Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения самоотношения физического «Я» у подростков с наличием и отсутствием интернет- зависимости
1.1. Понятие «интернет-зависимости», признаки и причины ее
возникновения в подростковом возрасте с позиции зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Понятие самоотношение к образу физического «Я» в работах
отечественных психологов 15
1.3. Влияние интернет-зависимости на здоровье подростков. Профилактика и лечение. Психологические особенности подростков с
наличием и отсутствием интернет-зависимости 17
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в показателях физического «Я» у подростков с наличием и отсутствием интернет- зависимости
2.1. Описание методов и этапов проведения исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 26
Выводы 45
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложение 56
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью молодого поколения. С его помощью можно найти любую информацию, друзей, даже возлюбленного или возлюбленную. При этом люди так сильно погружаются в сеть, что порой забывают про существование реальной жизни, часто заменяя общение и прогулки с друзьями виртуальными собеседниками. Многие из них считают, что в интернете они обретают свободу от тех ограничений, которые накладывает на них реальная жизнь.
В России проблемой компьютерной зависимости начали заниматься последнее десятилетие. Проблемой разработки методического инструментария занимались такие ученые как А. Жичкина (шкала Интернет- зависимости), Е. Щепилина, (опросник «Восприятие Интернета») и др. Проблемами зависимости от компьютерных игр занимались И. Бурлаков, О. Генисаретский, Н. Носов. Последние впервые в России упомянули понятие «виртуальная реальность», А.Е. Войскунский, комплексно изучавший Интернет-зависимость и многих других.
Термин «Интернет зависимость» в психиатрическую практику впервые ввел американский психиатр Иван Голдберг еще в 1995 г. Под этим выражением он подразумевал скорее не медицинскую проблему, подобную алкоголизму и наркомании, а поведенческую аномалию, характеризующуюся сниженным уровнем самоконтроля и способную разрушить нормальную жизнь. Интернет зависимость сегодня расценивается как психическое расстройство, выражающееся в неспособности пострадавшего вовремя выйти из сети и постоянным и навязчивым желанием войти туда снова.
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг, которые в 1995 г. предложили набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно¬психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг. К. Янг и ряд ученых опубликовали первые монографии
Особенно слабо защищенными по отношению к Интернету оказались подростки, которые наиболее восприимчивы к тому, что они видят на просторах всемирной сети. Все это в итоге приводит к отказу от социального взаимодействия, изоляции, разрушению связей с внешним миром, развитию зависимости.
Цель: исследование различий в показателях самоотношения к образу физического «Я» у подростков с наличием и отсутствием Интернет- зависимости для разработки рекомендаций педагогам, родителям и практикующим психологам.
Объект: личностные характеристики.
Предмет: различия в показателях самоотношения к образу физического «Я» у подростков с наличием и отсутствием Интернет- зависимости.
Гипотеза: существуют различия в показателях самоотношения к образу физического «Я» у подростков с наличием и отсутствием Интернет- зависимости.
Задачи:
1) проанализировать литературу по проблеме исследования интернет- зависимости у подростков.
2) провести диагностическое исследование показателей физического «Я» у подростков с наличием и отсутствием интернет-зависимости.
3) провести количественную и качественную обработку данных.
4) провести анализ и интерпретацию полученных данных.
Методики:
1) Тест на Интернет-зависимость (автор: В.А. Лоскутова)
2) Методика «Незаконченные предложения» (разработанная А.Е. Жичкиной и Е.А. Щепилиной).
3) Методика исследования самоотношения к Образу Физического «Я» (А.Г. Черкашина).
4) Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Организационная база данных: в исследование приняли участие 46 подростков из двух классов (25 девочек и 21 мальчик), в возрасте от 14 до 16 лет, учащиеся в МБОУ СОШ №67 г. Пензы.
Актуальность данной работы связана с тем, что Интернет стал неотъемлемой частью в жизни человека. Особенно слабо защищенными по отношению к Интернету оказались подростки, которые наиболее восприимчивы к тому, что они видят на просторах всемирной сети. Все это в итоге приводит к отказу от социального взаимодействия, изоляции, разрушению связей с внешним миром, развитию зависимости.
В данной работе исследовались различия в показателях самоотношения к образу физического «Я» у подростков с наличием и отсутствием Интернет- зависимости.
Мы проанализировали основные теоретические подходы к данной проблеме. Затем провели диагностическое исследование для раскрытия проявлений структурных звеньев самоотношения к образу физического «Я» у подростков с наличием и отсутствием Интернет-зависимости.
В ходе диагностического исследования использовались следующие методики:
1) Тест на Интернет-зависимость (автор: В.А. Лоскутова)
2) Методика «Незаконченные предложения» (разработанная А.Е. Жичкиной и Е.А. Щепилиной).
3) Методика исследования самоотношения к Образу Физического «Я» (А.Г. Черкашина).
3) Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Далее мы произвели сравнительный анализ полученных результатов, обобщив выводы, мы можем сказать о следующем:
- высокий уровень Интернет-зависимости соответствует меньшему количеству всей выборки, в основном девочкам;
- у подростков с наличием и отсутствием Интернет-зависимости наблюдаются различия в субъективном отношение к Интернету.
- подростки, у которых присутствует интернет-зависимость меньше обращают внимание на свои внешние данные по сравнению с другими, так как для них в приоритете стоит виртуальный мир нежели реальный. Все свое свободное время они привыкли проводить за компьютером, их не интересует посещение кружков и секций, вследствие чего физическое развитие уходит на второй план по сравнению со своими сверстниками.
-сравнивая себя с другими, подростки с наличием интернет- зависимости считают, что они недостаточно красиво и модно одеваются, не соответствуют стилю, в первую очередь это может быть связано с заниженной самооценкой этих подростков. Подростки с отсутствием интернет-зависимости, наоборот считают, что они одеты и ухожены лучше, чем большинство сверстников.
- подростки с отсутствием интернет-зависимости имеют более твердый характер, у них присутствует устойчивость при каких-либо стрессовых ситуациях.
- подростки с наличием интернет-зависимости уделяют меньше внимания своему внешнему виду, в связи с тем, что они большее количество своего времени проводят в Интернете, зачастую пренебрегая личной гигиеной по сравнению с подростками, у которых отсутствует интернет- зависимость.
- подростки с наличием Интернет-зависимости оценивают свои способности ниже, чем подростки с отсутствием интернет-зависимости. У подростков с наличием интернет-зависимости присутствуют чрезмерно завышенные ожидания в отношении к своим возможностям, при этом они считают себя очень привлекательными, их оценка по данному параметру неадекватно завышена. Они ставят неадекватный уровень задач для своего развития, в связи с нереалистической оценкой своих возможностей.
-выявлены различия в сравнение подростков с низким и высоким уровнем интернет-зависимости по уровню самооценки и притязания. У подростков с наличием интернет-зависимости в значительной степени преобладает низкая самооценка в сочетании с высоким уровнем притязания. У подростков с отсутствием интернет-зависимости в наибольшей степени наблюдается адекватная самооценка с адекватным уровнем притязания, отражающееся в рассудительном использование Интернета.
1. Г.С. Абрамова Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Н. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Л.К. Аверченко Управление общением. Теория и практикумы для социального работника: Учебное пособие. - Москва-Новосибирск, 1999. - 216 с.
3. А.Е. Айвазова Психологические аспекты зависимости / А.Е. Айвазова. - СПб.: Речь, 2003. -
4. А.Ю. Акопов Свобода от зависимости. Социальные болезни личности / А.Ю. Акопов. - СПб.: Речь, 2008. - 224 с.
5. В.В. Александров Интеллект и компьютер / В.В. Александров. - СПб.: Издательство «Анатолия», 2004. - 285 с.
6. О.Н. Арестова Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестн. Моск. Ун-та. Психология. - 1996. - № 4. - С. 14-20.
7. Ю.Д. Бабаева Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А Е. Войскунский // Психологический журнал. - 1998.-№1. - С. 89¬100.
8. С. Бодкер Взаимодействие человека с компьютером с позиции теории деятельности / С. Бодкер // Психологический журнал. - 1993. - №4.- С. 71-81.
9. В.А. Бурова Механизмы формирования интернет-аддикции / В.А. Буров, В.И. Есаулов // Материалы XIII съезда психиатров России. - М., 2000. - С. 290-291.
10. А.О. Бухановский Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика: Пособие для врачей /А.О. Бухановский, А.С. Андреева, А.О. Бухановская. - Ростов н/Д: Изд-во ЛИНЦ Феникс, 2002.
- 230 с.
11. А.В. Бенедиктова Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах / А.В. Бенедиктова // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 5. - С. 228¬236.
12. Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы / Под. ред. Н.А. Носова. - М.: Центр виртуалистики ИЧ РАН, 1997.
- 200 с.
13. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике / Под ред. Н.А. Носова и О.И. Генисаретского. - М.: Центр виртуалистики ИЧ РАН, 1995. - 181 с.
14. А.Е. Войскунский Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 90-100.
15. М.Ю. Говорухина Виртуализация современного мира: раздвоение реальности / М.Ю. Говорухина. - Екатеринбург, 2004. - 15 с...35