ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ПО «ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ» 5
1.1. Предмет и задачи курса «Основы военной службы» 5
1.2. Правовые основы подготовки школьников 7
по «Основам военной службы» 7
1.3. Организация учебного процесса по «Основам военной службы в средней
школе» 16
1.4. Использование ТСО при обучении «Основам военной службы» 34
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО «ОСНОВАМ ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ» 47
2.1. Содержание учебного материала в 10-м классе 47
2.2. Тематическое планирование «Основ военной службы» в 10-м классе ... 49
2.3. Критерии оценки учебных сборов 50
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 52
3.1. Подготовка эксперимента 52
3.1. Методические особенности организации экспериментальных уроков... 54
3.2. Результаты эксперимента 55
3.3. Выводы по эксперименту 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ) 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложение А 65
Приложение Б 66
Приложение В 68
Приложение Г 73
На государственном уровне решается проблема системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Составной частью патриотического воспитания является военнопатриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” 1998 г то в настоящее время раздел «ОБЖ», «Основы военной службы» являются основной системой военно-патриотического воспитания.
В этих условиях теоретико-экспериментальные исследования, направленные на решение проблемы повышения эффективности образовательного процесса по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях (как важнейшего элемента вновь формирующейся системы патриотического воспитания граждан РФ) являются очень актуальными и своевременными.
Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.
Объект исследования. Процесс обучения основам военной службы в общеобразовательной школе.
Предмет исследования. Способы организации учебного процесса по основам военной службы учащихся 10-х классов.
Цель исследования. Повышение эффективности процесса обучения основам военной службы в общеобразовательной школе.
Гипотеза. Предполагается, применение в образовательном процессе по курсу ОБЖ в средней школе экспериментальной методики организации деятельности учащихся на уроках с применением электронных образовательных ресурсов будет способствовать повышению качества процесса формирования военно-профессиональных знаний, умений и навыков у допризывной молодежи.
Задачи исследования. Для достижения цели исследования нам необходимо решить комплекс следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы организационного и программно-методического обеспечения образовательного процесса по «Основам военной службы» в средней школе.
2. Разработать экспериментальную методику учебного процесса по «Основам военной службы».
3. Установить эффективность применения экспериментальной методики обучения на практике.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы
2. Изучение документальных материалов
3. Экспертное оценивание
4. Педагогический эксперимент
5. Математико-статистическая обработка.
Новизна работы: применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе по изучению основ военной службы
Оценивая результаты проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Теоретико-экспериментальное изучение проблемы организационного и программно-методического обеспечения образовательного процесса по «Основам военной службы» в средней школе показало, что существующие подходы к организации деятельности учащихся на уроках нуждаются в усовершенствовании.
2. Нами разработана экспериментальная методика организации деятельности учащихся на уроке, основанная на использовании электронных образовательных ресурсов.
3. Практическое использование разработанной нами
экспериментальной методики позволяет существенно повысить эффективность учебного процесса по «Основам военной службы» в общеобразовательной школе.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика исследований в физическом воспитании. - М., 2003.
2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М., 2001. - 260с.
3. Инструкция по организации и проведению учебного процесса на военных кафедрах учебных заседаний. М.: Воениздат, 2005.
4. Инструкция по организации получения, учета и хранения учебного оружия и боеприпасов к нему, малокалиберных винтовок в учебных заведениях.
5. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/ Сост.Б.И. Мишин. Москва, 2002.
6. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 2003.
7. Обязанности должностных лиц учебных заведений// Воен. знания. № 7.2004.
8. Основы военно-патриотического воспитания. Уч. М.: Просвещение 2006.
9. Особенности организации допризывной подготовки в образовательных учреждениях. Перелыгин А.Г. Издательство КГПУ Красноярск 2002.
10. Педагогические основы военной подготовки студентов в вузе. Уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2003.
11. Положение о начальной военной подготовке молодежи. М., 2007.
12. Пособие по методике проверки начальной военной подготовки молодежи. М.: Воениздат. 2002.
13. Приказ МОРФ и МОиН РФ № 96/134 от 24 февраля 2010г. г.Москва.
14. Программа допризывной подготовки юношей. МО. Воениздат. 2006.
15. Программа начальной военной подготовки молодежи. М.,2007.
16. Работа военного комиссариата по руководству начальной военной подготовки молодежи и подготовкой специалистов для Вооруженных Сил. Пособие. - М.: Воениздат. 2005.
17. Работа директора и военного руководителя учебного заведения по обеспечению высокого качества начальной военной подготовки молодежи. М.: Воениздат. 2007.
18. Руководство и контроль по начальной военной подготовке и военнопатриотическому воспитанию. (В помощь директорам школ и педучилищ). Красноярск: ККИУУ, 2006.
... всего 38 источников