Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Работа №163067

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КРЕАТИВНОСТИ В
СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Проблема креативности в психологии 7
1.2. Особенности креативности в старшем подростковом возрасте 14
1.3. Методы развития креативности у подростков 20
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 30
2.1. Организация и методы исследования особенностей креативности в
старшем подростковом возрасте 30
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ 35
2.3. Рекомендации по развитию креативности обучающихся старшего
подросткового возраста с использованием активных социально - психологических методов 43
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 53

На сегодняшний день актуальным для общества считается вопрос развития способностей ребенка, его талантов и креативности как качества современной личности.
Компьютеры постепенно берут на себя значительную часть умственной, но рутинной работы, освобождая время и интеллектуальную энергию людей для инновационной деятельности и создания индивидуального продукта. При этом правда, оказывается, что люди сами не всегда готовы для такого освобождения, оказываются недостаточно творческими для решения встающих проблем. Отсюда феномены «промывания мозгов» попытки развитых стран переманивать к себе наиболее интеллектуальных и творческих людей из остальных регионов мира. Проблема миграции, приводящая к громким социальным взрывам, является в своей основе проблемой борьбы за человеческие ресурсы, самые ценные из которых - интеллект и креативность. Поэтому недаром во всем мире на первый план выходит проблема развития одаренности, которая становится предметом масштабных государственных программ [4].
«Никто, никакая власть не имеет право диктовать художнику, писателю, режиссеру, да, собственно говоря, любому человеку свою волю и свои представления о том, что и как должны делать творчески одаренные люди. Часто они видят по-новому, по-своему. То, что считалось когда-то неприемлемым, сегодня считается образцом» [24].
Можно увидеть значительное увеличение и развитие новых технологий, потребность общества в людях, способных к творчеству, инновационных способах мышления, которые способны находить оригинальные решения всех жизненных проблем с высокой коммуникабельностью.
Необходимо уделять пристальное внимание совершенствованию творческих способностей личности ребёнка, поскольку школьный возраст - наиболее оптимальный период для их развития.
Активизация творческих способностей и эстетических установок личности ученика является неотъемлемой частью его будущего мировосприятия и поведения.
Актуальность данного исследования заключается в том, что креативность - это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по-особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек - это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое [2].
Чтобы формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый педагог должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы формирования творческой личности как системы качеств, чтобы уметь формировать такие качества у своих учеников. Этим и обоснована актуальность выбранной темы: «Развитие креативности в старшем
подростковом возрасте посредством активных социально-психологических методов».
Проблема исследования заключается в том, чтобы установить, каковы особенности креативности в подростковом возрасте.
Цель - исследовать особенности креативности в старшем подростковом возрасте и разработать программу развития креативности старших подростков с помощью активных социально-психологических методов.
Объект исследования - креативность в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования - развитие креативности в старшем подростковом возрасте с помощью активных социально-психологических методов.
Гипотеза исследования: существуют различные проявления
креативности девочек и мальчиков в старшем подростковом возрасте.
Целенаправленная психологическая работа с использованием активных социально-психологических методов (психологического тренинга, игр, групповой дискуссии) будет способствовать развитию креативности у старших подростков.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования.
1. Раскрыть сущность проблемы креативности в психологии.
2. Рассмотреть особенности креативности у старших подростков.
3. Проанализировать методы развития креативности у подростков.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей креативности в старшем подростковом возрасте, сравнить проявления креативности мальчиков и девочек.
5. Предложить методические рекомендации по развитию креативности обучающихся старшего подросткового возраста.
Теоретико-методологическая база исследования: основу исследования составили теория Т. Дафф, Ф. Гальтон и другие авторы они пытались ответить на проблему креативности в психологии, дать определение креативности. Выделил 6 параметров креативности Дж. Гилфорд. Выделил индивидуальные черты П. Стернберг. Выделил черты характеризующие креативность Э.П. Торренс. Вопросом креативного типа личности занималась Д.Б. Богоявленская. По вопросам изучения особенностей креативности в старшем подростковом возрасте: Н.Е. Кузьмина, Л. Кольберг, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина.
База эмпирического исследования: МКОУ Таежнинская СОШ Х, в исследование приняли участие 14 обучающихся в возрасте 15-16 лет, из них 7 девочек и 7 мальчиков.
Методы теоретического исследования: анализ, сравнения, синтез, обобщение.
Методы эмпирического исследования: тестирование.
Методы обработки: процентный анализ.
Методики исследования: тест креативности Торренса «Диагностика вербальной креативности (сокращенный вариант субтест 2 «Завершение фигуры»), тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса.
Практическую значимость работы определяет методически разработанная программа, направленная на развитие креативности старших подростков посредством активных социально-психологических методов. Программу можно будет использовать педагогу-психологу в общеобразовательных учреждениях в работе с детьми старшего подросткового возраста 15-17 лет.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашей работы было исследовать особенности креативности в старшем подростковом возрасте и разработать программу развития креативности.
Изучая мнения разных авторов, имеются довольно разные подходы к понятию «креативность», однако, прослеживается все же общая характерная черта - это то, что креативность определяет высокий уровень развития интеллектуальных способностей индивида. Также изучая разные научные мнения, подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации [3].
Составляя психологическую характеристику старших подростков, удалось определить, что в данном возрастном периоде можно развивать креативность, которая оказывает влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, в этот промежуток наблюдается качественный скачок их развития процесса визуализации, смещение направленности внимания к непривычному, происходит переосмысление различных явлений [4].
Проанализировав различные методы развития креативности данного возраста можно сделать выводы о том, что каждый метод может найти свое применения в данной области.
Исследование проводилось для проверки гипотезы о существующем различии проявления креативности девочек и мальчиков в старшем подростковом возрасте.
Сделав анализ двух методик: тест Торренса и тест Вильямса уровень креативности: девочек выше, чем у мальчиков.
Принимая во внимание полученные результаты, нами была разработана программа занятий, для повышения уровня креативности у подростков.
Таким образом, цель достигнута, а гипотеза нашего исследования подтвердилась.


1. Алиева К.Р. Психология формирования творческого потенциала личности. 2009. 47 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2002. 320 с.
3. Барканова О.В. Методики диагностики одаренности и креативности: психологический практикум. Красноярск: Краснояр. гос. педагогический. университет им. В.П. Астафьева. 2011. С. 93-144.
4. Барканова О.В. Активное социально-психологическое обучение. Часть I: Дискуссии / автсост. Красноярск: Литера-принт, 2008. 175 с.
5. Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы креативности: учебное пособие. / Тамара Барышева, Юрий Жигалов. СПб.: СПГУТД, 2006. 125 с.
6. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская // Психологический Журнал, 1995. №5. С. 49-58.
7. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии, 2007. 15 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Выготский Л.С. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
9. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). СПб.: ГП «Иматон», 1996. 84 с.
10. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. // Психология мышления. М.: Прогресс. 2007. 270 с.
11. Гилфорд Д.П. Три стороны интеллекта / Гилфорд Д.П. // Психология мышления, под редакцией. Матюшкина А.М. М.: Прогресс, 1965. 72 с.
12. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2001. 219 с.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2008. 292 с.
14. Дружинина В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. СПб., 2009. 656 с.
15. Дубровина И.В. Практическая психология образования. 2004. 437 с....33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ