Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 7
1.1. Понятие психологической и социальной готовности детей к школе 7
1.2. Особенности социальной готовности детей к школе 11
1.3. Возможность влияния занятий хореографией в арт-лаборатории на
формирование социальной готовности детей к школе 17
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ НА БАЗЕ АРТ- ЛАБОРАТОРИИ 24
2.1. Определение уровня развития социальной готовности детей к школе
(констатирующий этап) 24
2.2. Реализация программы на базе арт-лаборатории, направленной на
развитие социальной готовности детей к школе (формирующий этап) 33
2.3. Итоговая диагностика уровня развития социальной готовности детей к
школе (заключительный этап) 49
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность исследования. Учебная деятельность ребенка, как правило, берет старт с начальной школы. Подготовка к обучению - очень важный этап, который в дальнейшем определяет успешность школьника не только непосредственно в обучении, но и его самореализацию, социальную адаптацию в коллективе. Для решения этих задач большое значение имеет разносторонняя подготовка к начальному обучению, мало только изучать буквы и цифры. Большое значение имеет формирование таких важных навыков, как дисциплинированность, понимание важности повторения изученного материала, закрепления его в упражнениях, уважения к способностям других. В этом реальную и действенную помощь родителям может оказать хореографическая подготовка ребенка. Такая подготовка, во- первых, способствует укреплению мышц скелета, формированию правильной осанки, развитию эстетики движений. Во-вторых, освоить хореографию (даже на самом начальном этапе) невозможно без дисциплины, повторения движений, осознания собственных ошибок и удач. Хореография учит детей не только общаться с педагогом, но и доверять ему, стремиться к наилучшим результатам.
Старший дошкольный возраст - это период большой двигательной активности, выход которой ребенок еще не может найти самостоятельно. В этой части именно хореография позволяет реализовать двигательную потребность, а также способствует развитию памяти, концентрации внимания и эстетического воображения.
Однако, хореография, как и многие иные виды специальной подготовки (например, различные виды спорта), требует внимательного отношения со стороны родителей и педагогов, которые должны понять, есть ли у конкретного ребенка способности к данному виду деятельности. Если не уделить должного внимания этому аспекту, то можно не только не получить положительного результата от занятий, но и сформировать внутреннее отрицание со стороны подопечного.
Все изложенное выше свидетельствует о том, что тема выбранной проблематики не только актуальна, но и многоаспектна. Она интересна как классическим педагогам начальной школы, так и хореографам-практикам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Работа основывается на трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной. Разработкой данной проблемы - социальной готовности детей к школе занимались также Л.И. Божович, Л.А. Венгер и продолжают заниматься современные специалисты Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, В.С. Мухина, М.Р. Битянова и многие другие.
В исследовании также были задействованы труды теоретиков хореографического искусства, таких как А.Я. Ваганова, М.Ф; Иваницкий, H.P. Базарова, В.И. Мей, Н.И. Тарасов, A.A. Писарев, Р.В. Захаров; A.M. Мессерер, Н.Н. Серебренников; Н.А. Вихрева, A.B. Никифоров, Б.Я. Брегвадзе и др.
Цель научного исследования - теоретически обосновать и практически доказать эффективность программы занятий хореографией в арт-лаборатории для формирования социальной готовности детей к школе.
Объект исследования: процесс формирования социальной готовности детей к школе.
Предмет исследования: возможности занятий хореографией в арт- лаборатории как средства формирования социальной готовности детей к школе.
В связи с указанной целью, объектом и предметом выдвигается такая гипотеза исследования: занятия хореографией в арт-лаборатории будут способствовать формированию социальной готовности детей к школе, если:
1. содержание занятий будет направлено на развитие коммуникативных навыков, формирование социальной позиции, развитие дисциплинированности и умения действовать по инструкции.
...
Актуальность проблемы формирования социальной готовности детей к школе на занятиях хореографией обусловлена противоречиями между требованиями современной начальной школы и нереализованными возможностями дополнительного образования при раскрытии особенностей развития дошкольников в сфере формирования социальной готовности к школе, а также необходимостью разработки программы, направленной на формирование этой готовности на занятиях по хореографии в арт- лаборатории.
В соответствии с целью и задачами исследования был проведен анализ психолого-педагогической литературы, уточнено понятие «социальная готовность», его сущность и структурные компоненты. В соответствии с целью и задачами исследования были определены и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия формирования социальной готовности детей к школе посредством занятий хореографией в арт-лаборатории, которые заключаются в том, что содержание занятий будет направлено на развитие дисциплинированности и умения действовать по инструкции, коммуникативных навыков, на формирование положительного отношения детей к школе. Программа занятий будет включать игровые и театральные технологии; социализация будет происходить во взаимодействии, в коллективной творческой деятельности. Данные условия необходимы и достаточны при условии, что показателями сформированности социальной готовности детей к школе на занятиях хореографией на базе арт- лаборатории являются: сформированность «внутренней позиции
школьника», умение общаться со сверстниками и взрослыми и произвольность поведения.
Современное начальное образование требует от детей сформированной готовности к школе, особенно социальной. Это влечет за собой необходимость разработки технологий дополнительного образования
дошкольников. В данном исследовании была предложена одна из таких возможных технологий. Была разработана и апробирована программа по хореографическому искусству, направленная на формирование социальной готовности детей к школе, в арт-лаборатории.
Было выявлено, что внедрение игровых технологий на занятиях по хореографии способствует развитию навыков общения дошкольников. В соответствии с целью и задачами исследования было выявлено, что в экспериментальной группе, где обучение велось по специально разработанной программе, к концу эксперимента дошкольники показали более высокий уровень по общему показателю социальной готовности к школе. У детей из экспериментальной группы увеличился уровень владения такими навыками, как умение общаться со сверстниками и взрослыми, произвольность поведения, сформировалась «внутренняя позиция школьника». Что свидетельствует о том, что произошли позитивные изменения в личности детей. Полученные в ходе исследования результаты доказывают, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены. Проведенное нами исследование не исчерпывает полностью содержание рассматриваемой проблемы .
1. Авторская система пластики «Школа гармоничной Пластики и Танца» / сост. Т.С. Преображенская-Николаенко // «Танец» 1997. №1; «Натали». 1997. №2, 4, 6, 9, 12.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т./под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, М.: Педагогика, 2009. 268 с.
3. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. М.: Сфера, 2017. 208 c.
4. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения: учеб. пособие. 5-е изд. СПб.: Изд-во «Планета музыки»; Изд- во «Лань», 2010. 240 с.
5. Баландин Г.А., Казакова Т.Н., Назарова Н.Н. Урок физкультуры в школе: метод. рекомендации для учителей. вып. 1. М.: Советский спорт, 2004. 160 с.
6. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
7. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. пособие для студентов. М.: Владос, 1999. 176 с. ил., табл. библиогр.: с. 166-175.
8. Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М., 1984. 160 с.
9. Богачева Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Актуальные задачи педагогики: материалы V международной научной конференции (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2014. С. 92-106.
10. Богомолова Л.В. Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией: дис. ... канд. пед. наук: М., 1997. 179 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. с. 217.
12. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр., и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 218 с.
13. Бруднов А.К. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. 1995. № 2. С. 2-3.
14. Буйлова Л.Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2011. С. 138-141.
15. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 6-е изд. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. 192 с.
... всего 55 источников