ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
|
Ведение 3
Глава 1. Современное состояние проблемы сформированностисоциально - коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра 8
1.1. Понятие социально-коммуникативных умений в психологопедагогической литературе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика средних дошкольников с
расстройствами аутистического спектра 13
1.3. Обзор методик по формированию социально -коммуникативных умений у
детей с расстройством аутистического спектра 19
Глава 2. Эксперементальное исследование сформированности у дошкольников 4 - 5 лет с расстройствами аутистического спектра 29
2.1 Организация и методики выявления уровня сформированности
социально-коммуникативных умений у средних дошкольников с расстройством аутистического спектра 29
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 38
Глава 3. Формирующий этап эксперимента 45
3.1. Коррекционно-педагогическая работа по формированию социально - коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 45
3.1 Анализ контрольного этапа сформированности социальнокоммуникативных умений в процессе коррекционно-педагогической работы 53
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложение 71
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В 73
Приложение Г 75
Приложение Д 76
Приложение Е 84
Приложение Ж 85
Глава 1. Современное состояние проблемы сформированностисоциально - коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра 8
1.1. Понятие социально-коммуникативных умений в психологопедагогической литературе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика средних дошкольников с
расстройствами аутистического спектра 13
1.3. Обзор методик по формированию социально -коммуникативных умений у
детей с расстройством аутистического спектра 19
Глава 2. Эксперементальное исследование сформированности у дошкольников 4 - 5 лет с расстройствами аутистического спектра 29
2.1 Организация и методики выявления уровня сформированности
социально-коммуникативных умений у средних дошкольников с расстройством аутистического спектра 29
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 38
Глава 3. Формирующий этап эксперимента 45
3.1. Коррекционно-педагогическая работа по формированию социально - коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 45
3.1 Анализ контрольного этапа сформированности социальнокоммуникативных умений в процессе коррекционно-педагогической работы 53
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложение 71
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В 73
Приложение Г 75
Приложение Д 76
Приложение Е 84
Приложение Ж 85
Актуальность темы обусловлена растущим количеством детей дошкольного возраста с расстройствам аутистического спектра и недостаточной сформированностью у большинства из них социально- коммуникативных умений, необходимых для включения в образовательный процесс и социализации ребёнка. Дефицит социально -коммуникативных умений является основной чертой расстройств аутистического спектра. Текущие оценки распространенности расстройства аутистического спектра в мире от 50 до 60 на 10 000 детей дошкольного возраста, что делает расстройство аутистического спектра серьезной проблемой систем образования и здравоохранения.
В отечественных и зарубежных исследованиях, по коррекционной педагогике, описаны клинические состояния детей с расстройством аутистического спектра, составлены характеристики особенностей коммуникации (В.М. Башина, О.С. Никольская, С.А. Морозов, С.С. Морозова и др.). На данный момент мы видим, что диагностические методики находятся на недостаточном уровне, которыми можно было более точно оценить уровень развития социально-коммуникативных умений у детей с расстройством аутистического спектра, в том числе метод рекомендаций по коррекционно-педагогической работы, направление которой относиться к формированию социально-коммуникативных умений.
На педагогическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется тем, что в настоящее время дети с расстройством аутистического спектра становятся не только клинической, но и психологопедагогической проблемой, родители настаивают на введение в образовательный процесс категории детей, ранее признанных необучаемыми. Довольно большое количество исследователей феномена расстройством аутистического спектра (Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская и др.) говорят о том, что основным нарушением которое мешает удачному 3
формированию социально-коммуникативных навыков детей с данным типом дизонтогенеза, встречается недостаточность уровня развития, отсутствие способности и потребности к общению, проявляются в виде: не правильность в решении социально-коммуникативных конфликтов, отставание или отсутствия речи, избежание контакта, отсутствие диалоговой речи, дисграмотичность когнитивного развития и других специфических особенностей.
Таким образом, у дошкольной организации появляется потребность внедрения требований для выстраивания социально-коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра с целью их благополучной социализации.
Многие исследователи представляют программы, методики и приёмы коррекционно - педагогические работы с детьми расстройством аутистического спектра в границах групповой работы и индивидуальных занятий, но этот навык избыточно модифицирован, для образовательного процесса в детском саду, который значительную часть времяпровождения ребёнка с расстройством аутистического спектра. Потому актуальность исследования также продиктована потребностью определения наполнения работы по формированию социально-коммуникативных умений у детей с расстройством аутистического в рамках образовательного процесса и коррекционно-педагогической работы.
Объект исследования: социально-коммуникативные умения детей с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: содержание коррекционной работы по форсированию социально-коммуникативных умений у детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: теоретическое обоснование, изучения и
апробация содержания коррекционной работы по формированию социальнокоммуникативных умений у детей 4 - 5 лет с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование социально-коммуникативных умений средних дошкольников с расстройством аутистического спектра будет эффективным, при условии использования средств игровых упражнений и заданий.
...
В отечественных и зарубежных исследованиях, по коррекционной педагогике, описаны клинические состояния детей с расстройством аутистического спектра, составлены характеристики особенностей коммуникации (В.М. Башина, О.С. Никольская, С.А. Морозов, С.С. Морозова и др.). На данный момент мы видим, что диагностические методики находятся на недостаточном уровне, которыми можно было более точно оценить уровень развития социально-коммуникативных умений у детей с расстройством аутистического спектра, в том числе метод рекомендаций по коррекционно-педагогической работы, направление которой относиться к формированию социально-коммуникативных умений.
На педагогическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется тем, что в настоящее время дети с расстройством аутистического спектра становятся не только клинической, но и психологопедагогической проблемой, родители настаивают на введение в образовательный процесс категории детей, ранее признанных необучаемыми. Довольно большое количество исследователей феномена расстройством аутистического спектра (Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская и др.) говорят о том, что основным нарушением которое мешает удачному 3
формированию социально-коммуникативных навыков детей с данным типом дизонтогенеза, встречается недостаточность уровня развития, отсутствие способности и потребности к общению, проявляются в виде: не правильность в решении социально-коммуникативных конфликтов, отставание или отсутствия речи, избежание контакта, отсутствие диалоговой речи, дисграмотичность когнитивного развития и других специфических особенностей.
Таким образом, у дошкольной организации появляется потребность внедрения требований для выстраивания социально-коммуникативных умений детей с расстройством аутистического спектра с целью их благополучной социализации.
Многие исследователи представляют программы, методики и приёмы коррекционно - педагогические работы с детьми расстройством аутистического спектра в границах групповой работы и индивидуальных занятий, но этот навык избыточно модифицирован, для образовательного процесса в детском саду, который значительную часть времяпровождения ребёнка с расстройством аутистического спектра. Потому актуальность исследования также продиктована потребностью определения наполнения работы по формированию социально-коммуникативных умений у детей с расстройством аутистического в рамках образовательного процесса и коррекционно-педагогической работы.
Объект исследования: социально-коммуникативные умения детей с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: содержание коррекционной работы по форсированию социально-коммуникативных умений у детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: теоретическое обоснование, изучения и
апробация содержания коррекционной работы по формированию социальнокоммуникативных умений у детей 4 - 5 лет с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование социально-коммуникативных умений средних дошкольников с расстройством аутистического спектра будет эффективным, при условии использования средств игровых упражнений и заданий.
...
Итак, в данном исследовании проанализирована специфика формирования социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра.
Совместная система сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном пространстве развивается в контексте основных положений федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Важной отраслью в области социально - коммуникативного развития детей, регламентированными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, являются: позитивное отношение к себе и другим; активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками; умение учитывать интересы и чувства других; умение разрешать конфликты; проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
Существуют глубокие психологические последствия для недоразвитых социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. И наоборот, более эффективные социально-коммуникативные умения приводят к более высокому качеству жизни. Когда возникают трудности в базовом общении, возникает барьер для фундаментальной человеческой потребности, что приводит к эмоциональным и психологическим проблемам.
Эффективные социально-коммуникативные умения дают детям среднего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра возможность удовлетворять свои потребности. С возрастом их навыки должны возрастать по мере возникновения сложных ситуаций. В условиях дошкольной образовательной организации сверстники ребенка играют значительную роль в развитии этих умений.
Нарушения общения у детей с расстройством аутистического спектра обычно проявляются очень рано и имеют тенденцию к сохранению до конца жизни с некоторыми вариациями. У ребенка с подобным диагнозом 61
нарушены все этапы и формы довербальных и вербальных коммуникаций. Большинство таких детей избегают прямого взгляда в глаза, у них наблюдаются сложности при понимании выражения чужого лица, эмоций и жестов, важной особенностью детей с аутистическими расстройствами является дефицит социально-эмоциональной взаимности. Отмечаются неконтактность и стереотипии как основные признаки расстройств аутистического спектра.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было выявление уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет с расстройством аутистического спектра. Для проведения констатирующего этапа эксперимента, нами были подобрана методика диагностики уровня сформированности и определена выборка детей которые будут участвовать в эксперименте.
Экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ детский сад №ХХХ «Тополёк» комбинированного вида, с. Дзержинское, Красноярского края. В качестве испытуемых в исследовании принимало участие 10 детей, возраст респондентов 4-5 лет с расстройством аутистического спектра.
Методика диагностики включала 8 заданий, выбор которых основан на том, что эти методики апробированы и используются чаще для выбранной категории детей.
Трудности в применении социально-коммуникативных умений у детей экспериментальной группы были выявлены по следующим умениям: умение вступать в общение, умение заинтересовать партнера по общению - средний балл по ним составил 1,0 балла. Следующими умениями вызвавшие у детей трудности были умения употреблять средства вербального и невербального общения, умение оценивать эмоциональное состояния и поведения друг друга в ситуациях общения, умение решать конфликты - средний балл по ним составил 1,2 балла.
Результаты констатирующего этапа показали, что в экспериментальной группе наблюдается низкий и недостаточный уровень сформированности социально-коммуникативных умений у детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра, поэтому мы полагаем, что необходимо проведение коррекционной работы с данной группой детей.
...
Совместная система сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном пространстве развивается в контексте основных положений федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Важной отраслью в области социально - коммуникативного развития детей, регламентированными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, являются: позитивное отношение к себе и другим; активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками; умение учитывать интересы и чувства других; умение разрешать конфликты; проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
Существуют глубокие психологические последствия для недоразвитых социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. И наоборот, более эффективные социально-коммуникативные умения приводят к более высокому качеству жизни. Когда возникают трудности в базовом общении, возникает барьер для фундаментальной человеческой потребности, что приводит к эмоциональным и психологическим проблемам.
Эффективные социально-коммуникативные умения дают детям среднего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра возможность удовлетворять свои потребности. С возрастом их навыки должны возрастать по мере возникновения сложных ситуаций. В условиях дошкольной образовательной организации сверстники ребенка играют значительную роль в развитии этих умений.
Нарушения общения у детей с расстройством аутистического спектра обычно проявляются очень рано и имеют тенденцию к сохранению до конца жизни с некоторыми вариациями. У ребенка с подобным диагнозом 61
нарушены все этапы и формы довербальных и вербальных коммуникаций. Большинство таких детей избегают прямого взгляда в глаза, у них наблюдаются сложности при понимании выражения чужого лица, эмоций и жестов, важной особенностью детей с аутистическими расстройствами является дефицит социально-эмоциональной взаимности. Отмечаются неконтактность и стереотипии как основные признаки расстройств аутистического спектра.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было выявление уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у детей 4 - 5 лет с расстройством аутистического спектра. Для проведения констатирующего этапа эксперимента, нами были подобрана методика диагностики уровня сформированности и определена выборка детей которые будут участвовать в эксперименте.
Экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ детский сад №ХХХ «Тополёк» комбинированного вида, с. Дзержинское, Красноярского края. В качестве испытуемых в исследовании принимало участие 10 детей, возраст респондентов 4-5 лет с расстройством аутистического спектра.
Методика диагностики включала 8 заданий, выбор которых основан на том, что эти методики апробированы и используются чаще для выбранной категории детей.
Трудности в применении социально-коммуникативных умений у детей экспериментальной группы были выявлены по следующим умениям: умение вступать в общение, умение заинтересовать партнера по общению - средний балл по ним составил 1,0 балла. Следующими умениями вызвавшие у детей трудности были умения употреблять средства вербального и невербального общения, умение оценивать эмоциональное состояния и поведения друг друга в ситуациях общения, умение решать конфликты - средний балл по ним составил 1,2 балла.
Результаты констатирующего этапа показали, что в экспериментальной группе наблюдается низкий и недостаточный уровень сформированности социально-коммуникативных умений у детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра, поэтому мы полагаем, что необходимо проведение коррекционной работы с данной группой детей.
...
Подобные работы
- Формирование социально-бытовых навыков у детей старшего
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2020 - Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Применение сенсорных игр для формирования мелкомоторных действий у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Развитию социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности зрительного восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Формированию прогностической компетенции в значимых сферах жизни у младших школьников с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Социальная компетентность и способность к прогнозированию у дошкольников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





