Связь между внутриполитической динамикой и внешнеполитическими стратегиями Республики Корея (Дальневосточный федеральный университет)
|
Введение 3
1 Внутриполитические факторы внешней политики Республики Корея 7
1.1 Президентский фактор 7
1.2 Партийный фактор 12
1.3 Политико-культурные факторы 17
2 Основные направления внешнеполитического курса Республики Корея 22
2.1 Политика объединения Кореи 22
2.2 Политика по отношению к «четырем великим державам» 26
2.3 Политика публичной дипломатии 32
3 Анализ связи внешнеполитического курса Республики Корея с внутриполитической динамикой 36
3.1 Анализ внешнеполитического курса президентов РК 36
3.2 Оценка внешнеполитического курса Республики Корея в контексте идеологий правящих партий 46
Заключение 50
Список источников и литературы 52
1 Внутриполитические факторы внешней политики Республики Корея 7
1.1 Президентский фактор 7
1.2 Партийный фактор 12
1.3 Политико-культурные факторы 17
2 Основные направления внешнеполитического курса Республики Корея 22
2.1 Политика объединения Кореи 22
2.2 Политика по отношению к «четырем великим державам» 26
2.3 Политика публичной дипломатии 32
3 Анализ связи внешнеполитического курса Республики Корея с внутриполитической динамикой 36
3.1 Анализ внешнеполитического курса президентов РК 36
3.2 Оценка внешнеполитического курса Республики Корея в контексте идеологий правящих партий 46
Заключение 50
Список источников и литературы 52
После Корейской войны Республика Корея (РК) была очень бедной страной. Но несмотря на это, уже в 2010-х гг. она смогла занять 10-е место среди стран мира по уровню развития экономики. Такое быстрое развитие РК принято называть чудом на реке Хан. Также, благодаря корейской волне (Халлю), РК стала признанным во всем мире центром культуры. Однако были времена, когда люди даже не знали о её местонахождении.
РК в настоящее время признана «средней державой», продолжает укреплять свои позиции на международной арене, и правительство выстраивает множество внешнеполитических стратегий, которые направленны на повышение статуса страны. Для РК характерно менять направление развития внутренней и внешней политики при смене правительства. Такое явление тесно связано двухпартийной системой и сильной президентской властью, которые составляют основу современной политической культуры РК.
Актуальность исследования заключается в том, что РК стала влиятельным и значимым игроком на международной арене, что обусловливает необходимость стабильности внешнеполитического курса. Однако, процессы, происходящие внутри государства, могут оказывать влияние на внешнюю политику, вызывая ее трансформацию.
Новизна. В результате анализа российских научных баз данных, было обнаружено достаточно большое количество работ по различным аспектам внутренней и внешней политики РК. Однако значительно меньше исследований посвящено связи этих факторов. Новизна данной ВКР также обуславливается тем, что исследований, в которых анализировались бы внутриполитические факторы внешней политики РК, практически нет.
Объектом данного исследования является внешняя и внутренняя политика Республики Корея.
Предметом исследования стали связи между внутриполитической динамикой и внешнеполитическими стратегиями Республики Корея.
Была поставлена цель – анализ влияния президентского режима, партийной системы и общественно-политических факторов на изменения внешнеполитического курса Республики Корея.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи, в соответствие с которыми построена структура работы:
- изучить характеристики президентской власти и партийной системы Республики Корея;
- сформулировать основные вопросы и проблемы внешней политики РК;
- охарактеризовать основные внешнеполитические стратегии разных президентских администраций;
- проанализировать влияние политических идеологий президентов и правящих партий на внешнеполитический курс государства.
Обзор источников. Источники, используемые в ходе исследования, можно разделить на 3 группы.
В первую группу входят официальные документы РК, а также официальные данные и статистика, которые можно найти на официальных сайтах государственных институтов РК. Кроме того, в источники включены Конституция РК, законы, публикации МИД РК.
Ко второй группе были отнесены публикации в средствах массовой информации, освещающие реалии внутренней и внешней политики РК.
В третью группу входят выступления президентов РК, опубликованные в Президентском архиве РК.
В работе была также использована исследовательская литература.
Вся литература, на которую был сделан упор в ходе исследования, делится на две группы.
В первую группу входят работы известных российских корееведов. Большое значение для работы имела монография Н. Ким , посвященная политическому курсу президента Но Му Хёна. Также, научные работы А. Бугорковой , Е. Китавиной , Д. Соколовой и других помогают сформировать картину внешней политики РК.
Во вторую группу входят работы южнокорейских исследователей, которые посвящены внешней политике и внутриполитической динамике РК. Среди авторов можно выделить Кан Сок Сына , Ли Чон Джина , Хон Ён Пхё и др.
Структура работы обусловлена её целями и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава представляет собой рассмотрение индивидуальных факторов президента, партийные факторы и аспекты политической культуры, влияющие на политические решения в РК.
Далее, вторая и третья главы посвящены исследованию конкретных внешнеполитических стратегий РК. Во второй главе рассматриваются исторические и концептуальные предпосылки современной внешней политики РК. В третьей главе подробно анализируется внешняя политика каждой президентской администрации с периода правительства Ким Дэ Чжуна по основным вопросам внешней политики, сформулированным в предыдущей главе. Кроме того, в этих главах приводятся актуальные статистические данные.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и делается вывод.
РК в настоящее время признана «средней державой», продолжает укреплять свои позиции на международной арене, и правительство выстраивает множество внешнеполитических стратегий, которые направленны на повышение статуса страны. Для РК характерно менять направление развития внутренней и внешней политики при смене правительства. Такое явление тесно связано двухпартийной системой и сильной президентской властью, которые составляют основу современной политической культуры РК.
Актуальность исследования заключается в том, что РК стала влиятельным и значимым игроком на международной арене, что обусловливает необходимость стабильности внешнеполитического курса. Однако, процессы, происходящие внутри государства, могут оказывать влияние на внешнюю политику, вызывая ее трансформацию.
Новизна. В результате анализа российских научных баз данных, было обнаружено достаточно большое количество работ по различным аспектам внутренней и внешней политики РК. Однако значительно меньше исследований посвящено связи этих факторов. Новизна данной ВКР также обуславливается тем, что исследований, в которых анализировались бы внутриполитические факторы внешней политики РК, практически нет.
Объектом данного исследования является внешняя и внутренняя политика Республики Корея.
Предметом исследования стали связи между внутриполитической динамикой и внешнеполитическими стратегиями Республики Корея.
Была поставлена цель – анализ влияния президентского режима, партийной системы и общественно-политических факторов на изменения внешнеполитического курса Республики Корея.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи, в соответствие с которыми построена структура работы:
- изучить характеристики президентской власти и партийной системы Республики Корея;
- сформулировать основные вопросы и проблемы внешней политики РК;
- охарактеризовать основные внешнеполитические стратегии разных президентских администраций;
- проанализировать влияние политических идеологий президентов и правящих партий на внешнеполитический курс государства.
Обзор источников. Источники, используемые в ходе исследования, можно разделить на 3 группы.
В первую группу входят официальные документы РК, а также официальные данные и статистика, которые можно найти на официальных сайтах государственных институтов РК. Кроме того, в источники включены Конституция РК, законы, публикации МИД РК.
Ко второй группе были отнесены публикации в средствах массовой информации, освещающие реалии внутренней и внешней политики РК.
В третью группу входят выступления президентов РК, опубликованные в Президентском архиве РК.
В работе была также использована исследовательская литература.
Вся литература, на которую был сделан упор в ходе исследования, делится на две группы.
В первую группу входят работы известных российских корееведов. Большое значение для работы имела монография Н. Ким , посвященная политическому курсу президента Но Му Хёна. Также, научные работы А. Бугорковой , Е. Китавиной , Д. Соколовой и других помогают сформировать картину внешней политики РК.
Во вторую группу входят работы южнокорейских исследователей, которые посвящены внешней политике и внутриполитической динамике РК. Среди авторов можно выделить Кан Сок Сына , Ли Чон Джина , Хон Ён Пхё и др.
Структура работы обусловлена её целями и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава представляет собой рассмотрение индивидуальных факторов президента, партийные факторы и аспекты политической культуры, влияющие на политические решения в РК.
Далее, вторая и третья главы посвящены исследованию конкретных внешнеполитических стратегий РК. Во второй главе рассматриваются исторические и концептуальные предпосылки современной внешней политики РК. В третьей главе подробно анализируется внешняя политика каждой президентской администрации с периода правительства Ким Дэ Чжуна по основным вопросам внешней политики, сформулированным в предыдущей главе. Кроме того, в этих главах приводятся актуальные статистические данные.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и делается вывод.
Целью данного исследования было проведение анализа основных внутриполитических факторов и их влияния на внешнеполитический курс Республики Корея. Поставленная цель была достигнута путем выполнения следующих задач: изучение политической системы РК, анализ предпосылок внутриполитических решений, рассмотрение внешнеполитического курса РК и анализ влияния внутриполитической динамики на внешнюю политику.
В первой главе были рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на политические решения в современной РК. К ним относится сильная президентская власть (и, следовательно, высокое влияние личных политических взглядов президента на государственную политику), двухпартийную систему и противостояние двух полярных друг другу идеологий. Во второй главе были рассмотрены история и предпосылки основ внешнеполитического курса РК, включая политику объединения Корейского полуострова, взаимодействие с «четырьмя великими державами» и политику публичной дипломатии. В третьей главе был проведен анализ внешнеполитического курса президентов РК, начиная с Ким Дэ Чжуна с учетом позиций президента, общественно-политической обстановки и идеологии партий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы;
1. Личные убеждения или заявления президента играют значительную роль в процессе принятия внешнеполитических решений, отражая его личную позицию и взгляды на мировые события и отношения с другими странами;
2. Несмотря на влияние внутриполитической динамики на формирование внешней политики, основные принципы внешней политики остаются неизменными, а различия заключаются в деталях и особенностях подхода к внешним отношениям;
3. Независимо от политической идеологии, все правительства придают приоритетное значение сотрудничеству с США в контексте обеспечения мира на Корейском полуострове, признавая важность партнерства с этой страной;
4. Консервативные правительства стремятся укрепить дипломатические отношения между РК, США и Японией, уделяя особое внимание сотрудничеству в области безопасности, в то время как демократические правительства проводят более сбалансированный подход в отношениях с другими государствами с учетом различных аспектов.
В первой главе были рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на политические решения в современной РК. К ним относится сильная президентская власть (и, следовательно, высокое влияние личных политических взглядов президента на государственную политику), двухпартийную систему и противостояние двух полярных друг другу идеологий. Во второй главе были рассмотрены история и предпосылки основ внешнеполитического курса РК, включая политику объединения Корейского полуострова, взаимодействие с «четырьмя великими державами» и политику публичной дипломатии. В третьей главе был проведен анализ внешнеполитического курса президентов РК, начиная с Ким Дэ Чжуна с учетом позиций президента, общественно-политической обстановки и идеологии партий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы;
1. Личные убеждения или заявления президента играют значительную роль в процессе принятия внешнеполитических решений, отражая его личную позицию и взгляды на мировые события и отношения с другими странами;
2. Несмотря на влияние внутриполитической динамики на формирование внешней политики, основные принципы внешней политики остаются неизменными, а различия заключаются в деталях и особенностях подхода к внешним отношениям;
3. Независимо от политической идеологии, все правительства придают приоритетное значение сотрудничеству с США в контексте обеспечения мира на Корейском полуострове, признавая важность партнерства с этой страной;
4. Консервативные правительства стремятся укрепить дипломатические отношения между РК, США и Японией, уделяя особое внимание сотрудничеству в области безопасности, в то время как демократические правительства проводят более сбалансированный подход в отношениях с другими государствами с учетом различных аспектов.



