Введение 3
Глава 1 Понятие патриотизма и патриотического
воспитания 7
1.1 Возникновение необходимости патриотического
воспитания 7
1.2 Теоретические аспекты патриотического
воспитания 9
1.1. Особенности патриотического воспитания в
подростковом возрасте 12
1.2. Роль патриотического воспитания в обеспечении
безопасности России и конкретного человека 16
1.3. Основные направления и условия повышения
эффективности системы военно-патриотического воспитания 21
Глава 2 Организация и методы исследования 25
2.1. Организация исследований 25
2.2. Методы исследования 27
Глава 3 Основные подходы к организации
патриотического воспитания в разные периоды развития государства 29
3.1. Задачи военно-патриотических клубов 29
3.2. Воспитание молодежи в военно-патриотических
клубах 31
3.3. Роль патриотического воспитания в
формировании ценностей у подрастающего поколения 32
3.4. Формы и методы работы военно-патриотических
клубов 33
Заключение 37
Список литературы 38
Приложение 43
Актуальность. Патриотизм, как нравственная основа гражданского сознания, является ключевым фактором в общественном развитии отдельно взятой страны, в связи с чем, современное российское общество испытывает острую необходимость в реорганизации системы воспитания, переориентации ее на воспитание патриотизма, гражданственности, духовных, нравственных и волевых качеств личности и гражданина.
Уже не одно десятилетие обстановку, политическую жизнь, уклад жизни, духовные ценности нашей страны пытаются разрушить. С приходом в мир информационных технологий, изменить сознание людей стало проще. Дестабилизируются обстановки в соседних странах, проводятся попытки переписать историю, кто-то даже пытается реабилитировать фашизм, именно поэтому сегодня так важно реорганизовать систему воспитания молодого поколения.
Патриотизм - это не только беспрекословное служение Родине и самопожертвование при защите её суверенитета и интересов, но и труд, и работа, культурная деятельность, созидание, всё это должно быть направлено на благо страны и её стабильного экономического и культурного будущего. К сожалению, не малая часть современной молодёжи, в лучшем случае, просто не хотят работать на благо Родины и тем более защищать её, но хуже этого то, что в последние годы наращивается число либерально и анархически настроенной молодёжи.
На протяжении почти всего периода развития нашей страны патриотизм являлся неотъемлемой частью воспитания будущих поколений, ведь наша страна на протяжении веков подвергалась негативному воздействию извне, поэтому проблему воспитания у молодого поколения патриотических чувств рассматривалась многими видными отечественными деятелями: педагогами, мыслителями, философами, учёными и т. д.
Государство и взгляды на военно-патриотическое воспитание молодежи развивались параллельно, вместе с эволюцией военного дела и педагогических взглядов. Сказания и былины нашего народа, передаваемые из поколения в поколение, являются одним из способов воспитания патриотизма у подрастающих поколений, подтверждение этого можно привести в пример сказания о русских богатырях, защищавших рубежи страны с оружием в руках.
За последние десятилетия молодёжь переориентировалась и теперь всё меньше интересуётся историей, культурой своего народа, его традициями и обычаями. История может и должна быть хорошим примером патриотизма и самоотверженности нашего народа. Уже не малая часть молодого поколения уже забывают о подвигах советского народа и советской молодёжи в годы Великой Отечественной Войны. В годы ВОВ в ряды воинских формирований по тем или иным причинам влились 3,5 миллиона комсомольцев, а отряды партизан в основном состояли из молодых ребят. Самоотверженно трудились подростки и молодежь в тылу.
После войны партийно-советское руководство уделяло не мало
внимания военно-патриотическому воспитанию молодёжи, что
подтверждается упоминанием данного вопроса во многих документах, в которых определялись важнейшие перспективы развития страны.
Сегодня, отчетливо видно, что у современной молодёжи произошла значительная переоценка ценностей, связано с социально-экономическими преобразованиями, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, а также изменениями в социокультурной жизни нашего общества. Привитие патриотических чувств молодёжи является одной из главных задач школы , ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Школьникам должны прививаться чувства гордости за свою Родину и народ, должны прививаться уважение к истории своего Отечества и его великим свершениям. В воспитании патриотических чувств у молодёжи школа осуществляет немаловажную роль, но в 90-х годах прошлого века, система образования претерпела значительные изменения, был взят курс ликвидацию идеологических учений, а также на демократизацию и гуманизацию образования. В связи с этим уровень воспитания в школах постепенно упал. Более популярным стал индивидуально-личностный подход обучения взамен воспитания коллектива и в том числе патриотических чувств. К сожалению, в наше время, у большинства россиян, отсутствует идейное единство, что может отражаться на многих отраслях жизни государства.
...
При изучении данного вопроса мы познакомились с различными источниками информации. Тема дипломной работы мне близка, так как я являюсь патриотом своей страны, понимаю всю меру своей ответственности перед государством.
Мной изучены теоретические вопросы организации военно - патриотических клубов, ознакомился с методическими рекомендациями уже созданных военно - патриотических клубов, их опыт работы в данном направлении.
Целью моей работы была направлена на формирование патриотизма молодежи через участие в деятельности военно - патриотических клубов на примере сельской местности.
В ходе проведения эксперимента я использовал все описанные выше методы работы с сельской молодежью.
Результатом данной работы явилось сплочение подростков, развитие спортивных навыков и улучшение гражданской позиции молодежи.
Считаю, что военно-патриотические клубы в своей деятельности решают довольно большой перечень стратегически важных государственных вопросов. Данный вид деятельности укрепляет гражданскую позицию молодежи, снижает уровень беспризорности, пьянства и т.д., в связи с тем, что в данных клубах каждый ребенок может проявить свои способности в различных видах деятельности и к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход. Деятельность в данных клубах никого не
принуждает, но воспитывает ответственность и занятия по военно - патриотическому направлению всегда интересовали, и будет интересны молодежи, независимо юноши это или девушки.
При проведении эксперимента мне было интересно совместно с сельской молодежью организовывать и проводить различные мероприятия. Считаю данный опыт работы очень полезным в дальнейшей деятельности.
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис - пресс, 2002 - 224 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное
образование - 2005 - № 4 - С. 23.
3. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю. Азаров // Воспитание школьников. - 2008. - №6 . - С. 3-11
4. Алиева С. А. Научно-педагогические основы военнопатриотического воспитания старшеклассников. М., 2012.
5. Барышникова, С. В. "Сопереживание судьбе Родины" как стратегия патриотического воспитания / С. В. Барышникова // Воспитание школьников. - 2010. - №6 . - С. 70-73
6. Белоусов Н.А. «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38-41.
7. Бурлакова, И. И. Ретроспективный взгляд на патриотическое воспитание в России [Электронный ресурс] / И. И. Бурлакова. — Режим доступа: www.gynmc.ru.
8. Веденяпина, В. А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям / В. А. Веденяпина; В.В.Горшкова // Начальная школа. - 2011. - №2. - С. 55 - 59
9. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). URL: http: //stat.mil .ru/youtharmy/info .htm
10. Гайманова Е.В. Актуализация проблем патриотического воспитания детей и молодежи в современной России. -М.: «Вестник»_ Московский государственный университет культуры и искусств, 2013, стр.140.
11. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - № 6 -
С. 59
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012-2015 годы».
13. Горбунов, В. С. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. - 2010. - №1 . - С. 10-20
14. Гусева, Т. В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева // Начальная школа. Плюс до и После. - 2011. - № 4. С. 54 - 58.
15. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.
... всего 55 источников