ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Сущность таможенной инфраструктуры и основные ее элементы 5
1.2 Взаимодействие элементов таможенной инфраструктуры друг с другом и с таможенными органами России 10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 15
2.1 Анализ состояния и динамики развития таможенной инфраструктуры 15
2.2 Проблемы и перспективы развития таможенной инфраструктуры 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
В настоящее время таможенная служба не может функционировать без определенных ресурсов, таких как оборудование, материальное обеспечение, офисные и складские помещения, квалифицированный персонал, транспортные компании и бизнес-структуры, которые обеспечивают экспортно-импортные операции. Это необходимо для эффективного осуществления внешнеэкономической деятельности.
Глобализационные процессы в мировой экономике, рост объемов международной торговли, а также развитие организованной преступности ведут к повышению требований к работе таможенной службы, ответственной за экономическую безопасность страны. Работа в таких условиях требует улучшения профессиональной подготовки сотрудников, технического оснащения и совершенствования таможенной инфраструктуры. Эффективность экспортно-импортных операций, пропускная способность таможенных пунктов, уровень правонарушений и коррупции в таможенной сфере, а также поступления в бюджет от таможенных сборов и пошлин зависят от организации таможенной инфраструктуры, ее потенциала и резервных мощностей, которые, к сожалению, на данный момент находятся в неудовлетворительном состоянии из-за ограниченного применения современных информационных и коммуникационных технологий.
Эти обстоятельства подчеркивают актуальность темы данной курсовой работы.
Объектом исследования выступает экономика таможенной деятельности.
Предметом исследования являются проблемы, связанные с организацией и развитием таможенной инфраструктуры.
Целью данного исследования является изучение теоретических аспектов таможенной инфраструктуры, а также анализ вопросов, связанных с ее организацией и развитием. Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать сущность таможенной инфраструктуры и ее ключевых компонентов.
2. Рассмотреть взаимодействие элементов таможенной инфраструктуры друг с другом и с российскими таможенными органами.
3. Проанализировать текущее состояние и тенденции развития таможенной инфраструктуры.
4. Выявить проблемы и определить направления развития таможенной инфраструктуры.
В ходе курсовой работы применяются такие методы исследования, как метод сравнения, документальный метод, анализ и синтез. Теоретическая основа исследования базируется на материалах периодических изданий и интернет-ресурсах, а также на трудах отечественных авторов, среди которых С.Л. Блау, М. М. Минниахметова, И.Н. Банных, М.И. Агабалаев, А.К. Ледыш и Е. А. Семенихина. Эмпирическая часть курсовой работы включает анализ нормативных документов и технических регламентов.
Структура работы традиционна и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение. В первой главе рассматриваются основные аспекты и элементы таможенной инфраструктуры. Во второй главе проводится анализ современного состояния, динамики развития, а также проблем и перспектив развития таможенной инфраструктуры.
Таможенная инфраструктура представляет собой совокупность элементов, включающих в себя административные здания, места хранения и передвижения товаров через таможенную границу, технические устройства для контроля, а также информационные и телекоммуникационные системы и многое другое, используемое для поддержки работы таможенных органов. Эти элементы разделяются на три категории.
Первая категория охватывает материально-техническую основу таможенных органов, такую как административные сооружения, пограничные пункты, склады, СВХ, транспортные средства и другие объекты.
Вторая категория охватывает информационно-техническую инфраструктуру, включая технические средства для таможенного контроля и ЕАИС ФТС России.
Третья категория относится к социальной инфраструктуре, охватывающей учебные учреждения и центры, а также медицинские службы и подобные объекты. Для эффективной работы таможенных органов необходимо постоянное взаимодействие с элементами таможенной инфраструктуры, которые также взаимодействуют друг с другом.
Например, элементы таможенной инфраструктуры находятся под контролем таможенных органов через передачу отчетности о своей деятельности. Таможенные органы имеют полномочия включать и исключать из реестра владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и других объектов.
Также осуществляется постоянный обмен информацией между таможенными органами и инфраструктурой, а также между отдельными элементами этой инфраструктуры с использованием Единой автоматизированной информационной системы, являющейся частью информационно-технической инфраструктуры.
Кроме того, взаимодействие между элементами таможенной инфраструктуры происходит в процессе обмена информацией не в прямом направлении, а в момент помещения товаров под определенные таможенные процедуры. По данным ежегодного анализа от Евразийской экономической комиссии, на территории ЕАЭС насчитывается около 449 пунктов пропуска, 844 владельца складов временного хранения, 295 собственников таможенных складов и 65 владельцев свободных складов. Общая площадь складских помещений в странах Союза составляла 23595,6 тыс. м².
На 1 января 2024 года в реестры государств – членов ЕАЭС включено 1015 таможенных представителей, 407 перевозчиков, занимающихся таможенной деятельностью, и 6929 участников свободных экономических зон. В 2023 году в России наибольшая доля грузооборота наблюдалась в морских пунктах пропуска (580,126 млн тонн), 162 млн тонн приходилось на железнодорожные перевозки, 24,824 млн тонн – на автомобильные, а 0,813 млн тонн – на воздушные пункты пропуска. Сегодня основные проблемы таможенной инфраструктуры включают низкий уровень финансирования, нехватку служебных и производственных помещений, размещение таможенных органов в арендуемых зданиях, перегруженность морских портов и низкую пропускную способность других пунктов пропуска.
Основные направления развития таможенной инфраструктуры включают:
1. Сокращение времени на оформление таможенной документации для участников внешнеэкономической деятельности;
2. Увеличение пропускной способности пунктов пропуска на границах ЕАЭС;
3. Модернизацию существующих пунктов пропуска;
4. Внедрение единых стандартов таможенного администрирования и использование стандартизированных документов;
5. Содействие в реализации торговой политики с учетом социально-экономических и инвестиционных задач.
1. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 03.03.2018 г. №289-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения 13.11.2024).
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. – М.: Проспект, 2018. – 512 с.
3. Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 26.06.2008 г. №482. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12161302/ (дата обращения 15.11.2024).
4. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 08.07.2023 N 1843-р, от 12.07.2024 N 1855-р Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.07.2024 № 1855-р; Изменения в стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г.
– Режим доступа: Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р "". Таможенные документы | Альта-Софт (дата обращения 15.11.2024).
5. О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: решение Комиссии 37 от 22.06.2011 г. №688. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902289873/ (дата обращения 15.11.2024).
6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.04.2024 N 41 – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения 16.11.2024).
7. Приказ ФТС России от 26.11.2018 № 1918 "Об утверждении Положения о Главном управлении тылового обеспечения» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/ (дата обращения 19.11.2024).
8. Положение о Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов [Электронный ресурс]: приказ ФТС России от 17.06.2010 г. №1154. – Режим доступа: http://www.customs.ru/attachments/article/24368/ (дата обращения 19.11.2024).
9. Андрейчук, Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник/ Е.Л. Андрейчук, В. Ю. Дианова, В. П. Смирнов. – СПб.: ИЦ Интермедия, 2019. – 240 с.
10. Антонюк, Совершенствование таможенной инфраструктуры как фактор развития приграничных территорий Российской Федерации/ В. С. Антонюк, Г. В. Эрлих// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент. – 2020. – №6. – С. 7–11.
12. Банных, И. Н. Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза// 38 Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2019. – № 2 (79). – С. 129–137.
13. Вериш, Т.А., Развитие инфраструктурных локализаций (таможенный аспект)/ Т.А. Вериш, Е. В. Филатова// Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2019. – №2 (54). – С. 154–161.
14. Добринский, В.П. Анализ размещения таможенно-логистической инфраструктуры в Российской Федерации и объемов грузопотоков, проходящих через ее объекты// Транспортное дело России. – 2019. – №2. – С. 10–13.
16. Жуков, Д.К. Уполномоченный экономический оператор. Теория и практика// Ракурс. – 2018. – №4. – С. 42–48.
17. Игнаток, М.В. Совершенствование таможенной инфраструктуры как фактор пространственного развития Северокавказского региона// Вестник экспертного совета. – 2018. – №1–2 (12–13). – С. 138–143.
18. Кузнецова, А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства Геоэкономический подход. – М.: КомКнига, 2019. – 456 с.
19. Ледыш, А.К. Оценка объектов таможенной инфраструктуры: учебное пособие / А.К. Ледыш, Е. А. Семенихина. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 142 с.
20. Смолич, А.В. Факторы влияния на развитие таможенной инфраструктуры приграничных регионов// Проблемы экономики и менеджмента. – 2019. – №11 (27). – С. 9–12.
21. Тимофеева, Е.Ю. Определение приоритетов при размещении объектов таможенной инфраструктуры в регионах// Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2019. – №2 (62). – С. 49–52 39.
22. Чекмарева, Г. И. Основы таможенного дела. Краткий курс. – Ростов н/Д: «МарТ», 2021. – 160 с.
23. Чигак, П.В. Таможенная инфраструктура России: современное состояние и направления развития с учетом зарубежного опыта. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 170 с.
24. Шарощенко, И.В. Анализ особенностей функционирования объектов околотаможенной инфраструктуры Российской Федерации/ И.В. Шарощенко, Д. О. Иванова// Интернет-журнал Науковедение. – 2019. – №7. – С. 1–9.
25. Информационно-правовой портал ГАРАНТ. Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения 20.11.2024).
26. Официальный сайт ФТС России. – Электрон. дан. – Режим доступа: http:////customs.gov.ru/?ysclid=m41bs53o9t244433553 (дата обращения 20.11.2024).