РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие креативности в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста . 23
1.3. Средства развития креативности младших школьников 27
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Организация и методики исследования 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 39
2.3. Программа интерактивных занятий развития креативности младших
школьников 41
2.4. Динамика развития креативности у детей младшего школьного возраста
47
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие креативности в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста . 23
1.3. Средства развития креативности младших школьников 27
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Организация и методики исследования 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 39
2.3. Программа интерактивных занятий развития креативности младших
школьников 41
2.4. Динамика развития креативности у детей младшего школьного возраста
47
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В последние годы в отечественной психологии и педагогике вопрос развития креативности привлекает интерес и внимание многих ученых. Это можно связать с потребностью современного общества в нестандартно мыслящих людях, в личностях, которые способны решать сложные вопросы, которые в той или иной степени возникают во всех сферах жизни. Поэтому необходимо развивать креативность с самого раннего возраста, уделяя достаточное количество внимания развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.
В отечественной психологии проблемами креативности занимаются В.С. Юркевич, С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева, Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов и др. В зарубежной психологии проблемами креативности занимаются Д. Гилфорд, Е. Торранс, Л. Терстоун, М. Воллахаи, Н. Когана и др. Эти ученые рассмотрели понятие креативности с разных сторон, но до сих про нет единого мнения о природе креативности и оптимальных условий ее развития. Большинство специалистов относят к креативности такие познавательные качества, как творческое воображение и фантазия. В широком смысле креативность - это способность создавать что-то новое и оригинальное.
Своевременное развитие креативности является одним из важнейших направлений в отечественной педагогике и психологии. Об этом говорится в ряде Постановлений Правительства Российской Федерации и посланиях Президента РФ В.В. Путина по вопросам совершенствования системы образования.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России. Выявление, сохранение и развитие креативности детей - это важная проблема нашего общества. И, одна из важнейших задач педагога - способствовать развитию личности ребенка. ФГОС, отвечая требованиям времени, делают ставку на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, на его духовно- нравственное воспитание [18].
В документе Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденном от 04 февраля 2010 года обращается внимание на важность формирования креативной компетентности у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. В документе определяется стратегия развития поддержки талантливых детей [28].
Актуальность проблемы исследования на современном этапе развития позволили сформулировать тему данной работы: «Развитие креативности младших школьников посредством интерактивных занятий»
Цель исследования: изучить развитие креативности младших школьников посредством интерактивных занятий.
Объект исследования: креативность младших школьников
Предмет исследования: развитие креативности младших школьников посредством интерактивных занятий.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что креативность младших школьников будет развиваться более эффективно, при реализации следующих условий:
• при применении педагогом в учебном процессе специально разработанных интерактивных занятий;
• при включении занятий, направленных на развитие беглости, оригинальности, разработанности, гибкости.
Исходя из определения цели и выдвинутой гипотезы, мы поставили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятия креативности в отечественной и зарубежной психологии;
2. Дать психологическую характеристику детей младшего школьного возраста;
3. Рассмотреть средства развития креативности младших
школьников;
4. Выявить уровень развития креативности у детей младшего школьного возраста
5. На основании полученных результатов, разработать и апробировать комплекс интерактивных занятии” на развитие креативности младших школьников.
6. Проанализировать уровень развития креативности у детей младшего школьного возраста после проведения интерактивных занятий .
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней были предложены и апробированы методы исследования креативности младших школьников. Эти материалы могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности, в построении интерактивных занятий, в социально-культурной деятельности при организации мероприятий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В отечественной психологии проблемами креативности занимаются В.С. Юркевич, С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева, Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов и др. В зарубежной психологии проблемами креативности занимаются Д. Гилфорд, Е. Торранс, Л. Терстоун, М. Воллахаи, Н. Когана и др. Эти ученые рассмотрели понятие креативности с разных сторон, но до сих про нет единого мнения о природе креативности и оптимальных условий ее развития. Большинство специалистов относят к креативности такие познавательные качества, как творческое воображение и фантазия. В широком смысле креативность - это способность создавать что-то новое и оригинальное.
Своевременное развитие креативности является одним из важнейших направлений в отечественной педагогике и психологии. Об этом говорится в ряде Постановлений Правительства Российской Федерации и посланиях Президента РФ В.В. Путина по вопросам совершенствования системы образования.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России. Выявление, сохранение и развитие креативности детей - это важная проблема нашего общества. И, одна из важнейших задач педагога - способствовать развитию личности ребенка. ФГОС, отвечая требованиям времени, делают ставку на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, на его духовно- нравственное воспитание [18].
В документе Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденном от 04 февраля 2010 года обращается внимание на важность формирования креативной компетентности у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. В документе определяется стратегия развития поддержки талантливых детей [28].
Актуальность проблемы исследования на современном этапе развития позволили сформулировать тему данной работы: «Развитие креативности младших школьников посредством интерактивных занятий»
Цель исследования: изучить развитие креативности младших школьников посредством интерактивных занятий.
Объект исследования: креативность младших школьников
Предмет исследования: развитие креативности младших школьников посредством интерактивных занятий.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что креативность младших школьников будет развиваться более эффективно, при реализации следующих условий:
• при применении педагогом в учебном процессе специально разработанных интерактивных занятий;
• при включении занятий, направленных на развитие беглости, оригинальности, разработанности, гибкости.
Исходя из определения цели и выдвинутой гипотезы, мы поставили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятия креативности в отечественной и зарубежной психологии;
2. Дать психологическую характеристику детей младшего школьного возраста;
3. Рассмотреть средства развития креативности младших
школьников;
4. Выявить уровень развития креативности у детей младшего школьного возраста
5. На основании полученных результатов, разработать и апробировать комплекс интерактивных занятии” на развитие креативности младших школьников.
6. Проанализировать уровень развития креативности у детей младшего школьного возраста после проведения интерактивных занятий .
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней были предложены и апробированы методы исследования креативности младших школьников. Эти материалы могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности, в построении интерактивных занятий, в социально-культурной деятельности при организации мероприятий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подведем итоги рассматриваемой проблемы исследования креативности младших школьников.
Проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований дал основание полагать, что проблема развития креативности еще совсем далека от разрешения, но в то же время преобладает уже достаточно разработанный и обширный методический и теоретический базис для будущих научных открытий. Беря за основу исследования проблемы развития креативности в психологии, а также учитывая исследования П. Торренса и его научной школы, мы придерживаемся понимания креативности как познавательной деятельность личности, которая отличается беглостью, гибкостью, оригинальностью, а также разработанностью идей, имеющую обобщенное и опосредованное отражение действительности, важность ее творческого изменения.
В работе установлено что, период детства представляет из себя «эпоху» неповторимую по возможностям развития креативности, так как у ребенка в этот период максимально высокая восприимчивость, к обучению выражающаяся в более творческих проявлениях. Свойства детской сензитивности рассматриваются как предпосылки к разнообразным направления будущих способностей и при компетентном развитии дает высокие показатели креативности [25].
Креативность в детском возрасте развивается неравномерно. На возраст 8 лет приходится пик развития креативности. Усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. Именно в этот период лучше всего стимулировать развитие творческого мышления, так как развитие креативности происходит в творческой деятельности.
Ведущим видом деятельности в этот период является учебная деятельность, которая пришла на смену игровой деятельности [11].
В этом возрасте происходит интенсивное развитие всех психических функций, развивается наглядно образное мышление произвольное запоминание, воображение переходит во внутреннюю деятельность. Ребенок обладает адекватной самооценкой, которая позволяет ему адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности [44].
Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут испол ьзоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов [50].
В данном исследовании мы делаем акцент на развитии креативности младших школьников посредством интерактивных занятий.
Нами было проведено исследование креативности в младшем школьном возрасте среди учащихся 2-х классов (8-9лет) МОУ СОШ №ХХ г. Красноярска.
В итоге применения выбранной методики «Тест креативности П. Торренса (образная батарея)» было выявлено 85% младших школьников, продемонстрировавших низкий уровень креативности, 15% имеют средний уровень креативности, и никто не имеет высокий уровень креативности.
Для того что бы развить креативность младших школьников была разработана программа интерактивных занятий. Для целенаправленного повышения креативности у детей на уроках изобразительного искусства применяли интерактивные технологии, что позволяло формировать у детей творческий подход к решению учебных задач и проявлять новые творческие идеи.
Задачи развития креативности у младших школьников на уроках изобразительного искусства включали такие компоненты, как:
• стимулирование невербальной и вербальной творческой активности;
• развития отдельных компонентов творческой креативности.
Развитие креативности строилось по следующим структурам интерактивного урока:
1. Мотивация.
2. Объявление темы и ожидаемых результатов.
3. Предоставление информации необходимой для продуктивной
деятельности.
4. Интерактивные упражнения.
5. Подведение итогов и рефлексия деятельности на уроке, в т.ч. подведение итогов, оценивание результатов урока, определение перспективы.
Тематическое планирование представлено в таблице 2 (Приложение В).
В ходе эксперимента удалось повысить уровень креативности учащихся: высокий уровень вырос на 5%, средний уровень повысился на 4% и низкий уровень сократился на 9%.
Показатель беглости (скорости, продуктивности), у которого среднее значение было 30 баллов (ниже нормы) повысился до 43 баллов (норма).
Показатель гибкости, у которого среднее значение было 21 баллов (очень низко), повысился до 30 баллов (ниже нормы).
Показатель оригинальности, у которой среднее значение было 17 баллов (очень низко), повысился до 27 баллов (очень низко).
Показатель разработанности детализации идей, у которого среднее значение было 23 балла (очень низко), повысился до 35 баллов (норма).
Таким образом, результаты исследования подтверждают правильность выдвинутой гипотезы о том, что креативность младших школьников будет развиваться более эффективно, при реализации следующих условий:
• при применении педагогом в учебном процессе специально разработанных интерактивных занятий;
при включении занятий, направленных на развитие беглости,
оригинальности, разработанности, гибкости.
Проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований дал основание полагать, что проблема развития креативности еще совсем далека от разрешения, но в то же время преобладает уже достаточно разработанный и обширный методический и теоретический базис для будущих научных открытий. Беря за основу исследования проблемы развития креативности в психологии, а также учитывая исследования П. Торренса и его научной школы, мы придерживаемся понимания креативности как познавательной деятельность личности, которая отличается беглостью, гибкостью, оригинальностью, а также разработанностью идей, имеющую обобщенное и опосредованное отражение действительности, важность ее творческого изменения.
В работе установлено что, период детства представляет из себя «эпоху» неповторимую по возможностям развития креативности, так как у ребенка в этот период максимально высокая восприимчивость, к обучению выражающаяся в более творческих проявлениях. Свойства детской сензитивности рассматриваются как предпосылки к разнообразным направления будущих способностей и при компетентном развитии дает высокие показатели креативности [25].
Креативность в детском возрасте развивается неравномерно. На возраст 8 лет приходится пик развития креативности. Усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. Именно в этот период лучше всего стимулировать развитие творческого мышления, так как развитие креативности происходит в творческой деятельности.
Ведущим видом деятельности в этот период является учебная деятельность, которая пришла на смену игровой деятельности [11].
В этом возрасте происходит интенсивное развитие всех психических функций, развивается наглядно образное мышление произвольное запоминание, воображение переходит во внутреннюю деятельность. Ребенок обладает адекватной самооценкой, которая позволяет ему адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности [44].
Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут испол ьзоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов [50].
В данном исследовании мы делаем акцент на развитии креативности младших школьников посредством интерактивных занятий.
Нами было проведено исследование креативности в младшем школьном возрасте среди учащихся 2-х классов (8-9лет) МОУ СОШ №ХХ г. Красноярска.
В итоге применения выбранной методики «Тест креативности П. Торренса (образная батарея)» было выявлено 85% младших школьников, продемонстрировавших низкий уровень креативности, 15% имеют средний уровень креативности, и никто не имеет высокий уровень креативности.
Для того что бы развить креативность младших школьников была разработана программа интерактивных занятий. Для целенаправленного повышения креативности у детей на уроках изобразительного искусства применяли интерактивные технологии, что позволяло формировать у детей творческий подход к решению учебных задач и проявлять новые творческие идеи.
Задачи развития креативности у младших школьников на уроках изобразительного искусства включали такие компоненты, как:
• стимулирование невербальной и вербальной творческой активности;
• развития отдельных компонентов творческой креативности.
Развитие креативности строилось по следующим структурам интерактивного урока:
1. Мотивация.
2. Объявление темы и ожидаемых результатов.
3. Предоставление информации необходимой для продуктивной
деятельности.
4. Интерактивные упражнения.
5. Подведение итогов и рефлексия деятельности на уроке, в т.ч. подведение итогов, оценивание результатов урока, определение перспективы.
Тематическое планирование представлено в таблице 2 (Приложение В).
В ходе эксперимента удалось повысить уровень креативности учащихся: высокий уровень вырос на 5%, средний уровень повысился на 4% и низкий уровень сократился на 9%.
Показатель беглости (скорости, продуктивности), у которого среднее значение было 30 баллов (ниже нормы) повысился до 43 баллов (норма).
Показатель гибкости, у которого среднее значение было 21 баллов (очень низко), повысился до 30 баллов (ниже нормы).
Показатель оригинальности, у которой среднее значение было 17 баллов (очень низко), повысился до 27 баллов (очень низко).
Показатель разработанности детализации идей, у которого среднее значение было 23 балла (очень низко), повысился до 35 баллов (норма).
Таким образом, результаты исследования подтверждают правильность выдвинутой гипотезы о том, что креативность младших школьников будет развиваться более эффективно, при реализации следующих условий:
• при применении педагогом в учебном процессе специально разработанных интерактивных занятий;
при включении занятий, направленных на развитие беглости,
оригинальности, разработанности, гибкости.
Подобные работы
- Развитие творческой активности у младших школьников посредством проектной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПОНЕНТА ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2021 - Возможности информационных технологий как средства формирования учебно-исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Развитие познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении посредством технологии «Lapbook» на уроках русского языка (Белгородский педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Арт-технологии как средство развития коммуникативной
компетенции младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей учащихся на занятиях
изобразительным искусством в системе дополнительного образования у детей 10-11 лет
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2021





