Проявление тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией (Московский педагогический государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 лиц юношеского возраста от 17 до 21 года.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией 9
1.1 Теоретические подходы к пониманию феномена тревожности 9
1.2 Общая характеристика юношеского возраста 12
1.3 Особенности проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией 20
Выводы по главе 1 24
Глава II. Эмпирическое исследование проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией 25
2.1 Описание методов исследования 25
2.1 Анализ результатов исследования 27
Вывод по 2 главе 41
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения 51
Выборка: 20 лиц юношеского возраста от 17 до 21 года.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией 9
1.1 Теоретические подходы к пониманию феномена тревожности 9
1.2 Общая характеристика юношеского возраста 12
1.3 Особенности проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией 20
Выводы по главе 1 24
Глава II. Эмпирическое исследование проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией 25
2.1 Описание методов исследования 25
2.1 Анализ результатов исследования 27
Вывод по 2 главе 41
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения 51
Актуальность темы исследования. Развитие молодого поколения в гармонии является ключевым аспектом в создании и дальнейшем укреплении мощного государства, ведь именно в юности формируются активные жизненные установки, начинается самоопределение и осознание личной ценности. Однако процесс становления личности молодежи часто осложняется социальными потрясениями, внутренними конфликтами и особенностями межличностного общения.
Основные проблемы юного возраста, такие как поиск смысла жизни, страх одиночества и недопонимания, стремление к личному счастью, выбор профессии и самоутверждение среди сверстников и в обществе, нередко сопровождаются тревогой. Молодые люди не всегда могут создать эффективные стратегии для преодоления этих трудностей. Сложные социально-экономические перемены последних десятилетий усиливают и зачастую изменяют развитие личности. Неопределенность и непредсказуемость будущего вызывают у большинcтва молодежи эмоциональное напряжение. Многие молодые люди чувствуют себя одинокими и испытывают эмoциональный дискомфорт из-за недостатка доверительных отношений со сверстниками и взрослыми, неопределенности своей социальной роли в коллективе и несформированности ценностных ориентиров, планов на будущее .
Научные исследования показывают, что высокая личностная тревожность приводит к неуверенности в коммуникативных навыках, связана с негативным социальным статусом и создает конфликтные взаимоотношения. Состояние тревожности характеризуется значительным психоэмоциональным напряжением, особенно у лиц, испытывающих депривацию.
Анализируя исследования, проведенные среди старших подростков, необходимо отметить ключевые проблемы, вызывающие чувства субъективного одиночества. Эти проблемы чаще всего обусловлены нехваткой необходимого внимания и поддержки со стороны родителей, что объясняется их занятостью и недостатком свободного времени. В таких семьях обычно плохо развиты позитивные обратные связи.
Таким образом, наше исследование актуально из-за необходимости раннего выявления признаков тревожности у детей, поскольку это имеет решающее значение для предотвращения развития необратимых последствий.
Цель исследования: изучение проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией.
Объект исследования: проявление тревожности личности.
Предмет исследования: проявление тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией.
Гипотеза исследования: предполагается, что у юношей с высоким уровнем тревожности наблюдается депривация таких структурных звеньев самосознания, как: идентификация с именем, притязание на признание и перспектива развития личности, по сравнению с юношами с низким и средним уровнем тревожности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию феномена тревожности;
2. Изучить особенности характеристики юношеского возраста;
3. Выявить особенности проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией;
4. Эмпирическим путем выявить проявление тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией;
5. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методологической основой исследования:
– идея Платона, утверждавшего, что тревожные расстройства и другие душевные недуги возникают не из-за нарушения физиологического равновесия, а из-за дисгармонии в душе. Поэтому справиться с ними можно только через углублённое самопознание, ужесточённую самодисциплину и философский подход к жизни. В идеализме Платона речь идет о пагубном влиянии страха на жизнь человека, а его преодоление связывается с постижением истины.
– идея Аристотеля, утверждавшего, что живое существо состоит из души и тела. И тут же указывает на функциональные особенности этих элементов, когда душа – начало властвующее, а тело – начало подчиненное». Иначе говоря, предполагается, что душа, как активное начало, должна повелевать телом. В этом и проявляется естественное состояние всякого живого организма. Повелевание (управление) и есть основная функция души. Аристотель, продолжая идею Гиппократа, добавил важность температуры жёлчи: тёплая жёлчь приносит воодушевление, а холодная — тревогу и трусость.
Теоретическую основу исследования:
– идеи А.М. Прихожан в определении понятия тревожности как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Она выделяет две основные категории тревожности: открытую — сознательно переживаемую и проявляемую в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; скрытую — в разной степени не осознаваемую, проявляющуюся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения;
– идея Л.С. Выготского, который считал, что центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. В этом возрасте происходит открытие «Я», собственного мира мыслей, чувств, переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углублённому самоанализу;
– идея И.В. Ярославцевой о психической депривации заключается в том, что состояние психической депривации возникает в результате неудовлетворения жизненно важных потребностей ребёнка. Это становится возможным в условиях воспитания в ситуациях семейного неблагополучия или сиротства. По мнению учёной, ограничение возможностей удовлетворения основных для психического развития и личностного становления потребностей, например, в принадлежности и любви, безопасности, а также сужение социального поля активности, влекут формирование у ребёнка специфического отношения к миру, деятельности, окружающим, себе. В условиях депривации повышается риск нарушений в развитии, возникновения психических расстройств и соматических заболеваний. При этом депривация, несмотря на сложность и специфичность, не является неизменной и постоянной: при создании вокруг ребёнка оптимальных условий её негативные симптомы сглаживаются.
– идея М. И. Лисиной о психической депривации заключается в том, что редкие, кратковременные и недостаточно эмоционально насыщенные контакты со взрослыми создают дефицит общения. Эмоциональная депривация в условиях детского дома приводит к целому ряду специфических личностных особенностей детей: у них наблюдается отсутствие эмпатии, отчуждённость, обособленность, что мешает строить полноценное интимно-личностное общение с другими и продуцирует в дальнейшем дефицит любви, тепла в отношении уже к своим детям.
– идея В.С. Мухиной о феноменологии развития и бытия личности, где самосознание личности понимается как «универсальная, исторически сложившаяся и социально обусловленная психологически значимая структура, присущая каждому социализированному индивиду, состоящая из пяти звеньев (имя, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время, психологическое пространство личности), которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру» . В процессе онтогенеза происходит наполнение структурных звеньев самосознания знаками, возникшими в процессе исторически обусловленной реальности существования человека. Однако присвоение различных значений и смыслов культурных знаков у каждого человека происходит по-разному. по-своему. В результате в сознании каждого человека репрезентируются объективно-субъективные реальности природы, предметного мира, образно-знаковых систем, социально-нормативного пространства, «самосознание предполагает рефлексию на место человека в природе, в предметном мире, в мире образно-знаковых систем и в социально-нормативном пространстве» ;
– идея C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева о принципе единства сознания и деятельности. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание и психика в целом формируются в процессе деятельности и проявляются в деятельности человека. Сознание является одновременно и предпосылкой, условием всякого действия (мотив, направленность), и результатом этого действия, выражаемом в навыках, привычках, умениях и т.д. А. Н. Леонтьев расширил и уточнил этот принцип: сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность — оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней.
– идея C.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к пониманию личности. У С.Л. Рубинштейна заключалась в том, что субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется, но и созидается и определяется. Тем, что человек делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого.
Методы исследования.
1. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина, К.А. Хвостов);
2. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина.
3. Метод статистической обработки данных: критерий Крускала - Уоллиса.
Выборка и эмпирическая база исследования. Выборку нашего исследования составили респонденты в количестве 20 человек, возраста от 17 лет до 21 года, среди которых 10 мужчин и 10 женщин.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами с целью выявления новых ресурсов эффективности психологического воздействия, направленного на гармонизацию личности юношеского возраста, нормализацию межличностных отношений, снижение эмоционального дискомфорта.
Основные проблемы юного возраста, такие как поиск смысла жизни, страх одиночества и недопонимания, стремление к личному счастью, выбор профессии и самоутверждение среди сверстников и в обществе, нередко сопровождаются тревогой. Молодые люди не всегда могут создать эффективные стратегии для преодоления этих трудностей. Сложные социально-экономические перемены последних десятилетий усиливают и зачастую изменяют развитие личности. Неопределенность и непредсказуемость будущего вызывают у большинcтва молодежи эмоциональное напряжение. Многие молодые люди чувствуют себя одинокими и испытывают эмoциональный дискомфорт из-за недостатка доверительных отношений со сверстниками и взрослыми, неопределенности своей социальной роли в коллективе и несформированности ценностных ориентиров, планов на будущее .
Научные исследования показывают, что высокая личностная тревожность приводит к неуверенности в коммуникативных навыках, связана с негативным социальным статусом и создает конфликтные взаимоотношения. Состояние тревожности характеризуется значительным психоэмоциональным напряжением, особенно у лиц, испытывающих депривацию.
Анализируя исследования, проведенные среди старших подростков, необходимо отметить ключевые проблемы, вызывающие чувства субъективного одиночества. Эти проблемы чаще всего обусловлены нехваткой необходимого внимания и поддержки со стороны родителей, что объясняется их занятостью и недостатком свободного времени. В таких семьях обычно плохо развиты позитивные обратные связи.
Таким образом, наше исследование актуально из-за необходимости раннего выявления признаков тревожности у детей, поскольку это имеет решающее значение для предотвращения развития необратимых последствий.
Цель исследования: изучение проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией.
Объект исследования: проявление тревожности личности.
Предмет исследования: проявление тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией.
Гипотеза исследования: предполагается, что у юношей с высоким уровнем тревожности наблюдается депривация таких структурных звеньев самосознания, как: идентификация с именем, притязание на признание и перспектива развития личности, по сравнению с юношами с низким и средним уровнем тревожности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию феномена тревожности;
2. Изучить особенности характеристики юношеского возраста;
3. Выявить особенности проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией;
4. Эмпирическим путем выявить проявление тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией;
5. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методологической основой исследования:
– идея Платона, утверждавшего, что тревожные расстройства и другие душевные недуги возникают не из-за нарушения физиологического равновесия, а из-за дисгармонии в душе. Поэтому справиться с ними можно только через углублённое самопознание, ужесточённую самодисциплину и философский подход к жизни. В идеализме Платона речь идет о пагубном влиянии страха на жизнь человека, а его преодоление связывается с постижением истины.
– идея Аристотеля, утверждавшего, что живое существо состоит из души и тела. И тут же указывает на функциональные особенности этих элементов, когда душа – начало властвующее, а тело – начало подчиненное». Иначе говоря, предполагается, что душа, как активное начало, должна повелевать телом. В этом и проявляется естественное состояние всякого живого организма. Повелевание (управление) и есть основная функция души. Аристотель, продолжая идею Гиппократа, добавил важность температуры жёлчи: тёплая жёлчь приносит воодушевление, а холодная — тревогу и трусость.
Теоретическую основу исследования:
– идеи А.М. Прихожан в определении понятия тревожности как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Она выделяет две основные категории тревожности: открытую — сознательно переживаемую и проявляемую в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; скрытую — в разной степени не осознаваемую, проявляющуюся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения;
– идея Л.С. Выготского, который считал, что центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. В этом возрасте происходит открытие «Я», собственного мира мыслей, чувств, переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углублённому самоанализу;
– идея И.В. Ярославцевой о психической депривации заключается в том, что состояние психической депривации возникает в результате неудовлетворения жизненно важных потребностей ребёнка. Это становится возможным в условиях воспитания в ситуациях семейного неблагополучия или сиротства. По мнению учёной, ограничение возможностей удовлетворения основных для психического развития и личностного становления потребностей, например, в принадлежности и любви, безопасности, а также сужение социального поля активности, влекут формирование у ребёнка специфического отношения к миру, деятельности, окружающим, себе. В условиях депривации повышается риск нарушений в развитии, возникновения психических расстройств и соматических заболеваний. При этом депривация, несмотря на сложность и специфичность, не является неизменной и постоянной: при создании вокруг ребёнка оптимальных условий её негативные симптомы сглаживаются.
– идея М. И. Лисиной о психической депривации заключается в том, что редкие, кратковременные и недостаточно эмоционально насыщенные контакты со взрослыми создают дефицит общения. Эмоциональная депривация в условиях детского дома приводит к целому ряду специфических личностных особенностей детей: у них наблюдается отсутствие эмпатии, отчуждённость, обособленность, что мешает строить полноценное интимно-личностное общение с другими и продуцирует в дальнейшем дефицит любви, тепла в отношении уже к своим детям.
– идея В.С. Мухиной о феноменологии развития и бытия личности, где самосознание личности понимается как «универсальная, исторически сложившаяся и социально обусловленная психологически значимая структура, присущая каждому социализированному индивиду, состоящая из пяти звеньев (имя, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время, психологическое пространство личности), которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру» . В процессе онтогенеза происходит наполнение структурных звеньев самосознания знаками, возникшими в процессе исторически обусловленной реальности существования человека. Однако присвоение различных значений и смыслов культурных знаков у каждого человека происходит по-разному. по-своему. В результате в сознании каждого человека репрезентируются объективно-субъективные реальности природы, предметного мира, образно-знаковых систем, социально-нормативного пространства, «самосознание предполагает рефлексию на место человека в природе, в предметном мире, в мире образно-знаковых систем и в социально-нормативном пространстве» ;
– идея C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева о принципе единства сознания и деятельности. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание и психика в целом формируются в процессе деятельности и проявляются в деятельности человека. Сознание является одновременно и предпосылкой, условием всякого действия (мотив, направленность), и результатом этого действия, выражаемом в навыках, привычках, умениях и т.д. А. Н. Леонтьев расширил и уточнил этот принцип: сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность — оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней.
– идея C.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к пониманию личности. У С.Л. Рубинштейна заключалась в том, что субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется, но и созидается и определяется. Тем, что человек делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого.
Методы исследования.
1. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина, К.А. Хвостов);
2. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина.
3. Метод статистической обработки данных: критерий Крускала - Уоллиса.
Выборка и эмпирическая база исследования. Выборку нашего исследования составили респонденты в количестве 20 человек, возраста от 17 лет до 21 года, среди которых 10 мужчин и 10 женщин.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами с целью выявления новых ресурсов эффективности психологического воздействия, направленного на гармонизацию личности юношеского возраста, нормализацию межличностных отношений, снижение эмоционального дискомфорта.
Целью нашего исследования явилось изучение проявления тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией.
Юношеская тревожность представлена как неприятное психическое состояние, связанное с чувством беспокойства, напряжённости и плохого предчувствия. Такое состояние определяется высокой психоэмоциональной нагрузкой, особенно у людей, испытывающих депривацию.
Были приведены обоснования использованных нами методик: «Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания» (В.С. Мухина В.С., К.А. Хвостов); «Шкала тревоги» Спилбергера-Ханина.
Описана эмпирическая база исследования, в котором приняли участие 20 лиц юношеского возраста от 16 до 18 лет, старшеклассники. Из них 10 девушек и 10 юношей.
В этой работе мы выяснили, что общение с ровесниками и родителями существенно воздействует на формирование структурных компонентов самосознания юношей. В ситуации общения со сверстниками наибольшей депривации подвергаются такие аспекты, как идентификация с именем и стремление к признанию. Это указывает на присутствие в юношеском взаимодействии различных прозвищ и психологической зависимости от сверстников, поскольку общение с ними рассматривается как значимая потребность. Депривация звена «перспективы развития личности» в контексте взаимодействия с родителями подчёркивает первостепенную важность детско-родительских связей в формировании представлений о своей профессиональной карьере, роли мужчины/женщины, и будущем успехе.
В представленных результатах исследования анализировался уровень личностной тревожности старшеклассников, используя методику Спилбергера и Ханина. Половина старших подростков проявляет постоянную склонность воспринимать разнообразные ситуации как угрожающие, что выражается в состоянии тревоги. У другой половины отмечается умеренный уровень тревожности и адекватное восприятие действительности.
Анализ ситуативной тревожности показал, что у 50% участников наблюдается высокий уровень личностной тревожности, характеризующийся устойчивым восприятием широкого спектра ситуаций как угрожающих и соответствующей тревожной реакцией. У остальных отмечены незначительные проявления напряжения, беспокойства и нервозности, а также достаточно развитые навыки преодоления стрессовых ситуаций.
Использование критерия Крускала–Уоллиса позволило выявить, что у юношей с разными уровнями тревожности существуют статистически значимые различия в развитии структурных компонентов самосознания. У юношей с высоким уровнем тревожности недостаточно развиты такие аспекты самосознания, как идентификация с именем, стремление к признанию и личностной перспективе, что свидетельствует об их депривации.
В ходе исследования подтвердились первоначально выдвинутые предположения о том, что у юношей с высоким уровнем тревожности наблюдается депривация в таких структурах самосознания, как идентификация с именем, стремление к признанию и перспектива личного развития, по сравнению с их сверстниками с низким или средним уровнем тревожности.
Юношеская тревожность представлена как неприятное психическое состояние, связанное с чувством беспокойства, напряжённости и плохого предчувствия. Такое состояние определяется высокой психоэмоциональной нагрузкой, особенно у людей, испытывающих депривацию.
Были приведены обоснования использованных нами методик: «Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания» (В.С. Мухина В.С., К.А. Хвостов); «Шкала тревоги» Спилбергера-Ханина.
Описана эмпирическая база исследования, в котором приняли участие 20 лиц юношеского возраста от 16 до 18 лет, старшеклассники. Из них 10 девушек и 10 юношей.
В этой работе мы выяснили, что общение с ровесниками и родителями существенно воздействует на формирование структурных компонентов самосознания юношей. В ситуации общения со сверстниками наибольшей депривации подвергаются такие аспекты, как идентификация с именем и стремление к признанию. Это указывает на присутствие в юношеском взаимодействии различных прозвищ и психологической зависимости от сверстников, поскольку общение с ними рассматривается как значимая потребность. Депривация звена «перспективы развития личности» в контексте взаимодействия с родителями подчёркивает первостепенную важность детско-родительских связей в формировании представлений о своей профессиональной карьере, роли мужчины/женщины, и будущем успехе.
В представленных результатах исследования анализировался уровень личностной тревожности старшеклассников, используя методику Спилбергера и Ханина. Половина старших подростков проявляет постоянную склонность воспринимать разнообразные ситуации как угрожающие, что выражается в состоянии тревоги. У другой половины отмечается умеренный уровень тревожности и адекватное восприятие действительности.
Анализ ситуативной тревожности показал, что у 50% участников наблюдается высокий уровень личностной тревожности, характеризующийся устойчивым восприятием широкого спектра ситуаций как угрожающих и соответствующей тревожной реакцией. У остальных отмечены незначительные проявления напряжения, беспокойства и нервозности, а также достаточно развитые навыки преодоления стрессовых ситуаций.
Использование критерия Крускала–Уоллиса позволило выявить, что у юношей с разными уровнями тревожности существуют статистически значимые различия в развитии структурных компонентов самосознания. У юношей с высоким уровнем тревожности недостаточно развиты такие аспекты самосознания, как идентификация с именем, стремление к признанию и личностной перспективе, что свидетельствует об их депривации.
В ходе исследования подтвердились первоначально выдвинутые предположения о том, что у юношей с высоким уровнем тревожности наблюдается депривация в таких структурах самосознания, как идентификация с именем, стремление к признанию и перспектива личного развития, по сравнению с их сверстниками с низким или средним уровнем тревожности.
Подобные работы
- Депривированность психологического пространства как фактор высокой личностной тревожности у подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Формирование толерантности у подростков
в контексте инклюзивного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕОДОЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У
ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020



