Психологическая профилактика стресса у детей младшего школьного возраста (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ школы №555 «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга.
Выборка: 40 детей младшего школьного возраста (9-10 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения стресса у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Проблема стресса у детей младшего школьного возраста 6
1.2. Факторы стресса, обусловленные условиями учебной деятельности в общеобразовательной организации 12
1.3 Методы профилактики стресса у детей младшего школьного возраста 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование факторов возникновения стресса у детей младшего школьного возраста 24
2.1 Программа и методики исследования 24
2.2. Интерпретация результатов исследования 27
2.3 Сравнительный и корреляционный анализ результатов исследования 38
2.4 Программа профилактики стресса у детей младшего школьного возраста 49
Выводы по второй главе 53
Заключение 56
Библиографический список: 58
Приложение 1. 63
Приложение 2. 65
База исследования: ГБОУ школы №555 «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга.
Выборка: 40 детей младшего школьного возраста (9-10 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения стресса у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Проблема стресса у детей младшего школьного возраста 6
1.2. Факторы стресса, обусловленные условиями учебной деятельности в общеобразовательной организации 12
1.3 Методы профилактики стресса у детей младшего школьного возраста 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование факторов возникновения стресса у детей младшего школьного возраста 24
2.1 Программа и методики исследования 24
2.2. Интерпретация результатов исследования 27
2.3 Сравнительный и корреляционный анализ результатов исследования 38
2.4 Программа профилактики стресса у детей младшего школьного возраста 49
Выводы по второй главе 53
Заключение 56
Библиографический список: 58
Приложение 1. 63
Приложение 2. 65
Школьная учебная деятельность, став ведущей, предъявляет требования к младшему школьнику. Проблема отсутствия стрессоустойчивости у детей в последние годы стала актуальной. Вопросам изучения понятия эмоционального стресса, особенностей стресса у школьников разной возрастной группы и психологических особенностей стресса в возрасте 7–11 лет (возраст начальной школы) посвящены исследования и научные труды психологов, педагогов и медицинских работников. Несмотря на то, что количество публикаций по психологии и педагогике с каждым годом растет, практика управления психологическим состоянием учеников по-прежнему сталкивается с определенными трудностями в поиске средств и методов коррекции поведения детей.
Основоположником учения о стрессе считается лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье (1907–1982). Были изданы работы, посвященные проблеме стресса и способов формирования стрессоустойчивости в разных возрастных категориях. Эмоциональную сферу детей рассматривали многие педагоги и психологи, в частности Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев [15, с. 25].
Изучением проблемы стресса у детей младшего школьного возраста занимались Поляшова Н. В., Соловьёв А. Г. и Новикова И. А., исследуя психофизиологические особенности школьников младшего возраста, отмечали ряд трудностей, которые при неблагоприятных внешних условиях способны привести к возникновению у детей стресса.
Влияние ряда школьных факторов риска, к которым относят стрессовую тактику педагогических воздействий, несоответствие методик обучения возрастным особенностям детей, применение инновационных форм и технологий обучения, интенсификация учебного процесса, возросшие информационные нагрузки, обусловленные научно- техническим прогрессом, предъявляют повышенные требования к развивающемуся и растущему детскому организму. Стремительное увеличение объема воздействия на высшие психические функции школьников, интенсификация учебной деятельности, усложнение межличностных контактов, снижение двигательной активности значительно повышают риск появления нервно-психической дезадаптации среди детей и подростков, являются причиной разнообразных отклонений в деятельности отдельных систем и всего организма в целом и провоцируют стрессовые состояния у детей [15, стр. 113].
У ребенка, не имеющего должного иммунитета к стрессам, вызвать его может любая ситуация дома, в школе, большой объём информации, загруженность учебными заданиями, дефицит времени активного отдыха, чрезмерная продолжительность самоподготовки на фоне сниженной двигательной активности приводят к значительному психоэмоциональному напряжению учащихся вызывающему стрессовые состояния.
Актуальность изучения стресса у младших школьников обусловлена распространением стрессовых ситуаций среди школьников, влиянием стресса на психическое и соматическое здоровье. Актуальность изучения стресса у младших школьников связана с вопросами их эмоционального и личностного развития, а также охраны здоровья.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение факторов возникновения стресса у обучающихся младшего школьного возраста для разработки программы профилактики стресса в условиях образовательной организации.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить современные научные представления о проблеме стресса в младшем школьном возрасте.
2. Выявить факторы возникновения стресса, обусловленного условиями учебной деятельности в общеобразовательной организации.
3. Определить состав диагностических методик, провести психологическую диагностику выборки
4. Провести сравнительный и корреляционный анализы для выявления предикторов возникновения стресса у детей.
5. Разработать программу профилактики стресса для детей.
Объект изучения в рамках исследования: дети младшего школьного возраста - 9-10 лет.
Предмет исследования – особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, вызывающие стресс в условиях общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: 1.Предикторами возникновения стресса выступает высокий уровень тревожности; 2.Чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень коммуникативности.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 555 с углубленным изучением английского языка "Белогорье" Приморского района Санкт-Петербурга
Методы исследования в ВКР:
1.Анкетирование, включающее социально-демографическую анкету и специализированные методики.
2. Статистический анализ результатов с использованием U-критерия Манна-Уитни и корреляционного анализа Спирмена.
Структура выпускной квалификационной работа состоит из введения, содержания, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 32 источника и приложений.
Основоположником учения о стрессе считается лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье (1907–1982). Были изданы работы, посвященные проблеме стресса и способов формирования стрессоустойчивости в разных возрастных категориях. Эмоциональную сферу детей рассматривали многие педагоги и психологи, в частности Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев [15, с. 25].
Изучением проблемы стресса у детей младшего школьного возраста занимались Поляшова Н. В., Соловьёв А. Г. и Новикова И. А., исследуя психофизиологические особенности школьников младшего возраста, отмечали ряд трудностей, которые при неблагоприятных внешних условиях способны привести к возникновению у детей стресса.
Влияние ряда школьных факторов риска, к которым относят стрессовую тактику педагогических воздействий, несоответствие методик обучения возрастным особенностям детей, применение инновационных форм и технологий обучения, интенсификация учебного процесса, возросшие информационные нагрузки, обусловленные научно- техническим прогрессом, предъявляют повышенные требования к развивающемуся и растущему детскому организму. Стремительное увеличение объема воздействия на высшие психические функции школьников, интенсификация учебной деятельности, усложнение межличностных контактов, снижение двигательной активности значительно повышают риск появления нервно-психической дезадаптации среди детей и подростков, являются причиной разнообразных отклонений в деятельности отдельных систем и всего организма в целом и провоцируют стрессовые состояния у детей [15, стр. 113].
У ребенка, не имеющего должного иммунитета к стрессам, вызвать его может любая ситуация дома, в школе, большой объём информации, загруженность учебными заданиями, дефицит времени активного отдыха, чрезмерная продолжительность самоподготовки на фоне сниженной двигательной активности приводят к значительному психоэмоциональному напряжению учащихся вызывающему стрессовые состояния.
Актуальность изучения стресса у младших школьников обусловлена распространением стрессовых ситуаций среди школьников, влиянием стресса на психическое и соматическое здоровье. Актуальность изучения стресса у младших школьников связана с вопросами их эмоционального и личностного развития, а также охраны здоровья.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение факторов возникновения стресса у обучающихся младшего школьного возраста для разработки программы профилактики стресса в условиях образовательной организации.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить современные научные представления о проблеме стресса в младшем школьном возрасте.
2. Выявить факторы возникновения стресса, обусловленного условиями учебной деятельности в общеобразовательной организации.
3. Определить состав диагностических методик, провести психологическую диагностику выборки
4. Провести сравнительный и корреляционный анализы для выявления предикторов возникновения стресса у детей.
5. Разработать программу профилактики стресса для детей.
Объект изучения в рамках исследования: дети младшего школьного возраста - 9-10 лет.
Предмет исследования – особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, вызывающие стресс в условиях общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: 1.Предикторами возникновения стресса выступает высокий уровень тревожности; 2.Чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень коммуникативности.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 555 с углубленным изучением английского языка "Белогорье" Приморского района Санкт-Петербурга
Методы исследования в ВКР:
1.Анкетирование, включающее социально-демографическую анкету и специализированные методики.
2. Статистический анализ результатов с использованием U-критерия Манна-Уитни и корреляционного анализа Спирмена.
Структура выпускной квалификационной работа состоит из введения, содержания, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 32 источника и приложений.
Стресс – одна из самых острых проблем нашего времени, касающаяся и школьной жизни современного ребенка. Стресс, в современной психологи, понимается как состояние психического и физического напряжения, возникающее у человека под влиянием воздействий внешних факторов, физического, психического, эмоционального характера, являющееся ответной реакцией организма на изменяющиеся условия и предъявляемые требования, выдвигаемые внешней средой к личности, сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.
В ходе написания данной работы были рассмотрены основные причины и факторы стресса учащихся младшего школьного возраста в условиях общеообразовательной организации и методы профилактики стрессовый состояний.
Цели и задачи исследования достигнуты.
Современный школьник, особенно в крупных городах, испытывает колоссальные нервные перегрузки, вызванные обилием информации. Выявлено и отмечено наличие целого ряда стрессогенных факторов, разрушительно влияющих на психическое и физическое здоровье.
Стресс у детей имеет свойство накапливаться, что может привести к различным нежелательным последствиям – отставанию в развитии, неврозу, энурезу и проблемам в школе. Защитить ребёнка мало, так как уберечь его ото всех неприятных ситуаций попросту невозможно. Но родители в состоянии научить своего малыша побеждать стресс.
Детский стресс несет в себе не меньше проблемы, нежели стресс в зрелом возрасте, он может повлиять на развитие ребенка, его поведение. Однако, умеренный стресс способен положительно сказаться на жизни ребенка. Умеренные стрессы детства, возникающие при игровом общении детей, положительные и отрицательные эмоции, формирующиеся в процессе знакомства ребенка с окружающим миром, двигательная активность и периодические охлаждения могут способствовать эмоциональному, физическому и интеллектуальному развитию.
Основными факторами, приводящими к состоянию повышенной и высокой тревожности у детей младшего школьного возраста являются страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
В ходе написания данной работы были рассмотрены основные причины и факторы стресса учащихся младшего школьного возраста в условиях общеообразовательной организации и методы профилактики стрессовый состояний.
Цели и задачи исследования достигнуты.
Современный школьник, особенно в крупных городах, испытывает колоссальные нервные перегрузки, вызванные обилием информации. Выявлено и отмечено наличие целого ряда стрессогенных факторов, разрушительно влияющих на психическое и физическое здоровье.
Стресс у детей имеет свойство накапливаться, что может привести к различным нежелательным последствиям – отставанию в развитии, неврозу, энурезу и проблемам в школе. Защитить ребёнка мало, так как уберечь его ото всех неприятных ситуаций попросту невозможно. Но родители в состоянии научить своего малыша побеждать стресс.
Детский стресс несет в себе не меньше проблемы, нежели стресс в зрелом возрасте, он может повлиять на развитие ребенка, его поведение. Однако, умеренный стресс способен положительно сказаться на жизни ребенка. Умеренные стрессы детства, возникающие при игровом общении детей, положительные и отрицательные эмоции, формирующиеся в процессе знакомства ребенка с окружающим миром, двигательная активность и периодические охлаждения могут способствовать эмоциональному, физическому и интеллектуальному развитию.
Основными факторами, приводящими к состоянию повышенной и высокой тревожности у детей младшего школьного возраста являются страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Подобные работы
- Работа учителя по преодолению школьной тревожности у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА
ИХ АДАПТАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Особенности агрессии в контексте акцентуации характера в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Исследование адаптации пятиклассников в условиях нового коллектива
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Развитие адаптивных стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта средствами арт–терапии (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь эмоционального интеллекта со стратегиями совладающего поведения у сотрудников бизнес - организации (Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018



