Реферат
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения проблемы развития социальных компетенций младших подростков в условиях детского оздоровительного лагеря
1.1. Социальные и психолого-педагогические особенности младших подростков
1.2. Сущность понятия социальная компетентность подростков
1.3 Организация воспитательной и образовательной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация деятельности оздоровительного лагеря по развитию социальной компетентности у младших подростков
2.1. Изучение особенностей сформированности социальной компетентности у младших подростков в условиях детского оздоровительного лагеря
2.2. Разработка досугово-образовательной программы формирования социальной компетентности у воспитанников детского оздоровительного лагеря «Патриот»
2.3. Реализация программы путем включения подростков в активную социально-ориентированную проектную деятельность
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В традиционном понимании образование - это знания, умения и навыки, которыми должен овладеть объект образовательной деятельности. В настоящее время такой подход оказывается недостаточным. В свете современных условий развития кмолодому поколению предъявляются иные требования. Сегодня обществу нужны не только умные и целеустремленные взрослые, но и личности, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними профессиональные задачи и умеющие быстро ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Следовательно, одной из главных задач современного образования является подготовка успешного человека, умеющего выстраивать стратегию взаимодействия с другими людьми, выбирать правильные социальные ориентиры и организовывать свою деятельность в соответствии с ними. Социальная компетентность является передовой в развитии личности, неотрывно связана с профессиональной компетентностью.
Интеграция этих составляющих характеризует современный тип личности и основу человеческого ресурса. Этот факт находит отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в федеральных государственных стандартах образования. В этих и других нормативных документах подчеркивается, что проблема развития социальной компетентности у детей - важная социальная и психологопедагогическая задача, решение которой затрагивает насущные вопросы общества.
В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать детям определенный уровень знаний, умений и навыков по основным образовательным направлениям, но и обеспечить способность и готовность жить в обществе, взаимодействовать и решать личностные и социальные проблемы.
В научной литературе представлены различные толкования понятия «социальная компетентность». Сформулированы общие требования к социальной компетентности личности, выявлена её важность и значимость, раскрыты проявления социальной компетентности в определенных сферах социального взаимодействия (Г.М. Беспалова, И.В. Габелая, Н. В. Калинина).
Проанализированы различные аспекты социальной компетентности, вопросы структуры, пути и средства ее формирования, в частности, у подростков. Исследование построено на современном понимании процесса социализации в условиях детских общественных объединений, социально - педагогической концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий,); на основных положениях теории социально-педагогического сопровождения (В.Н. Дружинин, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, А.Л. Уманский). Нами были использованы достижения отечественной педагогики: методика коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.
В нашем исследовании развитию социальной компетентности способствует дополнительное образование детей, получившее широкое развитие в нашей стране как вариативнаячасть общего среднего образования. В частности, это детский оздоровительный лагерь, который имеет потенциал для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, важной как для его творческого развития и становления жизненного опыта, так и для самоопределения ребенка (А.Г.Асмолов, М.Б.Коваль).
Наполнением для педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере является досугово-образовательная программа. Именно в ней отражены направления педагогической деятельности и основные формы работы с детьми
В нашей работе мы поставили следующую задачу - написание досугово-образовательной программы, направленной на развитие социальной
условиях загородного стационарного детского
оздоровительного лагеря «Патриот».
...
Анализируя социально-педагогические аспекты понятия социальная компетентность, мы выявили общее понятие для нашей работы. Социальная компетентность младшего подростка -это интегральное качество личности, включающее в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в процессе социализации и позволяющие человеку адаптироваться в социальной среде, успешно взаимодействовать с людьми, выполнять различные социальные роли. Она формируется на протяжении жизнедеятельности подростка. Основными критериями социальной компетентности подростка являются в нашей работе:
• степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации подростка по его потребностям;
• способность участвовать в сложной системе активного информационного обмена и успешное понимание других людей;
• достижение реальных целей при помощи доверительных отношений внутри социума, складывающегося вокруг подростка;
• возможность апробации различных социальных ролей;
• ориентация на личностную успешность подростка.
Младшего подростка характеризуют следующие аспекты: его
становление в периоде от детства к взрослости, «зенит любознательности», формирование новых взглядов на окружающую действительность. Именно в этот период важно направить его деятельность в позитивное русло и давать положительный социальный опыт.
Деятельность, проводимая на территории детского оздоровительного лагеря, в рамках досугово-образовательной программы, основываемая на принципах:
опора на потребности детей, организация активного информационного обмена в процессе проектной деятельности, стимулирование доверительных отношений,возможность апробации различных социальных ролей (исполнителя, лидера),ориентация на личностную успешность каждого подростка помогла развивать социальную компетентность благодаря инструментариям, включенным в программу.
По итогам исследования и прохождения младшими подростками образовательной программы, наша гипотеза подтвердилась.
1. Агапов В. С., Габдрахманова А. Ш. Духовность, Я-концепция и социально-психологическая адаптация современных подростков // Цивилизация знаний: Российские реалии. - 2016. - С. 451-454.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. - М : Смысл, 2001.-247 с.
3. Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания //Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2014. - №. 1.
4. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию
государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие //М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2005. - Т. 114. - С. 10.
5. Бесаева А. Г., Кочисов В. К., Гогицаева О. У. Я-концепция как фактор личностного самоопределения //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - №. 3 (22).
6. Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты //Директор школы. - 2007. - №. 7. - С. 5158.
7. Брушлинский А. В. О критериях субъекта и его деятельности. - 2001.
8. Волгунов В. А. Педагогические условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря : дис. - Пензенский государственный педагогический университет им. ВГ Белинского. - 2004. - С.57-61.
9. Волгунов В. А., Зайкин М. И. Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря: Модель, принципы и условия формирования. - Н. Новгород : Растр-НН, 2005. - С.114-119.
10. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - 2008.
11. Габелая И. В. Показатели социальной компетентности у подростков //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - Т. 6. - №. 3.
12. Гормакова Л. Д. Социализация школьника в воспитательном
пространстве летнего оздоровительного лагеря образовательного учреждения большого города //Воспитание школьников. - 2011. - №. 4. - С. 52-62.
13. Дружинин В. Н. Психология семьи //Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2. - №. 3.
14.Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. - Академия, 2009.
15.Зеткина И. А. Воспитательный потенциал тематической смены в детском лагере //Интеграция образования. - 2014. - Т. 18. - №. 4 (77).
... всего 37 источников