпосылки использования проектной деятельности в процессе преподавания обществознания в школе;
- дать характеристику основным направлениям и формам применения метода проектов в преподавании обществознания в школе;
- дать оценку эффективности проектной деятельности на уроках обществознания;
Методы исследования и изложения материала определяются спецификой и сложностью изучаемого объекта и предмета.
Методологической основой исследования являются общие методы и принципы научного познания.
Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая цель, и связь с внешней средой. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект, в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Этот подход позволил представить проект и процесс образования, как целостные сложноорганизованные системы.
Метод типологизации направлен на выделение обладающих определенными свойствами упорядоченные группы явлений с помощью идеализированной модели или типа. В представленной работе типологизация проектов выступает в качестве одного из основных методов исследования.
Источниковая база исследования представлена нормативными правовыми документами, регламентирующими вопросы образования
Можно выделить три группы источников. К первой группе следует отнести методические разработки учителей обществознания - ряд планов и сценариев уроков-проектов, в которых зафиксирован реальный процесс организации проектной деятельности на уроках обществознания. Это проект Козловой Т.А. «Права граждан» , цикл уроков-проектов Небывайловой В.Ф. «Права и обязанности человека и гражданина» , инновационный образовательный проект Король А.А. «Мы помним тех, кто за нас боролся» , методическая разработка Поздняковой А.Н. «Использование метода проектов на уроках обществознания» .
Во вторую группу источников входят нормативно-правовые документы, касающиеся сферы образования, такие как Директивы ЦК ВКП (б), позволившие изучить исторический аспект вопроса, и положения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС).
В третью группу источников следует включить работы основоположников метода проектов Дж. Дьюи «Психология и педагогика мышления» , «Демократия и образование » , «Школы будущего» ; В. Килпатрика «Основы метода» и С.Т. Шацкого «Мой педагогический путь» и «На пути к трудовой школе» .
Источники в работе подобраны по принципу наиболее подробного описания самого метода проектов и способов его применения в школьном образовании.
Метод проектов все еще считается относительно новым в нашей учебной парадигме, хотя он или его ключевые подходы применяются практически во всех вузах и ряде школ как при выполнении научно¬исследовательских работ формата курсовых, дипломных или магистерских работ, так и при усвоении традиционных знаний. Он приобретает все большую популярность и становится одним из наиболее эффективных способов управления и организации учебного процесса. Неоспоримым достоинством этого метода является то, что обучаемые, приобретая новые знания, развивают навыки самостоятельного поиска информации, ее организации и презентации. Метод проектов наиболее полно осуществляет парадигму обучения в деятельности и в целостности.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключается в обобщении и систематизации результатов представленных ранее исследований по вопросу особенностей преподавания обществознания с использованием проектных технологий. Автор исходит из тезиса о том, что многие особенности необходимо рассматривать в комплексе со спецификой учреждения, делать поправки на контингент обучающихся, место расположение самого учреждения.
Практическая значимость исследования. Преподавание курса обществознания в современной школе приобрело ряд характерных особенностей, которые необходимо знать для грамотной организации этого процесса и успешного обучения школьников. Модель построения занятий по обществознанию с применением проектного метода разработана и представлена в последней главе исследования. Предложена структура построения занятий в основной школе в условиях класса-комплекта. Таким образом, исследование может быть полезным в организации преподавания обществознания в образовательных учреждениях.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1. В условиях современной Российской действительности вопрос проектного обучения обществознанию требует особого, пристального внимания органов управления образованием, и детальной проработки всех сторон образовательного процесса в данном вопросе.
2. Успешная реализация ФГОС в метода проектов в школьном образовании невозможна без учета специфических особенностей данного метода.
3. Для повышения эффективности образовательного процесса в использовании метода проектных технологий необходимо внести изменения в систему их финансового обеспечения.
4. Качественных сдвигов в образовательном процессе в проектном обучении на уроках обществознания можно достигнуть путем изменения системы подготовки педагогических кадров для них, в частности, путем создания системы подготовки учителей широкого профиля
В условиях информатизации общества и образования уже недостаточно того, что единственными носителями информации в учебном процессе выступают педагог и учебник, которые отражают общепризнанные точки зрения. Необходимо расширять информационное поле деятельности, нужны различные виды информации, разные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску новой информации, обогащающей его знания. Для этого обязательно нужны адекватно поставленные цели, методы и средства обучения.
Метод проекта не является принципиально новым в мировой педагогике, но его по праву можно отнести к педагогическим технологиям XXI века.
Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Цели и задачи, поставленные в работе выполнены, метод проектов изучен как с теоретической точки зрения, так и с практической.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что из разнообразия современных методов обучения многие учителя выбирают метод проектов, отмечая то, что во-первых, метод проектов легко вписывается в образовательный процесс; во-вторых, это гуманистический метод, который обеспечивает не только интеллектуальное развитие детей, но и нравственное, способствует развитию самостоятельности, уважительного отношения к педагогу и одноклассникам; в-третьих, работа над проектом способствует сплочению коллектива, развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде и нести ответственность за результат коллективной работы.
Метод проектов можно использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности. Нельзя сказать, что проектная деятельность решает все проблемы в изучении обществознания, но это очень важное средство, которое вносит разнообразие в уроки, спасает от скуки, способствует развитию общего уровня учащихся, расширению их кругозора и знаний. Проведение уроков с применением данной технологии позволяет глубже проникать в суть явлений, развивать мышление, помогает формировать гражданскую позицию и систему общественных ценностей учащихся, а также мотивирует и активизирует познавательные процессы учащихся - внимание, восприятие, мышление, память, воображение, повышает интерес к предмету. Изучаемая технология побуждает учащихся к осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода: социального, личностного, связанного не только с познавательным интересом, но и с жизненными и профессиональными планами через развитие индивидуальных склонностей и способностей. А это одна из главных и приоритетных задач стандартов второго поколения.
Использование метода проектов на уроках обществознания позволяет совершенствовать учебный процесс, реализовать новые подходы к обучению, организовать самостоятельную, творческую деятельность обучающихся; использовать новые способы поиска и обработки информации, увеличить долю исследовательской деятельности обучающихся, расширить их кругозор, повысить познавательную активность, качество и эффективность усвоения знаний.
Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Учебный процесс представляет собой систему, предусматривающую определенные цели, содержание, разнообразие методов, организационных форм и средств обучения. И если отбор содержания обучения обусловлен, прежде всего, требованиями программы обучения, образовательным стандартом, то отбор методов, организационных форм и средств обучения - самой логикой познания, психологией познавательной деятельности, принятой концепцией учебного процесса. Проектный метод - один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.
Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому необходим выход на внеклассную деятельность по предмету, на научно-исследовательскую деятельность обучающихся. Проектный метод - это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят тем, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.
Проектная деятельность, действительно способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Подводя итог, можно сказать, что для успешного применения метода проектов учителю самому необходимо достаточно свободно владеть исследовательскими, проблемными методами, вести статистику, уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Учитель, практикуя данную технологию должен учитывать готовность класса к такой работе, так как требуется активная работа учащихся, гибко и быстро реагировать на возможную смену формы работы. Осуществление проектного обучения требует соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. Также важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную, научно-популярную литературу, наглядные пособия, выставку лучших проектов.
Таким образом, метод проектов является одним из наиболее эффективных способов формирования ключевых компетенций учащихся: учебно-познавательных, исследовательских, информационных, коммуникационных.
Метод проекта не является принципиально новым в мировой педагогике, но его по праву можно отнести к педагогическим технологиям XXI века.
Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Цели и задачи, поставленные в работе выполнены, метод проектов изучен как с теоретической точки зрения, так и с практической.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что из разнообразия современных методов обучения многие учителя выбирают метод проектов, отмечая то, что во-первых, метод проектов легко вписывается в образовательный процесс; во-вторых, это гуманистический метод, который обеспечивает не только интеллектуальное развитие детей, но и нравственное, способствует развитию самостоятельности, уважительного отношения к педагогу и одноклассникам; в-третьих, работа над проектом способствует сплочению коллектива, развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде и нести ответственность за результат коллективной работы.
Метод проектов можно использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности. Нельзя сказать, что проектная деятельность решает все проблемы в изучении обществознания, но это очень важное средство, которое вносит разнообразие в уроки, спасает от скуки, способствует развитию общего уровня учащихся, расширению их кругозора и знаний. Проведение уроков с применением данной технологии позволяет глубже проникать в суть явлений, развивать мышление, помогает формировать гражданскую позицию и систему общественных ценностей учащихся, а также мотивирует и активизирует познавательные процессы учащихся - внимание, восприятие, мышление, память, воображение, повышает интерес к предмету. Изучаемая технология побуждает учащихся к осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода: социального, личностного, связанного не только с познавательным интересом, но и с жизненными и профессиональными планами через развитие индивидуальных склонностей и способностей. А это одна из главных и приоритетных задач стандартов второго поколения.
Использование метода проектов на уроках обществознания позволяет совершенствовать учебный процесс, реализовать новые подходы к обучению, организовать самостоятельную, творческую деятельность обучающихся; использовать новые способы поиска и обработки информации, увеличить долю исследовательской деятельности обучающихся, расширить их кругозор, повысить познавательную активность, качество и эффективность усвоения знаний.
Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Учебный процесс представляет собой систему, предусматривающую определенные цели, содержание, разнообразие методов, организационных форм и средств обучения. И если отбор содержания обучения обусловлен, прежде всего, требованиями программы обучения, образовательным стандартом, то отбор методов, организационных форм и средств обучения - самой логикой познания, психологией познавательной деятельности, принятой концепцией учебного процесса. Проектный метод - один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.
Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому необходим выход на внеклассную деятельность по предмету, на научно-исследовательскую деятельность обучающихся. Проектный метод - это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят тем, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.
Проектная деятельность, действительно способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Подводя итог, можно сказать, что для успешного применения метода проектов учителю самому необходимо достаточно свободно владеть исследовательскими, проблемными методами, вести статистику, уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Учитель, практикуя данную технологию должен учитывать готовность класса к такой работе, так как требуется активная работа учащихся, гибко и быстро реагировать на возможную смену формы работы. Осуществление проектного обучения требует соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. Также важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную, научно-популярную литературу, наглядные пособия, выставку лучших проектов.
Таким образом, метод проектов является одним из наиболее эффективных способов формирования ключевых компетенций учащихся: учебно-познавательных, исследовательских, информационных, коммуникационных.
Подобные работы
- Пути повышения эффективности преподавания истории древнего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ СТРАШЕКЛАССНИКАМИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Проектная технология как фактор личностной ориентации исследовательской деятельности учащихся 7-х классов по обществознанию
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Методика применения цивилизационного подхода на уроках обществознания в старших классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - УЧЕБНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Использование современных технологий в преподавании истории и
обществознания в средней общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



