Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основания формирования толерантности в основной школе 6
1.1 Понимание толерантности в исследованиях российских и зарубежных источниках
как важнейшее личностное качество 6
2. Методические рекомендации по формированию толерантности в процессе обучения в основной школе 28
2.1 Формирование личностных универсальных учебных действий средствами
дисциплины «Технология» в основной школе 28
2.2 Практики формирования толерантности в процессе обучения Технологии в
основной школе 39
Заключение 55
Список использованных источников 60
Приложения 63
В последние годы тема толерантности в социуме стала одной из наиболее актуальных, разрабатываемых в современных гуманитарных науках. В контексте проблем, связанных с межличностными и межгрупповыми отношениями, толерантность разрабатывается в социальной психологи, в педагогике.
Толерантное отношение к другой личности предполагает признание и понимание того, что личность не просто другая, но и имеет право быть другой. Выражение толерантного и уважительного отношения к иной личности способствует свободному и открытому диалогу, достижению согласия в обществе и, как указывается в Декларации принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года), является «необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов» [9]. Наличие
разрешительных отношений в обществе ведет к непринужденному, естественному сотрудничеству и сплочению людей из разных культур. Непризнание и неприятие других национальных групп и религиозных институтов свидетельствует о нетерпимости. Это вызвано конфликтом, ксенофобией, изоляцией, агрессивным национализмом, расизмом, антисемитизмом, дискриминацией и изоляцией.
Общество заявляет, что оно терпимо во взаимодействии, но есть трудности в понимании толерантности и нахождении форм толерантного взаимодействия в определенной группе, включая детей.
Множество и разнообразие - этнические, культурные, конфессиональные, стилистические - которые являются основными чертами общества, препятствуют процессу социального общения, особенно в детских сообществах.
Толерантность, в том числе и межэтническая, становится одной из основ существования современного общества, необходимой гарантией понимания людей друг другом, социальной безопасности.
Терпимость является признаком высокого интеллектуального и духовного развития личности, общества в целом. В настоящее время проблема формирования этого качества общества поднимается особенно остро. Это полностью соответствует гуманитарным вызовам, которые новый век поставит перед нами в новом тысячелетии. Его значение объясняется рядом причин: глобализация, экономическое, социальное и политическое
неравенство, что ведет к росту нетерпимости, ухудшению межэтнических отношений, развитию религиозного экстремизма, вызванного локальными войнами, проблемам беженцев.
Терпимость определяется, как желание поддерживать взаимодействие людей, наций с различными принципами, взглядами, убеждениями, обычаями, религиями, но это не означает подавление и замену одних верований и ценностей другими..
В действующем образовательном стандарте указаны требования к личностным результатам: выпускник характеризуется как:
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование сознательного, уважительного и доброжелательного отношения народов России и народов мира к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданству, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям; желание и способность вступать в диалог и понимать других людей;
- развитие эстетического сознания путем развития художественного наследия народов России и мира, посредством эстетического творчества.
Отсутствие понимания, понимания и терпимости в обществе в человеческом взаимодействии противоречивы. Между пониманием того, что именно согласие, данное в детской команде, является основой для достижения желаемого результата совместных действий; через запланированные результаты коллективных действий и средства для достижения консенсуса и понимания в группе.
Противоречия позволили сформулировать проблему, какими способами формировать толерантность в детском коллективе?
В соответствии с этим обозначена тема исследования: «Формирование толерантности в процессе обучения Технологии в основной школе»
...
Актуальность проблемы формирования толерантности в школьном коллективе состоит в том, что общество декларирует необходимость быть толерантными во взаимодействии, однако существуют затруднения в понимании сути толерантности и поиске форм толерантного взаимодействия в конкретном коллективе, в том числе в детском.
Множественность и разнообразие - этническое, культурное, конфессиональное, стилевое - являющиеся основными характеристиками общества, затрудняют процесс социальной коммуникации и в первую очередь в детских сообществах.
1. На основании анализа теоретических источников принято следующее понятие: Толерантность - это интегративная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой в целях восстановления личного нервно-психического состояния, недопущения конфронтации и успешной адаптации, а так же развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром. При возникновении сложных и кризисных ситуаций адаптивное взаимодействие живых систем с внешней средой происходит при помощи существования устойчивых свойств и отношений этой живой системы.
Интолерантность - это качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры какой-либо социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп. Она основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других, неспособности принимать другого за то, что он выглядит, думает, действует иначе.
3. Социальный аспект толерантности: рассматривается поведение людей, возникающие в социальных взаимодействиях, в группах. Общество рассматривается как целостная система об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах. Исследуются человеческие взаимоотношения и социальные группы.
Психологический аспект толерантности: психика является высшим продуктом процессов самоорганизации природы и выступает в качестве посредника между объективным внешним миром и человеческим, субъективным, обеспечивая мощный взлет эффективности человеческой деятельности по преобразованию окружающей природной и социальной среды.
1. . Выявлены цели воспитания толерантности:
- обширное и углубленное овладение собственной народной культурой, как обязательного условия интеграции в другие культуры;
- становление представлений о многообразии мировых культур и воспитание положительного отношения к особенностям различных культур;
- становление навыков и умений эффективно взаимодействовать с представителями разного рода культур;
- воспитание в духе мира, терпимости и гуманного отношения к различным нациям.
2. Основным образовательным принципом в достижении целей воспитания толерантности служит принцип диалога: соединение в мышлении и деятельности людей различных, не связывающихся между собой культуры (диалог культур), формы поведения и деятельности, ценностные ориентации.
3. Разработаны критерии, показатели и уровни сформированности толерантности в школьном коллективе (с. 28, таб.1)
...
1. Абакумова И.В. Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. - 2003. -№3. -С.7882.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
3. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: психология и право. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. 256 с.
4. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. - М., 2000.
5. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве - 2009. - № 6.- 18 с
6. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1.- С.96
7. Бакулина С.Д., Толерантность : от истории понятия к современным социокультурным смыслам : учеб. пособие / С.Д. Бакулина. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2014. - 112 с.
8. Барахович И.И. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный и над профессиональный аспект: монография; Красноярский. гос. педагогический. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2015. 208 с.
9. Барахович И.И., Калинина В.П., Воспитание толерантности: хрестоматия / сост.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Аставьева. - Красноярск, 2012. - 214 с.
10. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум , 2003. - 35 с.
11. Безюлева Г.В.,Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М., 2002. - 92 с.
12. Беспалова Ю. М., Кондаков В.А. Русская культура: проблема соотношения конфликтности и толерантности // Вестн. Тюмен. Гос. Унта. - 2003.- №1. - С127-132.
13. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. - М.: Изд-во «Бонфи»,
1. - 304 с.
14. Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К.. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. - М.:АПК и ПРО, 2002-С.4
15. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норит, 1998. С. 1327
Вульфов Б.З. Воспитание и толерантность: сущность и средства. // http: //www.pn.pglu.ru
... всего 34 источников