Введение 3
1 Теоретические аспекты темы 5
1.1. Концепция образа в литературоведении. Типология образа и его функции в художественном тексте 5
1.2. Основные черты постмодернистской литературы 9
1.3. Специфика создания образа-персонажа в постмодернистском тексте 13
2 Образ человека в книге В. Ерофеева «Москва-Петушки» 18
2.1 Философская основа образа. Основные мотивы, связанные с образом-персонажем 18
2.2 Средства создания образа-человека в тексте. Художественные приемы создания образа 26
3 Образ человека в повести С. Д. Довлатова «Зона. Записки надзирателя» 32
3.1 Философская основа образа. Основные мотивы, связанные с образом-персонажем 32
3.2 Средства создания образа-человека в тексте. Художественные приемы создания образа 40
Заключение 45
Список использованных источников 48
Современная российская постмодернистская литература – литературное течение, возникшее в конце ХХ века. Оно характеризуется отказом от традиционных повествовательных структур и игровым, самореферентным подходом к языку и повествованию. В современной российской постмодернистской литературе образ человека приобретает уникальную и сложную роль. Постмодернизм как литературное направление стремится к деконструкции традиционных представлений о личности и идентичности, часто представляя персонажей как коллаж из различных элементов культуры, языка и общественных норм. В постмодернистских произведениях персонажи часто лишены целостности и внутренней последовательности, что отражает специфическое понимание субъекта в данном течении как нестабильного и подверженного влиянию множества факторов. Они могут выступать одновременно в нескольких ролях, воплощая различные аспекты человеческой природы и реагируя на неоднородность окружающей действительности. В данной дипломной работе будет исследован образ человека в современной постмодернистской литературе.
Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью образа человека в современной постмодернистской литературе, а, конкретнее, в произведениях В. Ерофеева и С. Довлатова.
Цель работы: представить системное описание понятий «образ» и «постмодернистская литература» и проанализировать образ человека в произведениях современной постмодернистской литературы (В. Ерофеев, С. Довлатов).
В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
1) изучить определение понятия «образ»;
2) исследовать черты постмодернистской литературы;
3) рассмотреть специфику создания образа-персонажа в постмодернистском тексте;
4) выявить основные мотивы в произведении В. Ерофеева «Москва-Петушки» и в повести С. Довлатова «Зона. Записки надзирателя»;
5) охарактеризовать образы героев в произведении В. Ерофеева «Москва-Петушки» и в повести С. Довлатова «Зона. Записки надзирателя».
Объектом исследования являются произведения современной постмодернистской литературы (поэма В. Ерофеева «Москва-Петушки» и повесть С. Довлатова «Зона. Записки надзирателя»).
Предметом дипломной работы являются категории образа и современной постмодернистской литературы.
Материалом исследования послужили произведения современной постмодернистской литературы. Мы проанализировали поэму В. Ерофеева «Москва-Петушки» (1969 г.), а также исследована повесть С. Довлатова «Зона. Записки надзирателя» (1965-1968 гг.).
Теоретическую основу исследования составили научные труды исследователей, изучающих понятие «образ» в литературоведении (Ю. Д. Апресян, В. В. Бардакова, Е. Б. Борисова, М. А. Жданович, В. Е. Хализев, С. В. Чернова и другие). Также мы проанализировали научную базу трудов по исследованию современной постмодернистской литературы (Н. А. Довчинский, Л. В. Лесевецкий, М. Олимова, И. С. Скоропанова и другие).
Основными методами, применяемыми в исследовании, являются поисковый, литературоведческого анализа, сравнительный.
Новизна исследования заключается в вовлечении в научный оборот нового литературоведческого материала, отобранного из произведений современной постмодернистской литературы (поэма В. Ерофеева и повесть С. Довлатова).
Теоретическая значимость определяется вкладом в изучение образа человека в современной постмодернистской литературе. Кроме того, наше исследование дополняет научные сведения о мотивах в произведениях В. Ерофеева («Москва-Петушки») и С. Довлатова («Зона. Записки надзирателя»), а также специфика создания образа человека в указанных произведениях писателей.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в исследованиях категории образа, современной постмодернистской литературы, в работе по изучению творчества В. Ерофеева и С. Довлатова (а именно, образ человека в произведениях писателей), а также в практике преподавания вузовских дисциплин литературоведческого цикла.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В ходе исследования была достигнута поставленная цель и решены соответствующие задачи, что позволяет подвести итоги и сформулировать основные результаты дипломной работы.
Данное исследование посвящено изучению образа человека в современной русской постмодернистской литературе.
Мы исследовали категорию «образ» и пришли к выводу, что под образом понимается визуальное представление, природа которого в основном состоит из выбора чувственной реальности, то есть концепции, которая должна быть представлена и которая составляет центральный объект иллюстрации, а также их набор специфически знаковых элементов и структур представления и визуального синтаксиса. Мы подробно рассмотрели свойства художественного образа, классифицированные по аспектам (онтологический, семиотический, гносеологический, эстетический). Нами также были проанализированы основные функции художественного образа (эстетическая, познавательная, воспитательная, коммуникативная).
Мы изучили основные черты постмодернистской литературы, опираясь на научный труд Е. А. Абдуллаева Гызы: интертекстуальность, тесная связь с иронией, единство массовой и постмодернистской литературы, читатель присоединяется к процессу создания текста, наличие в тексте игрового начала, стирание границ между вымышленным и реальным мирами, реальность и ирреальность взаимодействуют друг с другом. Например, в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки» путешествие в электричке стихийно сменяется пьяными снами Венечки.
Нами была рассмотрена специфика создания образа-персонажа в постмодернистском тексте. Мы пришли к выводу, что образ человека является важным аспектом современной российской постмодернистской литературы, отражающим отказ движения от традиционных нарративов и структур, акцент на субъективный опыт и множественность точек зрения, а также взаимодействие с культурным и историческим контекстом постсоветской России. В целом, современная российская постмодернистская литература представляет собой многогранное и сложное изображение человека как искателя истины и смысла. Эта литература отражает философский и культурный контекст постмодернизма, исследуя проблемы и возможности мира, который часто фрагментирован и неопределенен. Герои постмодернистской литературы могут быть показаны как антигерои, неспособные к ясным действиям или выборам, так как мир, в котором они живут, представляет собой сборище различных дискурсов, где нет однозначных ответов или ориентиров (например, Борис Алиханов из повести С. Д. Довлатова «Зона. Записки надзирателя»). Они также могут выступать как рефлексия автора о человеческой природе в современном мире, подчеркивая различные аспекты человеческого бытия, такие как одиночество, потеря идентичности, игра с масками и ролями. Важно отметить, что постмодернистская литература ориентирована на деконструкцию устоявшихся стереотипов и критику грандиозных нравственных идеалов, что может отражаться и в образе человека как такового.
Отличительными чертами в средствах создания образа-человека в литературе постмодернизма (в сравнении с предшествующими течениями и направлениями) являются: преобладание иронии/черного юмора (основное средство в поэме «Москва-Петушки»), интертектуальность при изображении персонажей, использование контраста (часто это противопоставление действительности и снов, мечтаний героев как рай/ад) и аллюзий. Также постмодернистские произведения отличаются использованием физиологических описаний с гиперболизированными деталями (данное средство употребляется для демонстрации враждебности внешнего мира). Повествование в исследуемых нами текстах ведется от первого лица, что мы связываем с потребностью авторов отразить собственный опыт.
При анализе поэмы В. Ерофеева «Москва-Петушки» мы выделили два сюжетообразующих мотива, связанных с образом Венечки: мотивы «смерть» и «похороны». Исследуя данные мотивы, мы пришли к выводу, что они тесно связаны между собой в произведении, а также создают ассоциативную цепочку алкоголь-жизнь/трезвость-смерть/похороны. Алкоголь в поэме В. Ерофеева является полноправным героем, символизируя в произведении жизнь. Только под действием алкоголя Веня может существовать в реальности. Герой сравнивает состояние опьянения с жизненным циклом человека: «Мы все как бы пьяны, только каждый по-своему, один выпил больше, другой меньше. И на кого как действует: один смеется в глаза этому миру, а другой плачет на груди этого мира. Одного уже вытошнило, и ему хорошо, а другого только еще начинает тошнить» [13, 67]. Трезвость в поэме связана со смертью: «Я попадал к ней двенадцать раз, и все какими-то задворками и пьяный вдрабадан… Как обидно, что я на тринадцатый раз еду к ней совершенно трезвый. Из-за этого мне придется ждать, когда же, наконец, рассветет! когда же взойдет заря моей тринадцатой пятницы!» [13, 99]. При анализе поэмы «Москва-Петушки» мы придерживались точки зрения, что Веня уже умер физически. Герой заканчивает свои мытарства по земле и готов покинуть земной мир. Путь Вени мы условно поделили на две части, каждая из которых имеет собственные характеристики. Первая часть ‒ путь в рай (Петушки), связанный с состоянием алкогольного опьянения, счастья от предвкушения встречи с сыном и любовницей и описаниями райских мест - Петушков. Вторая часть ‒ путь в ад (Москва), связанный с апокалиптическими описаниями, тревожным состоянием главного героя от ожидания скорой смерти и символикой преисподнии. Мотивы «смерть» и «похороны» в совокупности образуют уникальный стиль и характер повествования поэмы В. Ерофеева «Москва-Петушки).
При исследовании средств создания образа-человека в поэме мы пришли к выводу, что писатель использует следующие художественные приемы: внутренний монолог как основное средство передачи внутренних переживаний героя, использование аллюзий и интертекстуальных связей, гротеск и гипербола как способ демонстрации внутреннего кризиса персонажа и отчуждение от внешнего мира. Также на отражение специфики личности в контексте постмодернистского текста влияет нелинейная повествовательная структура и хаотичная смена реальности и фантазии: читатель находится в состоянии непонимания вместе с героем поэмы. Тесная связь между автором и героем позволяет отождествить Венечку и В. Ерофеева.
Нами были проанализированы основные мотивы, функционирующие в произведении С. Д. Довлатова «Зона. Записки надзирателя»: мотивы любви, смерти, свой/чужой, прошлой жизни как утраченного рая, лагеря как ада, свободы/несвободы. Мы можем утверждать, что каждый из выделенных мотивов связан с образом одного из воплощения главного образа (Бориса Алиханова), так как все, происходящее в лагере, а также каждый персонаж зоны оказывают свое влияние на героя.
Также мы исследовали средства создания образа-человека в повести С. Д. Довлатова «Зона. Записки надзирателя». Мы пришли к выводу, что герои произведения (автор, Борис Алиханов, заключенный Купцов) составляет единый организм, поэтому для полноценного анализа мы рассмотрели образ каждого персонажа. Мы определили, что писатель использует следующие средства: самохарактеристика, контраст как доминирующий прием создания образов, пейзаж, интерьер, речевая характеристика, а также биография.
При описании средств создания образа-персонажа в произведениях В. Ерофеева и С. Д. Довлатова мы обратили внимание на отличительные черты художественных приемах, что мы связываем с замыслом писателей. В поэме «Москва-Петушки» на первом месте стоят следующие средства создания: ирония, черный юмор, сатира, гротеск, гипербола. Данные приемы используются В. Ерофеевым для демонстрации полной утраты человеческой и, как следствие, смерти индивида от рук тоталитаризма. В повести С. Д. Довлатова преобладают следующие средства: самохарактеристика, биография, контраст, что связано с желанием писателя глубоко исследовать влияние агрессивной среды на человека и разобраться в способах преодоления данного кризиса.
Перспективы исследования и результаты для практического применения мы видим в проведении дальнейшего изучения образа человека в современной русской постмодернистской литературе и в выявлении особенностей используемых средств создания образа-человека в литературе постмодернизма.
1 Абдуллаева Гызы, Е. А. Универсальные и специфические особенности постмодернистского романа / Е. А. Абдуллаева Гызы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. ‒ Москва, 2019 ‒ С. 132-149.
2 Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян. ‒ Москва : Наука, 1974. ‒ 366 с.
3 Апресян, Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. ‒ 1995. ‒ № 1. ‒ С. 37–67.
4 Бардакова, В. В. Лингвистические средства создания образа в произведении постмодернистской литературы / В. В. Бардакова // Альманах современной науки и образования. ‒ 2018. ‒ № 8-2. ‒ С. 8-10.
5 Борисова, Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике / Е. Б. Борисова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. ‒ 2019. ‒ № 35 (173). ‒ С. 20-26.
6 Восканян, С. К. Вариативные и инвариантные признаки языковых единиц в создании художественного образа в драматическом произведении / С. К. Восканян // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. ‒ 2017. ‒ № 6 (149). ‒ С. 112-118.
7 Выготский, Л. Психология искусства / Л. Выготский. ‒ Москва, 1999 ‒ 480 с.
8 Галинская, И. Л. Постмодернизм в русской литературе / И. Л. Галинская // Вестник культурологии. ‒ 2001. ‒ С. 47-53.
9 Гальперин, И. Р. Речевые стили и стилистические средства языка / И. Р. Гальперин // Вопросы языкознания. ‒ 2018. ‒ № 4. ‒ С. 76-86.
10 Гегель, Г. Ф. Эстетика : в 4 т. Т. 1. / Г. Ф. Гегель. – Москва, 1968. – С. 385.
11 Довлатов, С. Д. Зона. Записки надзирателя / С. Д. Довлатов. ‒ Москва, 2010. ‒ 128 с.
12 Есин, А. Б. Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов / А. Б. Есин. − Москва : ФЛИНТА, 2017. − С. 284-288.
13 Ерофеев, В. В. Москва Петушки. Поэма / В. В. Ерофеев. – Москва: Изд-во СП «Интер-бук», 1990. – 128 с.
14 Жданович, М. А. Лингвистические средства создания образа персонажа в художественном диалоге: на материале современной англоязычной прозы и драматургии: дис. …кан. филол. наук / М. А.Жданович. ‒ Самара, 2019. ‒ 195 с.
15 Ильин, И. П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа / И. П. Ильин. ‒ Москва : Интрада, 1998. ‒ 203 с.
16 Керимов, Т. Х. Образ / Т. Х. Керимов // Современный философский словарь. ‒ Москва, 1996.
17 Керимов, Т. Х. Постмодернизм / Т. Х. Керимов // Современный философский словарь. ‒ Москва, 1996.
18 Кимелев, Ю. А. Структурализм, постструктурализм, постмодернизм в новейшей историко-философской литературе (аналитический обзор) / Ю. А. Кимелев // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. ‒ Москва, 2008. ‒ С. 6-28.
19 Колодкина, Е. Н Специфика психолингвистической трактовки параметров конкретности, образности и эмоциональности значения существительных / Е. Н. Колодкина. ‒ Калинин, 1986. ‒ 258 с.
20 Котович, М. И Языковые средства создания персонажа в художественном произведении / М. И. Котович // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. ‒ 2021. ‒ С. 64-68.
21 Крылова, О. А. Основы функциональной стилистики русского языка / О. А. Крылова. ‒ Москва, 2019. ‒ 225 с.
22 Кудрявцева, М. И. Языковое сознание персонажа в художественном тексте постмодерна: когнитивно-прагматический аспект / М. И. Кудрявцева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. ‒ 2021. ‒ С. 2189-2194.
23 Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов. ‒ Санкт-Петербург: Норинт, 1998. ‒ 1534 с.
24 Кучменко, М. А. Интертекстуальность как воплощение идеи «смерти автора» в литературе постмодернизма / М. А. Кучменко // Вестник Адыгейского государственного университета. ‒ 2014. ‒ С. 108-111.
25 Ли, Т. Г. Общее понятие концептуализма, как постмодернистского течения в литературе / Т. Г. Ли // Экономика и социум. ‒ Саратов, 2022. ‒ 865-868.
26 Лосев, А. Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе / А. Ф. Лосев // Литература и живопись. ‒ Санкт-Петербург: Наука, 1982. ‒ С. 31-65.
27 Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб.пособие / В. А. Маслова. ‒ Москва: Академия, 2020. ‒ 264 с.
28 Пономаренко, И. Н. Постмодернизм и гипертекст / И. Н. Пономаренко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. ‒ 2005. ‒ С. 98-103.
29 Потебня, А. А. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. ‒ Москва, 1976. ‒ 614 с.
30 Роднянская, И. Б. Образ / И. Б. Роднянская, В. В. Кожинов // Краткая литературная энциклопедия. ‒ Москва: Сов. энцикл., 1968. ‒ С. 363-369.
31 Садиева, К. М. Характерные особенности русского постмодернизма / К. М. Садиева // Мир науки, культуры, образования. ‒ Москва, 2018. ‒ С. 419-425.
32 Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. ‒ Москва, 2013. ‒ 432 с.
33 Чернова, С. В. Художественный образ: к определению понятия / С. В. Чернова // Вестник Вятского государственного университета. ‒ 2019. ‒ № 7. ‒ С. 109-115.
34 Шелестюк, Е. В. Семантика художественного образа и символа : дис. канд. филол. наук / Е. В. Шелестюк. – Москва, 1998. – 240 с.