Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ТЕХНОСФЕРА» В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ 5
1.1. Исторические предпосылки возникновения понятия «Техносфера» 5
1.2. Особенности формирования понятия «Техносфера» на занятиях по
технологии в основной школе 9
1.3. Бизиборд как одно из средств формирования понятия у детей
дошкольного возраста 22
Выводы к главе I 31
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
УСВОЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ТЕХНОСФЕРА» ЧЕРЕЗ ИЗГОТОВЛЕНИЕ
БИЗИБОРДА ОБУЧАЕМЫМИ 33
2.1. Методические рекомендации по формированию понятия «Техносфера» в
ходе проектной деятельности учащихся 33
2.2. Разработка дидактических материалов для реализации проекта по
выполнению бизиборда учащимися 49
Выводы к главе II 56
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 59
Качественный скачок в развитии современной цивилизации повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования национальной инновационной системы образования, которая коренным образом изменит творческую составляющую, интеллектуальность, нравственность, духовность, образованность людей и позволит обеспечить для обучаемых развитие всех их природных задатков и создаст им условия для самореализации в социальной среде, на рынке труда, в бизнесе .
Развитие новых технологий так же определило переход системы образования на новые стандарты - стандарты второго поколения. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности обучаемого, а «Технология», как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Согласно ФГОС обучаемые при изучении «Технологии» овладеют такими предметными результатами как: осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта, что и определяет сущность понятия «Техносфера» .
Актуальность поднятой темы исследования заключается в том, что особую значимость в настоящее время имеет развитие личностного становления, связанного с научно-технической информацией, продуктивной исследовательской работой с использованием технических средств и информационных технологий, одним словом - с развитием техносферы.
Объект исследования - процесс обучения учащихся на занятиях по технологии.
Предмет исследования - использование бизиборда как способа формирования понятия «Техносфера» у обучаемых.
Цель исследования: разработать дидактические материалы и
методические рекомендации по организации усвоения понятия «Техносфера» через выполнение проекта по изготовлению бизиборда учащимися на занятиях по технологии.
Цель, предмет и объект определили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу и определить сущность понятия «Техносфера».
2. Выделить основные результаты формирования понятия «Техносфера» у учащихся в школьном курсе предмета «Технология».
3. Рассмотреть особенности создания бизиборда и его влияние на формирование понятия «Техносфера» у детей дошкольного возраста.
4. Разработать дидактические материалы и составить методические рекомендации по организации работы учащихся по созданию бизиборда в ходе проектной деятельности на занятиях технологии.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованных источников и литературы.
В заключение данной работы отметим, что тема формирования понятия «Техносфера» у обучаемых посредством изготовления бизиборда на занятиях по технологии носит весьма актуальный характер на современном этапе развития системы образования в связи с переходом на ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Целью системнодеятельностного подхода является развитие личности обучаемого и «Технология», как учебный предмет, обладает большими возможностями в этой сфере.
Для достижения обозначенной цели первоочередной задачей нашего исследования было изучение понятия «Техносфера». Определений данного понятия существует множество, но после их анализа мы остановились на следующем: « «Техносфера» - это термин, который чаще всего употребляют при описании современной цивилизации, уровня развития техники и научных методов преобразования действительности, определяющих основной фактор развития общества». Изучив подобранную литературу, можно сделать вывод о том, что техносфера представляет собой современную цивилизацию и неразрывно связана с людьми и с техникой.
В работе нами были выделены основные образовательные результаты формирования понятия «Техносфера» в школьном курсе технологии и установлено, что образовательная область «Технология» обладает большими возможностями для овладения учащимися:
- знаниями о техносфере;
- для создания условий личностного становления;
- для применения полученных умений и знаний, отвечающих современным требованиям, во время практической деятельности.
Результатом формирования исследуемого понятия в нашей работе стала практическая деятельность, которая представлена в виде творческого проекта.
В ходе решения данной задачи мы пришли к тому, что выполняя практическую деятельность на занятиях по технологии обучаемые вполне могут изготовить изделия, которые отвечают современным требованиям и тесно связаны с техносферой. Одним из таких изделий может быть бизиборд, изготавливая который, учащиеся формируют целостное представление о мире техники, закрепляют полученные знания и умения. А занятия с бизибордом, в свою очередь, позволяют сформировать у дошкольников представление о техносфере, о мире технике, о разновидностях простых механизмов.
Для решения последней задачи нашего исследования были разработаны и составлены методические рекомендации по формированию понятия «Техносфера» у обучаемых на занятиях по технологии. Формировать исследуемое понятие можно различными методами и способами, одним из которых является проектная деятельность. Проектный метод обучения является сердцевиной организации технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание обучаемых. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования.
Для обучаемых в виде заданий составлен лист планирования содержания и этапов проведения проекта. А для учителя, как методическая разработка, заполнен этот лист примером творческого проекта по изготовлению бизиборда.
В результате проведенного исследования считаем, что цель работы удалось достигнуть, задачи полностью выполнены.
1. ФГОС, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Основного общего образования», п.11.7. - Ресурс взят с
официального сайта: Министерство образования и науки Российской Федерации. - // йй:рз://минобрнауки.рф/
2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5 - 9 классы.
- М. : Просвещение, 2010. - 96 с.
3. Акимова Т.А. Экология. Природа - Человек - Техника: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 343 с.
4. Акимова Т.А., Хаскин В.В.. Экономика Природы и Человека. - М.: Экономика, 2006. - 336 с.
5. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для Вузов. 7-е издание. - М.: Высшая школа, 2007. - 616 с.
6. Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности. - М.: Вестник МГТУ, 1998.
7. Быков А.А. О проблемах техногенного риска и безопасности техносферы. Проблемы анализа риска. - 2012.
8. Быков А.А. О проблемах техногенного риска, безопасности техносферы и технологическом будущем: взгляды, идеи и мысли академика В. А. Легасова. Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. -
2011.
9. Васильев Ю.С. Устойчивое развитие техносферы в системе природа - общество - человек: введение в проблему. - Международный электронный журнал. - 2011. - №2(7) - с. 44-61.
10. Волосский А. Мотивация и стимуляция труда. - М.: Техносфера. - 2007. - 496 с.
11. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие.
- М.: - 2003.
12. Григорьев А. В. Антропология. От организмов к техносфере. - М.: Либроком. - 2009. - 480 с.
13. Гроховский Д.В. Человек и техносфера. Учебное пособие. - М.: Нестор- История. - 2014. - 194 с.
14. Игнатьева И. Ф. Философия техники: учебное пособие. - Новгород. - 2003.
15. Золотарева А.В. Понятие и структура техносферы учреждения дополнительного образования. - Ярославский педагогический вестник. - - №3. - с. 208-213.
... всего 30 источников