Развитие координационных способностей обучающихся 10-11 лет с использованием нестандартного оборудования.
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методические аспекты развития координационных способностей школьников 7
1.1 Понятие и классификация координационных способностей 7
1.2 Средства, методы и методические приемы развития координационных
способностей школьников 17
1.3 Особенности развития координационных способностей у обучающихся
10-11 лет 26
1.4 Использование нестандартного оборудования как средства развития
координационных способностей 35
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с помощью нестандартного оборудования 44
2.1 Методы и организация исследования 44
2.2 Методика развития координационных способностей у обучающихся 10
11 лет с помощью нестандартного оборудования 51
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования 56
Заключение 66
Практические рекомендации 69
Список использованных источников 70
Приложения 75
Глава 1. Теоретико-методические аспекты развития координационных способностей школьников 7
1.1 Понятие и классификация координационных способностей 7
1.2 Средства, методы и методические приемы развития координационных
способностей школьников 17
1.3 Особенности развития координационных способностей у обучающихся
10-11 лет 26
1.4 Использование нестандартного оборудования как средства развития
координационных способностей 35
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с помощью нестандартного оборудования 44
2.1 Методы и организация исследования 44
2.2 Методика развития координационных способностей у обучающихся 10
11 лет с помощью нестандартного оборудования 51
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования 56
Заключение 66
Практические рекомендации 69
Список использованных источников 70
Приложения 75
Актуальность выбранной темы исследования подтверждается тем, что в настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.
Большую эффективность в развитии координационных способностей, обучающихся могут принести занятия с нестандартным инвентарем, так как при использовании нестандартного оборудования на уроках физической культуры, увеличивается плотность урока, повышается качество обучения, эмоциональный настрой учащихся.
Нестандартное оборудование - это оборудование, сделанное собственными руками из списанного инвентаря и подручных средств, а также современный спортивный инвентарь и тренажеры, которые ранее не применялись на уроках физической культуры в учебном процессе школьников (координационные дорожки, балансировочные подушки, фитболы с ручками, бодибары и др.). Использование такого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с учащимися, имеющими различный уровень физической подготовленности.
Стандартное спортивное оборудование позволяет решать множество педагогических задач, но ограничивает диапазон применяемых упражнений и вызывает у обучающихся привыкание, ощущение однообразия. Нестандартное оборудование и инвентарь - то новое, с чем сталкивается ученик на занятиях физической культурой. Применение нестандартного спортивного инвентаря и оборудования является мощным фактором повышения мотивации школьников к изучению физической культуры, физическому совершенствованию. Поэтому разработка и внедрение нестандартного инвентаря и оборудования могут быть признаны в качестве инновационного компонента деятельности учителя физической культуры.
Анализ литературных источников выявил значительное количество исследований, направленных на повышение координационных способностей младшего (6-9 лет) и старшего (15-17 лет) школьного возраста, однако литература, посвященная именно 10-11-ти летнему возрасту по данному вопросу практически отсутствует. Таким образом, выявлена проблемная ситуация: с одной стороны, необходимостью совершенствования
координационных способностей школьников, а с другой, недостаточной методической проработанностью этого вопроса в рассматриваемом возрастном периоде. Данное положение и определило актуальность исследования.
Цель данного исследования: обоснование эффективности
использования нестандартного оборудования для развития координационных способностей обучающихся 10-11 лет.
Объект исследования: координационные способности обучающихся 1011 лет.
Предмет исследования: методика развития координационных
обучающихся 10-11 лет посредством использования нестандартного оборудования.
Гипотеза исследования: выполняя общеразвивающие упражнения с одним и тем же оборудованием, дети быстро теряют к нему интерес, поэтому мы предполагаем, что использование нестандартного оборудования повысит интерес, вызовет желание выполнять те или иные движения и найдет эмоциональный отклик, что в результате благоприятно отразится на развитии координационных способностей обучающихся 10-11 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и классификацию координационных способностей;
2. Исследовать средства, методы и методические приемы развития координационных способностей школьников;
3. Выявить особенности развития координационных способностей у обучающихся 10-11 лет;
4. Рассмотреть возможности использования нестандартного оборудования как средства развития координационных способностей;
5. Определить методы и способы организации опытно - экспериментального исследования развития координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с помощью нестандартного оборудования;
6. Теоретически разработать и экспериментально проверить методику развития координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с помощью нестандартного оборудования;
7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогический эксперимент;
3. Наблюдение;
4. Тестирование;
5. Методы математической статистики.
Этапы исследования:
1. Анализ и обобщение информации из литературных источников по теории и методике физической культуры и спорта, психологии и педагогике и разработка методики.
2. Проведение эксперимента, обработка полученных данных и формулирование выводов по результатам исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная методика развития координационных способностей со школьниками 10-11 лет может быть использована преподавателями в их практической деятельности.
Большую эффективность в развитии координационных способностей, обучающихся могут принести занятия с нестандартным инвентарем, так как при использовании нестандартного оборудования на уроках физической культуры, увеличивается плотность урока, повышается качество обучения, эмоциональный настрой учащихся.
Нестандартное оборудование - это оборудование, сделанное собственными руками из списанного инвентаря и подручных средств, а также современный спортивный инвентарь и тренажеры, которые ранее не применялись на уроках физической культуры в учебном процессе школьников (координационные дорожки, балансировочные подушки, фитболы с ручками, бодибары и др.). Использование такого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с учащимися, имеющими различный уровень физической подготовленности.
Стандартное спортивное оборудование позволяет решать множество педагогических задач, но ограничивает диапазон применяемых упражнений и вызывает у обучающихся привыкание, ощущение однообразия. Нестандартное оборудование и инвентарь - то новое, с чем сталкивается ученик на занятиях физической культурой. Применение нестандартного спортивного инвентаря и оборудования является мощным фактором повышения мотивации школьников к изучению физической культуры, физическому совершенствованию. Поэтому разработка и внедрение нестандартного инвентаря и оборудования могут быть признаны в качестве инновационного компонента деятельности учителя физической культуры.
Анализ литературных источников выявил значительное количество исследований, направленных на повышение координационных способностей младшего (6-9 лет) и старшего (15-17 лет) школьного возраста, однако литература, посвященная именно 10-11-ти летнему возрасту по данному вопросу практически отсутствует. Таким образом, выявлена проблемная ситуация: с одной стороны, необходимостью совершенствования
координационных способностей школьников, а с другой, недостаточной методической проработанностью этого вопроса в рассматриваемом возрастном периоде. Данное положение и определило актуальность исследования.
Цель данного исследования: обоснование эффективности
использования нестандартного оборудования для развития координационных способностей обучающихся 10-11 лет.
Объект исследования: координационные способности обучающихся 1011 лет.
Предмет исследования: методика развития координационных
обучающихся 10-11 лет посредством использования нестандартного оборудования.
Гипотеза исследования: выполняя общеразвивающие упражнения с одним и тем же оборудованием, дети быстро теряют к нему интерес, поэтому мы предполагаем, что использование нестандартного оборудования повысит интерес, вызовет желание выполнять те или иные движения и найдет эмоциональный отклик, что в результате благоприятно отразится на развитии координационных способностей обучающихся 10-11 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и классификацию координационных способностей;
2. Исследовать средства, методы и методические приемы развития координационных способностей школьников;
3. Выявить особенности развития координационных способностей у обучающихся 10-11 лет;
4. Рассмотреть возможности использования нестандартного оборудования как средства развития координационных способностей;
5. Определить методы и способы организации опытно - экспериментального исследования развития координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с помощью нестандартного оборудования;
6. Теоретически разработать и экспериментально проверить методику развития координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с помощью нестандартного оборудования;
7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогический эксперимент;
3. Наблюдение;
4. Тестирование;
5. Методы математической статистики.
Этапы исследования:
1. Анализ и обобщение информации из литературных источников по теории и методике физической культуры и спорта, психологии и педагогике и разработка методики.
2. Проведение эксперимента, обработка полученных данных и формулирование выводов по результатам исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная методика развития координационных способностей со школьниками 10-11 лет может быть использована преподавателями в их практической деятельности.
При написании выпускной коллектор квалификационной работы были получены следующие выводы и итоги.
1. В результате анализа литературных источников выявлено, что под общими координационными способностями наличествует в виду возможности человека, определяющие его готовность к подходящему управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. В различные возрастные периоды, воинское формирование координационных способностей проходит разновременно и разнонаправлено. При оценке отдельных КС особливо информативными показателями являются комплексные оценки, которые получены на основе применения блока однородных тестовых заданий, позволяющих рассматривать не лишь существующие взаимосвязи между данными способностями, но и индивидуально-типологические отличительные черты физиологических механизмов, обеспечивающих проявление отдельных исследуемых КС в их возрастном и квалификационном аспекте.
2. Наиболее красочно выраженные показатели различных
координационных способностей идут на приращение в период с 7 до 11 - 12 лет. В различные возрастные периоды, формирование координационных способностей проходит разновременно и разнонаправлено. Тем не менее месяца наиболее ярко выраженные показатели различных координационных способностей идут на прибыток в период с 7 до 11 - 12 лет. На возраст 10-11 лет приходится развитие таких видов координационных способностей как регулирование временем реализации на слуховые и зрительные сигналы, ориентировка в месте и сохранение равновесия. Причем динамика развития некоторых видов способностей выделяется у девочек и мальчиков.
3. Существует значительное количество разнообразных способов и средств для развития координации. Большую эффективность в развитии координационных способностей младших подростков могут принести занятия с нестандартным инвентарем. Анализ изысканий по данному вопросу показал эффективность использования в практике воспитателей на уроках физкультуры и спорта, как оборудования, созданного своими руками, так и спецефического оборудования, применяемого на тренировках в фитнес- центрах - балансировочных подушек, координационных тропинок, фитболах и др. Исследования подтвердили, что нестандартное оборудование целесообразно принимать на вооружение в целях развития координационных способностей школьников. Помимо сего, при использовании нестандартного оборудования на уроках физической культуры, возрастает плотность урока, повышается качество обучения, эмоциональный умонастроение учащихся.
4. В рамках выпускного квалификационного исследования была
разработана методология совершенствования координационных
способностей, обучающихся 10-11 лет с помощью нестандартного оборудования. В основе возведения методики использовались физические упражнения на фитболе и с применением ленты для становления приоритетных координационных способностей, а именно: способностей к переключению, к балансу, ориентационной способности. Также в разработанную методику включено проведение стерилизации эстафет с применением нестандартного оборудования, изготовленного своими руками.
5. Апробация методологии проводилось на базе МБОУ СОШ №10 г.
Красноярска в период с сентября 2017 по месяц 2018 года. В исследовании приняли участие учащиеся 4а и 4б классов в числе 20 человек, из них 12 мальчиков, 8 девочек. В соответствии с целью исследования и
поставленными задачами, расследование было разделено на 3 этапа:
• констатирующий эксперимент: предусматривал прослеживание исходных показателей координационных способностей у учащихся 10-11 лет;
• формирующий следственный эксперимент проводился с целью внедрения разработанной методики применения физических процедур с помощью нестандартного оборудования;
- сравнительный эксперимент включал финальное тестирование приоритетных координационных способностей, а также определение результативности разработанной методики.
6. В исследовании подтвердилась гипотеза о том, что применение методологии с использованием специально подобранных физических упражнений на нестандартном оборудовании дозволяет повысить уровень координационных способностей, обучающихся 10-11 лет. В частности, было подмечено, что в результате целенаправленного педагогического воздействия на способность к равновесию, в экспериментальной группе по завершению педагогического эксперимента показатели оказались
значительно выше, чем в контрольной: выявлено улучшение питания результата балансировки на гимнастической скамейке как у мальчиков так и у девочек; был достигнут наиболее высокий уровень по показателям ориентационной способности; сравнение итогов у школьников обеих групп показало, что способность к переключению у ребят экспериментальной группы выше, чем в контрольной на достоверно значимом ярусе (Р < 0,05).
1. В результате анализа литературных источников выявлено, что под общими координационными способностями наличествует в виду возможности человека, определяющие его готовность к подходящему управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. В различные возрастные периоды, воинское формирование координационных способностей проходит разновременно и разнонаправлено. При оценке отдельных КС особливо информативными показателями являются комплексные оценки, которые получены на основе применения блока однородных тестовых заданий, позволяющих рассматривать не лишь существующие взаимосвязи между данными способностями, но и индивидуально-типологические отличительные черты физиологических механизмов, обеспечивающих проявление отдельных исследуемых КС в их возрастном и квалификационном аспекте.
2. Наиболее красочно выраженные показатели различных
координационных способностей идут на приращение в период с 7 до 11 - 12 лет. В различные возрастные периоды, формирование координационных способностей проходит разновременно и разнонаправлено. Тем не менее месяца наиболее ярко выраженные показатели различных координационных способностей идут на прибыток в период с 7 до 11 - 12 лет. На возраст 10-11 лет приходится развитие таких видов координационных способностей как регулирование временем реализации на слуховые и зрительные сигналы, ориентировка в месте и сохранение равновесия. Причем динамика развития некоторых видов способностей выделяется у девочек и мальчиков.
3. Существует значительное количество разнообразных способов и средств для развития координации. Большую эффективность в развитии координационных способностей младших подростков могут принести занятия с нестандартным инвентарем. Анализ изысканий по данному вопросу показал эффективность использования в практике воспитателей на уроках физкультуры и спорта, как оборудования, созданного своими руками, так и спецефического оборудования, применяемого на тренировках в фитнес- центрах - балансировочных подушек, координационных тропинок, фитболах и др. Исследования подтвердили, что нестандартное оборудование целесообразно принимать на вооружение в целях развития координационных способностей школьников. Помимо сего, при использовании нестандартного оборудования на уроках физической культуры, возрастает плотность урока, повышается качество обучения, эмоциональный умонастроение учащихся.
4. В рамках выпускного квалификационного исследования была
разработана методология совершенствования координационных
способностей, обучающихся 10-11 лет с помощью нестандартного оборудования. В основе возведения методики использовались физические упражнения на фитболе и с применением ленты для становления приоритетных координационных способностей, а именно: способностей к переключению, к балансу, ориентационной способности. Также в разработанную методику включено проведение стерилизации эстафет с применением нестандартного оборудования, изготовленного своими руками.
5. Апробация методологии проводилось на базе МБОУ СОШ №10 г.
Красноярска в период с сентября 2017 по месяц 2018 года. В исследовании приняли участие учащиеся 4а и 4б классов в числе 20 человек, из них 12 мальчиков, 8 девочек. В соответствии с целью исследования и
поставленными задачами, расследование было разделено на 3 этапа:
• констатирующий эксперимент: предусматривал прослеживание исходных показателей координационных способностей у учащихся 10-11 лет;
• формирующий следственный эксперимент проводился с целью внедрения разработанной методики применения физических процедур с помощью нестандартного оборудования;
- сравнительный эксперимент включал финальное тестирование приоритетных координационных способностей, а также определение результативности разработанной методики.
6. В исследовании подтвердилась гипотеза о том, что применение методологии с использованием специально подобранных физических упражнений на нестандартном оборудовании дозволяет повысить уровень координационных способностей, обучающихся 10-11 лет. В частности, было подмечено, что в результате целенаправленного педагогического воздействия на способность к равновесию, в экспериментальной группе по завершению педагогического эксперимента показатели оказались
значительно выше, чем в контрольной: выявлено улучшение питания результата балансировки на гимнастической скамейке как у мальчиков так и у девочек; был достигнут наиболее высокий уровень по показателям ориентационной способности; сравнение итогов у школьников обеих групп показало, что способность к переключению у ребят экспериментальной группы выше, чем в контрольной на достоверно значимом ярусе (Р < 0,05).
Подобные работы
- Развитие координационных способностей у обучающихся 10-12 лет по средствам использования нестандартного оборудования
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Создание предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017





