Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования УУД на уроках истории в основной школе 12
1.1 Психолого-педагогическая литература об определении сущности, видов
познавательных универсальных учебных действий 12
1.2 Особенности современной методики формирования познавательных
универсальных учебных действий в основной школе на уроках истории 26
Глава 2. Методические возможности и особенности формирования познавательных УУД на уроках истории в 5 классе 47
2.1 Методические возможности школьного учебника по Истории древнего
мира по формированию познавательных УУД в рамках раздела «Гражданские войны в Риме» 47
2.2 Особенности применения современных методов и приемов для
успешного формирования УУД в процессе преподавания раздела «Гражданские войны в Риме» на уроках истории в 5 классе 55
2.3 Методическая разработка урока по теме: «Гражданские войны в Риме» . 63
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 80
Приложения 91
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время изменились подходы к образовательному процессу. Согласно последней редакции ФГОС основной целью обучающего процесса названо формирование, у учащихся умения самостоятельно извлекать информацию и применять ее. Иными словами в современном процессе важно научить школьников учиться. Поэтому в ФГОС определены универсальные учебные действия (далее - УУД), под которыми понимается «способность субъекта к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». Иными словами, под УУД
понимают «совокупность способов действия обучающегося,
обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». Выделяют четыре группы УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные,
личностные. Познавательные УУД включают в себя ряд важных умений, которые позволяют учащимся самостоятельно овладевать знаниями. Прежде всего это умение свободно ориентироваться в большом потоке информации критически осмысливать ее. Образовательная система нацелена на то, чтобы с помощь познавательных УУД учащиеся приобретали умение выделять из обилия источников необходимые сведения для освоения предметных знаний. Познавательными УУД являются также умения: работать с понятиями и производить логический анализ. Обучающие должны овладеть навыками аналитического мышления, уметь выделять главное, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, сравнивать. Важным умением является навык работать с уже полученной информацией, которая заключается в умении структурировать ее, обобщать, делать выводы, связно излагать свои мысли и отстаивать свое мнение. Перечисленные умения позволяют учащимся ориентироваться в сложном современном мире, быть конкурентным в социуме.
Перечисленные умения особенно важно формировать на уроках истории потому, что она не только аккумулирует накопленный опыт человечества, но анализируя ошибки прошлого, ищет возможные пути решения современных проблем. На примерах прошлого складывается представления о настоящем, формируется гражданская позиция, которая необходима для того, чтобы испытывать патриотические чувства. В современный сложный период воспитание гражданственности и патриотизма является одной из важнейших задач образовательного процесса, определенного ФГОС. Поэтому исследование эффективных методов формирования УУД на уроках истории является актуальной научной задачей.
Следует особо отметить, что воспитание патриотизма - системная работа, которой необходимо заниматься на протяжении всего обучения в школе. Воспитание этого качества невозможно без понимания закономерностей и целостности исторического процесса, без уважения к гуманистическим и демократическим традициям, в том числе прошлого. Поэтому актуальным является исследование формирования УУД на уроке истории в 5 классе, так как выявление эффективных методов обучения на этом этапе позволит заложить прочный фундамент навыков, необходимых для развития всесторонне развитой личности.
...
Познавательные универсальные учебные действия — общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»; совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Концепцию УУД выстраивали на основе теорий отечественных психологов - авторов развивающего обучения. Данные концепции и теории позволяют реализовать задачи, определенные современным ФГОС, которые заключаются в требовании строить образовательный процесс, опираясь на системно - деятельный принцип обучения, который подразумевает активное участие учащихся в овладении знаниями.
Системно-деятельностный подход при формировании УУД
подразумевает использование инновационной методологии: проблемное и проектное обучение, использование исследовательской, игровой, модульной, информационно - коммуникационные технологии.
Формирование УУД должно строиться на принципах системности, непрерывности, с учетом психологических особенностей. Современная педагогическая наука выработала множество методов преподавания истории в школе, которые служат реализации основных воспитательных и образовательных целей в свете современных требований к уроку истории. Основными являются методы, которые направлены на формирование у учащихся умение работать с обширным объемом материала, вычленять главное и выстраивать причинно-следственные связи, формировать аналитическое, логическое и образное мышление. Основой являются методы основанные на словесных приемах, текстовых, сравнительных, наглядных, образных, проблемно-поисковых, игровых методах преподавания истории в школе. Различные методы применяются в вариативном сочетании друг с другом.
Существует огромное количество классификаций методов преподавания истории в школе. Некоторые педагоги классифицируют методы беря за основу учебно-познавательную деятельность.
Виды учебно-познавательной деятельности можно выделить, если указать его предмет. Наблюдение, эксперимент, изучение учебных текстов, систематизация знаний и т. д. имеют свои предметы и могут быть названы видами деятельности. Первоначальное базовое овладение ими наиболее успешно идет при наличии алгоритмов, представляющих собой совокупность действий.
В современной методической литературе можно найти описание различного сочетания практического применения методов и приемов преподавания истории в средней школе. В зависимости от характера их сочетания меняется характер познавательной деятельности учащихся 5 класса. Особенностью этого возраста является то, что у 11 - летнего
подростка преобладает конкретно-образное мышление, которое не исключает у них способностей к абстрактному мышлению. В силу возраста - игра является естественным состоянием ребёнка. Поэтому, чтобы подвести учащихся к выводам, сформировать у них понятия, необходимо опираться на яркие образы и прибегать к игровым методам. Они меняют характер учебнопознавательной деятельности ребенка с пассивной на активную и направлены на формирование навыков самостоятельного, осознанного овладевания знаниями и служат реализации основных задач воспитательного и образовательного процесса.
Учебный материал во всех перечисленных учебных пособиях написан простым языком, прост для восприятия пятиклассника, содержит информацию о ключевых моментах трансформации общества в период гражданских войн, о причинах противостояния и о его этапах, итогах и последствиях. Изучение этой темы позволит учащимся сформировать представления о сути конфликта между гражданами, о причинах разорения земледельцев и размывании гражданского общества, о начале противостояния и сути гражданских войн, о социальных проявлениях кризиса, о ходе трансформации республики в монархию и империю. Изучение данного материала и ответы на вопросы, расположенные в конце параграфов позволят учащимся формировать умения: выявлять причины событий и явлений, устанавливать причинно-следственную связь, сравнивать различные события, сопоставлять их характеристики, формулировать выводы, решать проблемные задания. Таким образом, данные учебники позволяют реализовать задачу формирования познавательных УУД
...
1. Историко-культурный стандарт // Концепция единого учебно
методического комплекса по Отечественной истории // [Электронный ресурс] URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiianovoghouchiebnomietodichieskogho -komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii (дата доступа: 28.10.20122).;
Концептуальные основы историко-культурного стандарта [Электронный ресурс].// Официальной сайт Минобразования
URL:http://минобрнауки.рф/документы/3483 (Дата обращения: 28.10.2022).
2. Президент: Учебники истории должны иметь единую концепцию //
Российская газета. 2013.25 апреля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/04/25/uchebnik-anons.html (дата обращения: 28
.10.2022).
3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015 Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] URL
:https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-istorii-i-obshhestvoznaniya (дата
доступа: 17.05.2023)
4. Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования в редакции протокола № 2/16-з от 28.06.2016 федерального учебно-методического объединения по общему образованию //Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс] // URL:
http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma- osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3и(дата обращения: 28 .10.2022).
5. ФГОС Основное общее образование Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) Зарегистрировано в Минюсте России 1 февраля 2011 г. N 19644 [Электронный ресурс].// ФГОС официальный сайт URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (Дата обращения: 25.03.2023).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изм. и доп. от 19 апреля 2011 г. № 03-255; 29 декабря 2014 г. № 1644; 31 декабря 2015 г. № 1577) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https ://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/; Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) [Электронный ресурс] //
URLhttp://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 28 .10.2022).
Учебники
7. Андреевская Т. П. История Древнего мира. 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. П. Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общ. ред. В.С. Мясникова. - 4-е изд. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 304 с.: ил.
8. Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2020. - 303 с.: ил., карт.
9. Колпаков С.В. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ С.В. Колпаков, Н.А. Селунская. - М.: Дрофа, 2012.-269 с.:
10. Никишин В. О. Всеобщая история. История Древнего мира. 5: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / В. О. Никишин, А. В. Стрелков, О. В. Томашевич, Ф. А. Михайловский; под научной редакцией академика РАН, доктора исторических наук, профессора С. П. Карпова. - Москва: Русское слово, 2019. - 326, с.
11. Саплина Е.В., Немировский А.А., Соломатина Е.И., Тырин С.В. «Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса // Е.В. Саплина, А.А. Немировский., Е.И. Соломатина, С.В. Тырин под общей редакцией В.Р. Мединский - Москва. Просвещение, 2021- 272 с.
12. Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс: учебное пособие для образоват. организаций/ В.И. Уколова. - 10-е изд. - М.:Просвещение, 2019 - 176 с.: ил., карт.
Литература
13. Абдулаев, Э. Н. Морозов. А.Ю. Историческое моделирование. Блоки обобщения по темам по истории Отечества. / Э.Н. Абдулаев, Преподавание истории в школе 2018 - № 9 - С. 12- 20.
14. Абильмажинова Н.Р. Современные методы и приемы обучения истории
в школе-[Электронный ресурс] URL: ttps://www.metod-
kopilka.ru/sovremennie-metodi-i-priemi-v-obuchenii-istorii-64523.html (дата
доступа: 17.05.2023)
15. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, В. Г. Бурменская, И. А. Володарская и др. - М., 2011.- 234 с.
... всего 96 источников