Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ К МАТЕРИНСТВУ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ

Работа №163200

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВУШКИ-ПОДРОСТКА К СЕМЬЕ И МАТЕРИНСТВУ 9
1.1. Ценностное отношение к семье и материнству 9
1.2. Влияние личного семейного опыта на формирование
представлений о семье и роли матери в семье 16
1.3. Проблема ответственного поведения к материнству у
девушек-подростков 22
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО МАТЕРИНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВУШЕК- 41
ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методы исследования формирования
ответственного материнского поведения девушек-подростков 41
2.2.Эмпирическое исследование и анализ уровня
сформированности ответственного материнского поведения девушек- подростков на диагностическом этапе опытно-экспериментальной 49 деятельности
2.1. Сравнительный анализ результатов сформированности
ответственного материнского поведения по итогу формирующего эксперимента 60
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
Приложения 77


Актуальность исследования. Сексуальная активность подростков последнее время достигла высокого уровня. Пропаганда раскрепощенных сексуальных отношений активно продвигается с помощью медиа- и интернет пространства, которое является неотъемлемой частью социализации современного подростка. Все чаще интимная жизнь людей становится достоянием общественности, что порождает создавать в обществе новый стереотип мышления, новую «норму» поведения, новый определитель социализации личности. Благодаря этим новым откровенным стандартам, стремление подростков соответствовать социуму вполне оправдано. Подросток доказывает уровень «взрослости» путем половых взаимоотношений. Возрастной порог, впервые вступивших в половые отношения в раннем возрасте, становится с каждым годом все ниже и ниже. Сексуальная активность и половые отношения подростков не могут пройти бесследно для юного организма. Как правило, это приводит ко множеству заболеваний, передающихся половым путем, нередко к незапланированной, нежелательной, рискованной беременности. Мать-подросток это еще и дополнительные обязательства государства, потому как по определению Конвенции о правах ребенка, она сама еще является ребенком до достижения ею 18-летнего возраста. В связи с этим и мать-подросток, и ее ребенок обладают равными правами в их отношении, что порой затрудняет юридическую точку зрения на процесс воспитания ребенка несовершеннолетней матерью.
Как правило, незапланированная беременность возникает у девушки-подростка, проживающей в социально-опасном положении. Статистика показывает, что катализатором возникновения юной незапланированной беременности становится девиантный образ жизни: курение, употребление алкоголя, употребление психо-активных веществ.
Такая беременность редко заканчивается рождением здорового ребенка. В современном мире из-за плачевного состояния окружающей среды, с плохим уровнем экологии родить абсолютно здорового ребенка итак проблематично, а если матерью становится юная девушка, организм которой еще анатомически не готов к подобным испытаниям, то шансы на здоровое поколение еще ниже.
По данным Федеральной службы государственной статистики за 2013 год в России было зафиксировано 47732 случая прерывания беременности у девушек в возрасте от 15 до 19 лет. Официальные данные, как правило, отражают лишь часть подобных случаев, в статистику не вошли криминальные аборты, которые имеют место быть, особенно среди девушек-подростков, проживающих в социально-опасном положении, либо в материально и эмоционально неблагополучной семье.
Анализируя научную литературу можно сделать вывод о том, что юное материнство исследовалось как социальный, культурный и педагогический феномен. Это можно проследить по работам В.Н.Дружинина, М. В., Краснояровой, М.Мида, Р.В. Овчаровой, В.А. Рамих и других. Причинноследственную связь между подростковым материнством и маргинальной средой в своих научных работах описывали Т.В. Бердникова, Т.А. Гурко, В.И. Сакевич, и другие. Социальные, педагогические, анатомические риски семей с несовершеннолетними родителями описаны в работах С.А. Беличевой, Ю.В. Корчагиной, Ю.И. Юричка и других. Анализ диссертационных работ еще раз подтверждает, что юное подростковое материнство более изучено в области педагогики, акушерства и гинекологии, как медико-социальная, педагогическая проблема. Подростковое материнство не рассматривалось как последствия нарушения семейной коммуникации, как следствие утраты семейно-ценностных ориентаций молодого поколения. Необходимо найти эффективные
психолого-педагогические средства профилактики юного материнства. Одним из действенных направлений считается формирование ответственности и ценностного отношения к семье и материнству у девушек-подростков.
Анализ научной литературы и изучение психолого-педагогической практики позволил вскрыть ряд противоречий между:
- потребностью современного общества в ценностном отношении к семье и материнству со стороны подрастающего поколения и деформацией традиционных форм семьи, представлений девушки-подростка о роли матери в семье;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведенного теоретико-эмпирического исследования формирования ответственного поведения к материнству
девушек-подростков были решены поставленные задачи.
Определение «материнство» было рассмотрено как в зарубежной, так и в отечественной педагогической и психологической литературе. В данной работе «ответственность» была освещена в трудах Л.И. Дементий В.А. Рамих Г.Г. Филиппова.
Определение «ответственность» было рассмотрено как в зарубежной, так и в отечественной педагогической и психологической литературе. В данной работе «ответственность» была освещена в трудах К. А. Абульхановой, М. В. Борцовой, Л.И. Дементий, Д. А. Леонтьева, К. Муздыбаева, Р. Мея, В. П. Прядеина, В. Франкла и др.
В подростковом возрасте активно демонстрируется чувство взрослости, самостоятельности и независимости. Однако подростки не задумываются, что быть взрослым это быть ответственным. Особенно это касается родительства в целом, и материнства в частности. Подростковый возраст является сензитивным периодом в формировании ответственности, как социальной, так и родительской. В этот период закладываются основы нравственности и социальные установки личности. Так как будущее поколение напрямую зависит от того, в каком социуме оно социализируется, то семью мы рассматриваем как самый первый и самый важный социум ребенка, и в этом социуме мать играет важную роль.
Для исследования материнского ответственного поведения использовались следующие методики: Опросник «Измерение родительских установок и реакций” (PARI), Экспресс-диагностика ответственности (В. П. Прядеин), Тест «Принятие ответственности» (В. П. Прядеин).
В ходе исследования, выделенные две группы, экспериментальная и контрольная, показали такие результаты, которые характеризуют и выделяют различия каждой группы друг от друга.
Среди респондентов, девушек-подростков в возрасте от 16 до 18 лет, было выделено две группы по принципу готовности завести питомца, а также по преобладающему уровню принятия ответственности и оценке родительских установок. В двух группах респондентов на почти одинаковом уровне находится оценка их принятия ответственности, на уровне 55% в экспериментальной группе и 50% в контрольной составила доля респондентов, которые оценивали себя как несамостоятельными в роли матери, на том же уровне 55% в экспериментальной группе и 50% в контрольной составила доля респондентов, которые оценивали материнство как самопожертвование. Иными словами на момент реализации формирующего эксперимента признаки в сравниваемых группах были статистически незначительными.
По завершению формирующего эксперимента мы произвели повторное исследование по всем методикам и получили следующие данные по шкале 3 «Зависимость от семьи» различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05). По шкале 5 «Ощущение самопожертвования» различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05). По шкале 23 «Несамостоятельность матери» показал различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05).
Исследование по методике Экспресс-диагностика ответственности (В. П. Преядин) выявило статистически значимый результат: U-критерий Манна- Уитни равен 63. Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 127. 63 < 127,
следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05)
Исследование оценки принятия ответственности при помощи теста «Принятие ответственности» (В.П. Преядин) показало: U-критерий Манна- Уитни равен 85.5. Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 127. 85.5 < 127,
следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05)
Экспериментальным путем мы доказали продуктивность формирующего эксперимента путем реализации Программы «Я будущая мама. Первые шаги» и наша гипотеза о психолого-педагогических условиях формирования ответственного поведения к материнству доказана.
Формирование ответственного материнского поведения у девушек-подростков будет успешным при выполнении психологопедагогических условий, когда девушка-подросток одновременно расширяет кругозор семейных ценностей и осознает жизненноважные потребности ребенка, знает и умеет практически их удовлетворять.



1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. тр. М.: Воронеж, 1999.
2. Андреева Л. В., Брюхова Н. Г., Кочетовская Е. В. и др. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личности: монография / Л.В.- Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013.
3. Борцова М. В. Факторы становления начальных форм ответственности
личности: теоретический аспект: Монография. - Славянск-на-Кубани:
Издательский центр СГПИ, 2007.
4. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности: Монография. М.: Информ-Знание, 2005.
5. Дементий Л. И. Ответственность: типология и личностные основания: монография. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2001.
6. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления . - Спб.: Питер 2008.
7. Леванова Е. А., Шевченко С. И., Ковалевская М. В. Родители и подростки: навстречу друг другу - Под общ. ред. Е. А. Левановой. — М.: «Педагогическая литература», 2010.
8. Леонтьев Д. А. Ответственность / Д. Леонтьев // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. -М: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
9. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. Изд. 2-е. М., 1997.
10. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. Изд. 2-е, доп. М., 2010.
11. Мэй, Р. Сила и невинность / Р. Мэй. - М: Смысл, 2001. - 248 с.
12. Позднякова Н. А. Формирование ответственного отношения подростков к семье: автореф. дис. ...канд. псих. наук, М., 2012.
13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Изд. Юрайт ; МГППУ, 2011.
14. Прядеин В. П. Воспитание ответственности у подростков: науч.-метод. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» : науч. ред. В. П. Преядин. - Сургут: РИО СурГПУ. 2013.
15. Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие / Урал гос. пед. ун-т., Екатеринбург, 2001.
... всего 64 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ