Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проявление тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией (Московский педагогический государственный университет)

Работа №163167

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 лиц юношеского возраста от 17 до 21 года.
Есть приложения.

Введение 3
Глава I. Теоретические основы проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией 9
1.1 Теоретические подходы к пониманию феномена тревожности 9
1.2 Общая характеристика юношеского возраста 12
1.3 Особенности проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией 20
Выводы по главе 1 24
Глава II. Эмпирическое исследование проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией 25
2.1 Описание методов исследования 25
2.1 Анализ результатов исследования 27
Вывод по 2 главе 41
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения 51

Актуальность темы исследования. Развитие молодого поколения в гармонии является ключевым аспектом в создании и дальнейшем укреплении мощного государства, ведь именно в юности формируются активные жизненные установки, начинается самоопределение и осознание личной ценности. Однако процесс становления личности молодежи часто осложняется социальными потрясениями, внутренними конфликтами и особенностями межличностного общения.
Основные проблемы юного возраста, такие как поиск смысла жизни, страх одиночества и недопонимания, стремление к личному счастью, выбор профессии и самоутверждение среди сверстников и в обществе, нередко сопровождаются тревогой. Молодые люди не всегда могут создать эффективные стратегии для преодоления этих трудностей. Сложные социально-экономические перемены последних десятилетий усиливают и зачастую изменяют развитие личности. Неопределенность и непредсказуемость будущего вызывают у большинcтва молодежи эмоциональное напряжение. Многие молодые люди чувствуют себя одинокими и испытывают эмoциональный дискомфорт из-за недостатка доверительных отношений со сверстниками и взрослыми, неопределенности своей социальной роли в коллективе и несформированности ценностных ориентиров, планов на будущее .
Научные исследования показывают, что высокая личностная тревожность приводит к неуверенности в коммуникативных навыках, связана с негативным социальным статусом и создает конфликтные взаимоотношения. Состояние тревожности характеризуется значительным психоэмоциональным напряжением, особенно у лиц, испытывающих депривацию.

Анализируя исследования, проведенные среди старших подростков, необходимо отметить ключевые проблемы, вызывающие чувства субъективного одиночества. Эти проблемы чаще всего обусловлены нехваткой необходимого внимания и поддержки со стороны родителей, что объясняется их занятостью и недостатком свободного времени. В таких семьях обычно плохо развиты позитивные обратные связи.
Таким образом, наше исследование актуально из-за необходимости раннего выявления признаков тревожности у детей, поскольку это имеет решающее значение для предотвращения развития необратимых последствий.
Цель исследования: изучение проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией.
Объект исследования: проявление тревожности личности.
Предмет исследования: проявление тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией.
Гипотеза исследования: предполагается, что у юношей с высоким уровнем тревожности наблюдается депривация таких структурных звеньев самосознания, как: идентификация с именем, притязание на признание и перспектива развития личности, по сравнению с юношами с низким и средним уровнем тревожности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию феномена тревожности;
2. Изучить особенности характеристики юношеского возраста;
3. Выявить особенности проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией;
4. Эмпирическим путем выявить проявление тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией;
5. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методологической основой исследования:
– идея Платона, утверждавшего, что тревожные расстройства и другие душевные недуги возникают не из-за нарушения физиологического равновесия, а из-за дисгармонии в душе. Поэтому справиться с ними можно только через углублённое самопознание, ужесточённую самодисциплину и философский подход к жизни. В идеализме Платона речь идет о пагубном влиянии страха на жизнь человека, а его преодоление связывается с постижением истины.
– идея Аристотеля, утверждавшего, что живое существо состоит из души и тела. И тут же указывает на функциональные особенности этих элементов, когда душа – начало властвующее, а тело – начало подчиненное». Иначе говоря, предполагается, что душа, как активное начало, должна повелевать телом. В этом и проявляется естественное состояние всякого живого организма. Повелевание (управление) и есть основная функция души. Аристотель, продолжая идею Гиппократа, добавил важность температуры жёлчи: тёплая жёлчь приносит воодушевление, а холодная — тревогу и трусость.
Теоретическую основу исследования:
– идеи А.М. Прихожан в определении понятия тревожности как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Она выделяет две основные категории тревожности: открытую — сознательно переживаемую и проявляемую в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; скрытую — в разной степени не осознаваемую, проявляющуюся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения;
– идея Л.С. Выготского, который считал, что центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. В этом возрасте происходит открытие «Я», собственного мира мыслей, чувств, переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углублённому самоанализу;
– идея И.В. Ярославцевой о психической депривации заключается в том, что состояние психической депривации возникает в результате неудовлетворения жизненно важных потребностей ребёнка. Это становится возможным в условиях воспитания в ситуациях семейного неблагополучия или сиротства. По мнению учёной, ограничение возможностей удовлетворения основных для психического развития и личностного становления потребностей, например, в принадлежности и любви, безопасности, а также сужение социального поля активности, влекут формирование у ребёнка специфического отношения к миру, деятельности, окружающим, себе. В условиях депривации повышается риск нарушений в развитии, возникновения психических расстройств и соматических заболеваний. При этом депривация, несмотря на сложность и специфичность, не является неизменной и постоянной: при создании вокруг ребёнка оптимальных условий её негативные симптомы сглаживаются.
– идея М. И. Лисиной о психической депривации заключается в том, что редкие, кратковременные и недостаточно эмоционально насыщенные контакты со взрослыми создают дефицит общения. Эмоциональная депривация в условиях детского дома приводит к целому ряду специфических личностных особенностей детей: у них наблюдается отсутствие эмпатии, отчуждённость, обособленность, что мешает строить полноценное интимно-личностное общение с другими и продуцирует в дальнейшем дефицит любви, тепла в отношении уже к своим детям.
– идея В.С. Мухиной о феноменологии развития и бытия личности, где самосознание личности понимается как «универсальная, исторически сложившаяся и социально обусловленная психологически значимая структура, присущая каждому социализированному индивиду, состоящая из пяти звеньев (имя, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время, психологическое пространство личности), которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру» . В процессе онтогенеза происходит наполнение структурных звеньев самосознания знаками, возникшими в процессе исторически обусловленной реальности существования человека. Однако присвоение различных значений и смыслов культурных знаков у каждого человека происходит по-разному. по-своему. В результате в сознании каждого человека репрезентируются объективно-субъективные реальности природы, предметного мира, образно-знаковых систем, социально-нормативного пространства, «самосознание предполагает рефлексию на место человека в природе, в предметном мире, в мире образно-знаковых систем и в социально-нормативном пространстве» ;
– идея C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева о принципе единства сознания и деятельности. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание и психика в целом формируются в процессе деятельности и проявляются в деятельности человека. Сознание является одновременно и предпосылкой, условием всякого действия (мотив, направленность), и результатом этого действия, выражаемом в навыках, привычках, умениях и т.д. А. Н. Леонтьев расширил и уточнил этот принцип: сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность — оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней.
– идея C.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к пониманию личности. У С.Л. Рубинштейна заключалась в том, что субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется, но и созидается и определяется. Тем, что человек делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого.
Методы исследования.
1. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина, К.А. Хвостов);
2. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина.
3. Метод статистической обработки данных: критерий Крускала - Уоллиса.
Выборка и эмпирическая база исследования. Выборку нашего исследования составили респонденты в количестве 20 человек, возраста от 17 лет до 21 года, среди которых 10 мужчин и 10 женщин.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами с целью выявления новых ресурсов эффективности психологического воздействия, направленного на гармонизацию личности юношеского возраста, нормализацию межличностных отношений, снижение эмоционального дискомфорта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования явилось изучение проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией.
Юношеская тревожность представлена как неприятное психическое состояние, связанное с чувством беспокойства, напряжённости и плохого предчувствия. Такое состояние определяется высокой психоэмоциональной нагрузкой, особенно у людей, испытывающих депривацию.
Были приведены обоснования использованных нами методик: «Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания» (В.С. Мухина В.С., К.А. Хвостов); «Шкала тревоги» Спилбергера-Ханина.
Описана эмпирическая база исследования, в котором приняли участие 20 лиц юношеского возраста от 16 до 18 лет, старшеклассники. Из них 10 девушек и 10 юношей.
В этой работе мы выяснили, что общение с ровесниками и родителями существенно воздействует на формирование структурных компонентов самосознания юношей. В ситуации общения со сверстниками наибольшей депривации подвергаются такие аспекты, как идентификация с именем и стремление к признанию. Это указывает на присутствие в юношеском взаимодействии различных прозвищ и психологической зависимости от сверстников, поскольку общение с ними рассматривается как значимая потребность. Депривация звена «перспективы развития личности» в контексте взаимодействия с родителями подчёркивает первостепенную важность детско-родительских связей в формировании представлений о своей профессиональной карьере, роли мужчины/женщины, и будущем успехе.
В представленных результатах исследования анализировался уровень личностной тревожности старшеклассников, используя методику Спилбергера и Ханина. Половина старших подростков проявляет постоянную склонность воспринимать разнообразные ситуации как угрожающие, что выражается в состоянии тревоги. У другой половины отмечается умеренный уровень тревожности и адекватное восприятие действительности.
Анализ ситуативной тревожности показал, что у 50% участников наблюдается высокий уровень личностной тревожности, характеризующийся устойчивым восприятием широкого спектра ситуаций как угрожающих и соответствующей тревожной реакцией. У остальных отмечены незначительные проявления напряжения, беспокойства и нервозности, а также достаточно развитые навыки преодоления стрессовых ситуаций.
Использование критерия Крускала–Уоллиса позволило выявить, что у юношей с разными уровнями тревожности существуют статистически значимые различия в развитии структурных компонентов самосознания. У юношей с высоким уровнем тревожности недостаточно развиты такие аспекты самосознания, как идентификация с именем, стремление к признанию и личностной перспективе, что свидетельствует об их депривации.
В ходе исследования подтвердились первоначально выдвинутые предположения о том, что у юношей с высоким уровнем тревожности наблюдается депривация в таких структурах самосознания, как идентификация с именем, стремление к признанию и перспектива личного развития, по сравнению с их сверстниками с низким или средним уровнем тревожности.



1. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология» - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2017. – 110 с.
2. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. - 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 266 с.
3. Гошовский Я. Ресоциализация депривированной личности: содержательно семантические и структурно-функциональные параметры / Я. Гошовский // Проблемы общей и педагогической психологии: сб. наук. пр. Института психологии им. С. Костюка АПН / под ред. С.Д. Максименко. - 68 М.: 2017 - Т.ИХ, част.1. - С. 105-111.
4. Дадова З. И., Бураева Л. А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // Социально-политические науки. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-trudnyh-detey-i-podrostkov (дата обращения: 14.10.2024).
5. Донцов Д.А., Донцова М.В., Пятаков Е.О. Развитие психических познавательных процессов в наиболее восприимчивых возрастах — начиная с дошкольного возраста и заканчивая юностью (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 103–114. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/Dontsov_Dontsova_Dimes (дата обращения: 14.10.2024)
6. Емельянова, Л. А. К вопросу проявления тревожности в подростковом и юношеском возрастах / Л. А. Емельянова // Системная трансформация - основа устойчивого инновационного развития : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 14 сентября 2024 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2024. – С. 50-51. – EDN SYXNPG.
7. Игнатова Е.С. Родительская депривация как фактор суицидального риска у подростков // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 2А. С. 72-82.
8. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления/ В.Г. Казанская. СПб: Питер, 2016. 297 с.
9. Кемелова В.К. ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ // Медицина Кыргызстана. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavleniya-trevozhnosti-v-razlichnyh-situatsiyah (дата обращения: 14.10.2024).
10. Комиссарова О.А. Личностная тревожность студентов как показатель изменения в ценностно-смысловой сфере // ОмГУ. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnaya-trevozhnost-studentov-kak-pokazatel-izmeneniya-v-tsennostno-smyslovoy-sfere (дата обращения: 09.10.2024).
11. Кононов А.Н., Комиссарова А.С. Особенности поведения тревожных подростков // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-povedeniya-trevozhnyh-podrostkov (дата обращения: 09.10.2024).
12. Лазарева Е. А., Мударова Т. Р. ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА // НАУ. 2016. №5-2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/period-ranney-yunosti-kak-predmet-psihologicheskogo-analiza (дата обращения: 14.10.2024).
13. Лекторский В. А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА И СОВРЕМЕННЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-teoriya-deyatelnosti-a-n-leontieva-i-sovremennye-kognitivnye-issledovaniya (дата обращения: 18.10.2024).
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Модэк, 2016. - 384 с.
15. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста. — М.: Юрайт. 2023. 353 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / В. С. Мухина. - 15-е изд., стер. - Москва : Академия, 2015. – 655 с.
17. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационный аспект). – 5-е изд., испр. и доп.– М., 2017
18. Немов, Р. С. Психология: учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 501 с.
19. Одинцова, М.А. Шкала реагирования на неопределенность: инструмент оценки взаимодействия подростков с многомерным стрессом/ М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова, М.Г. Сорокова [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2024. Том 13. № 2. С. 106–128. DOI: 10.17759/cpse.2024130207
20. Петрова, Е.Г. Личностные особенности подростков, входящих в «Группу риска» по возникновению наркотизации/ Е.Г. Петрова // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-podrostkov-vhodyaschih-v-gruppu-riska-po-vozniknoveniyu-narkotizatsii (дата обращения: 14.10.2024).
21. Палкина С.Н. О ВЛИЯНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ ПОДРОСТКА // Вестник науки. 2023. №12 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vliyanii-sotsialnoy-deprivatsii-na-ya-kontseptsiyu-podrostka (дата обращения: 14.10.2024).
22. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 191 с.
23. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 713 с.
25. Строй, Г. В. Специфика возникновения и особенности проявления тревожности в юношеском возрасте / Г. В. Строй // Педагогическая наука, образование и воспитание на современном этапе: опыт, традиции и новации : Материалы XIII региональной научно-практической конференции, Ставрополь, 17 апреля 2020 года / Под редакцией Л.Н. Кожемякиной, А.В. Бабаян, Б.А. Черкесова. – Буденновск: Общество с ограниченной ответственностью фирма "Ставрополь-сервис-школа", 2020. – С. 113-116. – EDN SNDPNF.
26. Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте/ Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 26-32.
27. Черенкова, Д. И. Основные особенности проявления тревожности в юношеском возрасте / Д. И. Черенкова // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ науки и ОБРАЗОВАНИЯ : сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 июня 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 241-242. – EDN VHKNNR.
28. Ханова Т. Г., Серебровская Н. Е., Бедная П. А. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-v-starshem-shkolnom-vozraste-1 (дата обращения: 14.10.2024).
29. Хоменко, Е. В. Исследование психологических аспектов самоотношения в юношеском возрасте / Е.В. Хоменко // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы: материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях, Вологда, 22 июня 2016 года / Научный центр «Диспут». Том Часть 2. – Вологда: ООО «Маркер», 2016. – С. 148-151. – EDN WEHGRN.
30. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; АПН СССР. – Москва : Педагогика, 1989. – 555 с.
31. Golovey L.A., Danilova M.V., Danilova Y.Y. Self-conception and Relations with Significant Adults as Life Satisfaction Factors of Adolescents // Social Psychology and Society. 2017. 8 (1). P. 108-125.
32. Posokhova S.Т. Social & Cultural Factors and Psychological Vulnerability of Modern Youth // Issues of Mental Health of Childern and Adolescents. 2017. 17 (2). P. 195-196.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ