Введение 3
Глава I. Особенности развития коммуникативных умений во время внеурочной деятельности 7
1.1. Значение и сущность коммуникативных умений в условиях
формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе 7
1.2. Реализация образовательной программы в рамках внеурочной
деятельности 13
1.3. Возможности применения образовательной робототехники в учебном
процессе 16
Выводы по первой главе 23
Глава П. Методические возможности внеурочных занятий по робототехнике в развитии коммуникативных умений учащихся 25
2.1 Методические рекомендации по развитию коммуникативных умений
школьников на внеурочных занятиях по робототехнике 25
2.2. Программа внеурочных занятий по робототехнике для 7-8 классов . 34
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение
Отличительным признаком современного общества является усиление социальной мобильности, развитие межличностного общения, резкая смена ценностных ориентиров. Для продуктивного и полноценного взаимодействия с окружающими людьми необходимы развитые коммуникативные умения. Их формирование происходит на протяжении всей жизни человека и играет большую роль в его социальной жизни, эффективной адаптации в обществе, будущем профессиональном росте.
Сформированность коммуникативных качеств личности является одним из обязательных условий ее успешности, как в профессиональном плане, так и в повседневной жизни. Владение данными умениями способствует продуктивному взаимодействию с другими людьми в различных видах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в коммуникабельных, способных четко сформировать свою позицию специалистов, современная школа, с существующим в ней набором форм и методов обучения, не всегда способствует формированию коммуникативных умений.
Важный акцент, который делают разработчики федеральных государственных стандартов, образовательных программ и т.п., заключается в том, что владение ключевыми компетенциями означает, что ребенок способен самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы; справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств. Приобретаемые обучающимися компетенции отличает их практикоориентированность. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса.
Стремительное развитие научно-технического прогресса находит свое адекватное отражение в школьном обучении. Согласно Федеральному 3
базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одной из дисциплин, которую можно изучать на внеурочных занятиях, является робототехника.
На сегодняшний день робототехника — это один из самых мощных инструментов для формирования у обучающихся целого набора образовательных компетенций, в который входят: системное мышление, технологии проектирования, решение нестандартных задач, настойчивость в достижении поставленной цели и многие другие. Занятия по робототехнике включают в себя возможность всестороннего развития ребенка, ведь при изучении данной дисциплины потребуются знания из разных областей. В ходе занятия ученики параллельно вспоминают основы таких предметов, как математика, информатика, физика и т.д. С помощью решения робототехнических задач ученики не только смогут развить логику и понимание взаимосвязи происходящих явлений, но и сформировать навыки командной работы, умение выходить из критических ситуаций при помощи грамотного аргументирования своей позиции, способность грамотно формулировать вопросы.
Актуальность исследования обусловлена бурным развитием образовательной робототехники. Выбор в пользу изучения этой дисциплины делают ученики, родители поддерживают их стремление, а в образовательных организациях всё чаще можно увидеть курсы по робототехнике. На занятиях по робототехнике можно успешно развивать гибкие навыки личности, в том числе и коммуникативные, которые являются обязательным условием успешности человека на протяжении всей жизни. Однако, спектр таких методических разработок очень узок и требует расширения.
Объект и предмет исследования:
Объект исследования: процесс организации внеучебной деятельности учащихся средних общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования: способы развития коммуникативных умений школьников на внеурочных занятиях по робототехнике
Цель исследования:
Определение формы и места проведения педагогических мероприятий на внеурочных занятиях по робототехнике, способствующих развитию коммуникативных умений обучающихся.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических аспектов темы с помощью научной и методической литературы по организации внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений;
2. Определить возможности применения робототехники в учебном процессе для формирования коммуникативных умений школьников;
3. Подобрать методы формирования коммуникативных умений
школьников;
4. Выявить набор критериев для определения уровня коммуникативных умений обучающихся;
5. Разработать программу внеурочных занятий по робототехнике, способствующую развитию коммуникативных умений обучающихся.
Методологические и теоретические основания:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы (публикации, статьи, научные труды).
2. Практические - наблюдение, беседа, педагогическое проектирование
Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке методических рекомендаций и программы внеурочных занятий по робототехнике, способствующих развитию коммуникативных умений у школьников.
Структура исследования: введение, теоретическая и практическая глава, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.
Развитие коммуникативных умений обучающихся основной общей школы - процесс, требующий комплексных мер воздействия. Не существует одной верной методики развития коммуникативных компетенций. Наиболее высокого результата можно достичь лишь используя все необходимые способы в комплексе. Не стоит забывать о важности, групповой работы, проектной деятельности, соревнований между учащимися и т.п.. Системнодеятельностный подход активно используется на внеурочных занятиях, ведь именно с его применением возможно наиболее полное формирование коммуникативных УУД.
Внеурочные занятия по робототехнике могут предоставить школьникам возможности совместного решения проблем, обучая их соответствующим навыкам социальной коммуникации, таким как чередование участия в групповой деятельности или адекватное оценивание суждений и мнений своих сверстников, уважительное мнение к каждой точке зрения, даже если она отличается от собственной. С помощью решения робототехнических задач ученики не только смогут развить логику и понимание взаимосвязи происходящих явлений, но и сформировать навыки командной работы и умения выходить из критических ситуаций при помощи грамотного аргументирования своей позиции. Всё это ещё раз доказывает, что коммуникативные навыки необходимы для нормального взаимодействия с окружающими людьми, а также для построения в будущем карьеры и роста профессионализма.
Для возможности рассмотрения данной темы более подробно, была создана программа внеурочных занятий по робототехнике, каждое из которых тем или иным способом способствует развитию коммуникативных умений обучающихся. Представленная программа показывает, что вся жизнь состоит из сплошной коммуникации, и только в коммуникации человек может вырасти. Несмотря на то, что этот опыт можно рассматривать только как первый шаг в длительном процессе расширения применения робототехники для развития 45
гибких навыков, нет никаких сомнений в том, что существует многообещающая предпосылка для эффективности решения данного вопроса.
Фактически, восприятие робототехники образовательной средой как инструмента продвижения гибких навыков подтверждает возможность применения робототехники в более широком образовательном контексте. Данная дисциплина использует опосредование новых отношений, которые устанавливаются и поддерживаются в группе детей/подростков, способствуя участию каждого в контексте, который сильно отличается от повседневной деятельности в классе, предусматривает взаимодействие с практическими материалами и предлагает сложные и постоянно меняющиеся задачи.
1. CONSTRUCTOPEDIA NXT Kit 9797, Beta Version 2.1, 2008, Center
for Engineering Educational Outreach, Tufts University,
http://www.legoengineering.com/library/doc_download/150-nxt-constructopedia- beta21.html. (Дата обращения: 13.06.2021)
2. Garnier С. Le travail de groupe : une methode pedagogique favorisant
les apprentissages? —2017. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dumas.ccsd.cnrs.fr/dumas-01436508/document (Дата обращения:
13.04.2021)
3. Kotarba-Kanczugowska M. Praca metodq projektu, Osrodek Rozwoju
Edukacji. —2019. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
file:///C:/Users/boris/Downloads/praca metoda projektu.pdf, свободный. (Дата обращения: 30.04.2021)
4. Mattes W. Danquin R., 52 methodes pratiques pour enseigner. -2015. —
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.reseau-
canope.fr/fileadmin/user upload/Projets/developper esprit critique/52 methodes pr atiques pour enseigner travail de groupe.pdf, свободный. (Дата обращения:
19.04.2021)
5. Przybysz-Zaremba M. Kolodziejski M. Project method in educational
practice. " — 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www. researchgate.net/publication/321747866 Proj ect method in educationa l practice, свободный. (Дата обращения: 13.04.2021)
6. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред. Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. — 2010.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь / Выготский Лев Семенович; редактор Г. Н. Шелогурова; художник И. Е. Смирнова. -1999.
8. Гилева Е. А. Актуальные вопросы изучения робототехники в
предметной области "ТЕХНОЛОГИЯ" — 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //uchitel .club/pedsovet 2020/tekhno/images/Концептуальнометодологические%20основы%20преподавания%20образовательной%20робото техники%20в%20предметной%20области%20«Технология».рдГ
(Дата обращения: 07.06.2021)
9. Голобоков М. Г. Выступление на заседании педагогического совета
МКОУ СОШ №22 им. С.Н. Пальчука. -2014. —[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/metodi-i-priemi-vneurochnoy-deyatelnosti-
1408036.html, свободный, (Дата обращения: 23.05.2021)
10. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников. — 2018.
11. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" от 10 июля 1992
г.: (редакция от 12.11.2012). - Доступ из справ.-правовой системы
КонсультантПлюс. —[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1888/, свободный. (Дата
обращения: 15.05.2021)
12. Индустрия развлечений: Перворобот. Книга для учителя и сборник проектов. - Институт новых технологий.
13. Информатика. Программы для образовательных организация. 2-11 классы / сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
14. Каргина Е.М. Метод педагогического проектирования: история и
современность. -2014. —[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //library.pguas .ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/505/Каргина%20Метод% 20пед%20проектир%20Истор%20и%20совр.р41?^е^иепсе=1&15А11о^е4=у, свободный. (Дата обращения: 17.04.2021)
15. Козюренко М.А., Базанова Г.С., Сальникова Е.И. Оценка
сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения. — [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://school2100.com/upload/iblock/5ab/5ab4b03c33a295b7118ce13ec59b74db.pdf, свободный. (Дата обращения: 10.05.2021)...35