Введение 2
Глава I. Теоретические основы развития коммуникативных умений младших
подростков 5
1.1. Содержание и сущность понятия «коммуникативные умения» в
психолого-педагогической литературе 5
1.2 Методы формирования коммуникативных умений младших подростков
18
1.3 Групповая работа по созданию коллажа как средство развития
коммуникативных умений младших подростков 27
Выводы по главе I 33
Глава II. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений младших подростков посредством создания коллажа 2.1. Организация и содержание эксперимента, направленного на выявление актуального уровня сформированности коммуникативных умений
младших подростков 34
2.2. Серия занятий и методических рекомендаций к ним, направленных на формирование коммуникативных умений младших подростков посредством создания коллажа 55
Выводы по главе II 65
Заключение 66
Список используемых источников 68
Приложение 74
В современном обществе постоянно растет потребность в коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями личностях. Запросы социума постоянно меняются, необходимость сотрудничать с другими людьми все больше. Но может ли современная школа, ее формы и методы обучения, дать все необходимое для должной степени формирования коммуникативных умений школьников? И гарантирует ли школа, что каждый человек, прошедший через нее, будет обладать необходимым уровнем коммуникативных умений?
В учебных заведениях специально не учат общению, из-за чего возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека должно сформироваться целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми — коммуникативные умения человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативных умений продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека. Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.
Необходимость специального обучения коммуникативным умениям подтверждается неуклонным ростом значимости межличностного общения, увеличением его интенсивности и частоты. Это требует от школьника умений ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире коммуникации, не потеряв при этом самобытности, уникальности.
Именно современная практика обучения и воспитания подрастающего поколения, социокультурный контекст образования, ставит педагогов - ученых и практиков перед необходимостью решать проблемы учебного 2
сотрудничества, находить действенные методы и способы организации учебной деятельности школьников, реально подготавливающие их к конструктивному взаимодействию в современном обществе,
основывающемся в своем развитии на общекультурных человеческих ценностях [26].
Объект исследования: развитие коммуникативных умений младших подростков.
Предмет исследования: коллаж как средство развития
коммуникативных умений младших подростков
Цель исследования: определить актуальный уровень развития коммуникативных умений младших подростков на занятиях по изобразительному искусству, составить программу занятий и методические рекомендации к ним по развитию коммуникативных умений младших подростков.
Задачи исследования:
• проанализировать понятие «коммуникативные умения»,
«коммуникативные умения младших подростков»;
• рассмотреть особенности формирования коммуникативных умений младших подростков;
• выявить основные характеристики и критерии сформированности коммуникативных умений младших подростков;
• исследовать коллаж как способ формирования коммуникативных умений младших подростков;
• создать серию занятий и методических рекомендаций к ним, направленных на формирование коммуникативных умений младших подростков посредством создания коллажа.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение); эмпирические (тест, наблюдение, дискуссия).
База исследования: МАОУ «КУГ №1 Универс» г. Красноярска, обучающиеся 6 класса.
Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить ее актуальность и необходимость решения. Объектом исследования в данной работе является процесс развития коммуникативных умений младших подростков.
Необходимость специального обучения коммуникативным умениям подтверждается неуклонным ростом значимости межличностного общения, увеличением его интенсивности и частоты. Степень сформированности данных умений влияет на развитие личности в целом. Это требует от обучающегося умений ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире коммуникации, не потеряв при этом самобытности, уникальности. Высокий уровень знания o коммуникативных умениях может обеспечить быстрое и правильное ориентирование в условиях внешней ситуации общения, правильное планирование своей речи, нахождение адекватных средств для передачи своей мысли (верный тон, нужные слова и т. д.), обеспечивает обратную связь.
Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию, поэтому, важно научить обучающихся младшего подросткового возраста эффективно общаться со сверстниками и взрослыми, конструктивно решать конфликты и развивать позитивную самооценку, научить их в социально приемлемой форме выражать свои эмоции и чувства.
Частая практика проведения работ в группе позволит обучающимся научиться эффективно использовать навыки сотрудничества, взаимодействия и конструктивного общения со сверстниками.
Во второй главе данной работы было проведено экспериментальное исследование уровня коммуникативных умений обучающихся среднего школьного возраста. Групповая работа над коллажем была выбрана неслучайно, поскольку таким образом можно усовершенствовать коммуникативные умения каждого, выяснить причины возникновения межличностных конфликтов и обнаружить способы, которые помогут их сгладить. Также, техника коллажа не требует высокого уровня владения художественными техниками (живопись, графика и др.), что позволяет всем участникам группы принимать участие в работе в равной степени.
Занятия констатирующего эксперимента дали возможность определить уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся, поработать над совместным взаимодействием и работой в группе. Поскольку ведущей деятельностью детей младшего подросткового возраста является общение. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания o жизни. Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, его не могут компенсировать никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Подростки должны овладеть не только теоретическими знаниями общения, но у них должно быть сформировано представление o том, каким образом использовать их в реальной коммуникации.