Развитие межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 6
1.1 Межличностные отношения как предмет психолого-педагогического
исследования 6
1.2 Особенности межличностных отношений подростков в школьном
коллективе 11
1.3 Психолого-педагогические условия развития межличностных отношений в
школьном коллективе 16
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА 24
2.1 Диагностика актуального уровня развития межличностных отношений
обучающихся в школьном коллективе 24
2.2 Опыт организации психолого-педагогической работы по развитию
межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса 37
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы 44
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованных источников 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 6
1.1 Межличностные отношения как предмет психолого-педагогического
исследования 6
1.2 Особенности межличностных отношений подростков в школьном
коллективе 11
1.3 Психолого-педагогические условия развития межличностных отношений в
школьном коллективе 16
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА 24
2.1 Диагностика актуального уровня развития межличностных отношений
обучающихся в школьном коллективе 24
2.2 Опыт организации психолого-педагогической работы по развитию
межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса 37
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы 44
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованных источников 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность исследования. В современном обществе уже нет необходимости доказывать, что межличностные отношения - совершенно обыденное и чрезвычайно необходимое условие жизни всех людей. Без общения, без взаимодействия с людьми, без межличностных отношений невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного психического свойства и личности в целом.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могу заменить родители и другие значимые взрослые, возникает у ребенка ещё в дошкольном возрасте и с возрастом эта потребность усиливается. К 13-14 годам у ребенка происходит переориентация со взрослого на ровесников, которые более или менее равны по положению, ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в этом возрасте активизируется как интимноличностное, так и групповое общение и в школе, и вне школы. В школе межличностные отношения строятся со сверстниками в процессе обучения, и могут носить как положительный, так и отрицательный характер.
Век научного прорыва, век информационных технологий оттесняет живое общение на задний план, виртуальное общение с людьми для большинства сегодняшних подростков находится в приоритете. Современным подросткам больше нравится проводить время в сети Интернет за просмотром интересующего контента, чем общаться со сверстниками в классе, что находит свое отражение в искажении характера и структуры межличностных отношений.
В научной литературе тема межличностных отношений подростков исследована достаточно хорошо, с психологической точки зрения раскрыты особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста. Однако возможности, средства и условия социально-педагогической и психологопедагогической работы в решении проблемы развития позитивных межличностных отношений у современных подростков в условиях общеобразовательной школы изучены недостаточно. Данное противоречие позволило сформулировать проблему
исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса? В соответствии с проблемой исследования была определена тема, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы
общеобразовательной школы;
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития
межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса;
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать в процессе психолого-педагогической работы общеобразовательной школы условия развития межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса, определить их результативность.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по теме исследования;
2) Провести диагностику актуального уровня развития межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса;
3) Разработать и апробировать психолого-педагогические условия, направленные на развитие межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса;
4) Проанализировать и интерпретировать данные, полученные в ходе экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: позитивные межличностные отношения
подростков в школьном коллективе будут развиваться при создании следующих психолого-педагогических условий:
• выявление актуального состояния развития межличностных отношений в коллективе обучающихся, причин их неэффективности;
• организация и проведение занятий с элементами активного социально - психологического обучения, направленных на развитие умений и навыков социального взаимодействия; создание ситуаций успеха подростков; актуализации интересов и достижений обучающихся.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; метод социометрии; метод наблюдения; метод экспертного опроса; метод констатирующего и формирующего эксперимента; методы математической обработки данных.
База исследования: исследование проводилось с декабря 2020 г. по март 2021 г. при участии 24 учащихся 6 «Б» класса МБОУ СШ №91 г. Красноярска.
Практическая значимость исследования:
• определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса;
• разработана и апробирована программа по развитию межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могу заменить родители и другие значимые взрослые, возникает у ребенка ещё в дошкольном возрасте и с возрастом эта потребность усиливается. К 13-14 годам у ребенка происходит переориентация со взрослого на ровесников, которые более или менее равны по положению, ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в этом возрасте активизируется как интимноличностное, так и групповое общение и в школе, и вне школы. В школе межличностные отношения строятся со сверстниками в процессе обучения, и могут носить как положительный, так и отрицательный характер.
Век научного прорыва, век информационных технологий оттесняет живое общение на задний план, виртуальное общение с людьми для большинства сегодняшних подростков находится в приоритете. Современным подросткам больше нравится проводить время в сети Интернет за просмотром интересующего контента, чем общаться со сверстниками в классе, что находит свое отражение в искажении характера и структуры межличностных отношений.
В научной литературе тема межличностных отношений подростков исследована достаточно хорошо, с психологической точки зрения раскрыты особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста. Однако возможности, средства и условия социально-педагогической и психологопедагогической работы в решении проблемы развития позитивных межличностных отношений у современных подростков в условиях общеобразовательной школы изучены недостаточно. Данное противоречие позволило сформулировать проблему
исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса? В соответствии с проблемой исследования была определена тема, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы
общеобразовательной школы;
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития
межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса;
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать в процессе психолого-педагогической работы общеобразовательной школы условия развития межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса, определить их результативность.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по теме исследования;
2) Провести диагностику актуального уровня развития межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса;
3) Разработать и апробировать психолого-педагогические условия, направленные на развитие межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса;
4) Проанализировать и интерпретировать данные, полученные в ходе экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: позитивные межличностные отношения
подростков в школьном коллективе будут развиваться при создании следующих психолого-педагогических условий:
• выявление актуального состояния развития межличностных отношений в коллективе обучающихся, причин их неэффективности;
• организация и проведение занятий с элементами активного социально - психологического обучения, направленных на развитие умений и навыков социального взаимодействия; создание ситуаций успеха подростков; актуализации интересов и достижений обучающихся.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; метод социометрии; метод наблюдения; метод экспертного опроса; метод констатирующего и формирующего эксперимента; методы математической обработки данных.
База исследования: исследование проводилось с декабря 2020 г. по март 2021 г. при участии 24 учащихся 6 «Б» класса МБОУ СШ №91 г. Красноярска.
Практическая значимость исследования:
• определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса;
• разработана и апробирована программа по развитию межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса.
Проблема развития межличностных отношений остается актуальной проблемой психолого-педагогической науки. Межличностные отношения и вопросы их развития представлены в трудах зарубежных исследователей Дж. Морено, Д. Кратрайт, Г. Харрари, Г. Крайг, также отечественные ученые изучали данную тему, такие как В.Н Мясищев, Г. М. Андреева и Я. Л. Коломинский.
Понятие «межличностные отношения» имеет множество определений. В «Словаре практического психолога» С. Ю. Головин определяется данное понятие как субъективные переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Люди воспринимают и оценивают друг друга через систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и т.д.
Межличностные отношения развиваются во временном континууме и имеют определенную динамику. Развитие отношений проходит в несколько этапов и длительность каждого зависит от многих факторов как объективных, так и субъективных, психологических. К объективным относят время, территорию, ситуацию и т.п. К субъективным - индивидуально-психологические особенности партнеров, их мотивы, ценности и т.п.
В своей работе мы изучаем условия психолого-педагогической работы, при которых происходит развитие межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса, такие как изучение актуального уровня развития межличностных отношений; организация занятий с элементами активного социально-психологического обучения, направленные на развитие навыков и умений социального взаимодействия; повышение совместимости членов коллектива; создание ситуаций успеха подростков и актуализация их интересов и достижений обучающихся.
В нашем исследовании принимали участие подростки 12-13 лет - обучающиеся 6 класса общеобразовательной школы №91 города Красноярска.
Для проведения исследования нами были использованы следующие методы: метод социометрии Дж. Морено, включающий вопросы референтометрии и адекватной оценки себя в коллективе; метод экспертного опроса классного руководителя класса; метод наблюдения за экспериментальной группой.
Первым этапом нашей работы было изучение актуального уровня развития межличностных отношений методом социометрии. По итогам проведения методики нами были получены следующие результаты. Низкий уровень составил 45% (11 человек от класса), средний уровень составил 39% (10 человек от коллектива), высокий уровень составил 16% (3 человека от класса). На основе полученных данных мы пришли к выводу о том, что требуется психологопедагогическая работа, направленная на развитие отношений.
В ходе занятий нами были замечены некоторые изменения в развитии межличностных отношений в коллективе обучающихся. От занятия к занятию дети стали ближе общаться со сверстниками, стали чаще взаимодействовать между собой. В игровых форматах занятий члены экспериментальной группы получили опыт взаимодействия в команде, что способствовало развитию умению договариваться и применению стратегии компромисса. В групповых занятиях, где важна была работа в команде, подростки учились взаимодействовать с другими детьми и прислушиваться к мнению группы, что способствовало более тесному общению между членами группы. Совместное решение поставленной задачи в процессе командной работы способствовало сплочению коллектива.
Итоговая диагностика уровня развития межличностных отношений коллектива обучающихся 6 класса показала, что произошли значительные позитивные изменения. Низкий уровень снизился 27% и составил 18 %, средний изменился 39% до 47%, высокий уровень повысился с 16 % до 35%.
Таким образом, психолого-педагогическая работа была результативной, гипотеза о том, что позитивные межличностные отношения подростков в школьном коллективе будут развиваться при создании соответствующих психолого-педагогических условий, таких как выявление актуального состояния развития межличностных отношений в коллективе обучающихся, причин их неэффективности; организация и проведение занятий с элементами активного социально-психологического обучения, направленных на развитие умений и навыков социального взаимодействия; создание ситуаций успеха подростков; актуализации интересов и достижений обучающихся, нашла свое подтверждение. Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение изучаемой проблемы и представляют собой один из путей ее решения.
Понятие «межличностные отношения» имеет множество определений. В «Словаре практического психолога» С. Ю. Головин определяется данное понятие как субъективные переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Люди воспринимают и оценивают друг друга через систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и т.д.
Межличностные отношения развиваются во временном континууме и имеют определенную динамику. Развитие отношений проходит в несколько этапов и длительность каждого зависит от многих факторов как объективных, так и субъективных, психологических. К объективным относят время, территорию, ситуацию и т.п. К субъективным - индивидуально-психологические особенности партнеров, их мотивы, ценности и т.п.
В своей работе мы изучаем условия психолого-педагогической работы, при которых происходит развитие межличностных отношений в коллективе обучающихся 6 класса, такие как изучение актуального уровня развития межличностных отношений; организация занятий с элементами активного социально-психологического обучения, направленные на развитие навыков и умений социального взаимодействия; повышение совместимости членов коллектива; создание ситуаций успеха подростков и актуализация их интересов и достижений обучающихся.
В нашем исследовании принимали участие подростки 12-13 лет - обучающиеся 6 класса общеобразовательной школы №91 города Красноярска.
Для проведения исследования нами были использованы следующие методы: метод социометрии Дж. Морено, включающий вопросы референтометрии и адекватной оценки себя в коллективе; метод экспертного опроса классного руководителя класса; метод наблюдения за экспериментальной группой.
Первым этапом нашей работы было изучение актуального уровня развития межличностных отношений методом социометрии. По итогам проведения методики нами были получены следующие результаты. Низкий уровень составил 45% (11 человек от класса), средний уровень составил 39% (10 человек от коллектива), высокий уровень составил 16% (3 человека от класса). На основе полученных данных мы пришли к выводу о том, что требуется психологопедагогическая работа, направленная на развитие отношений.
В ходе занятий нами были замечены некоторые изменения в развитии межличностных отношений в коллективе обучающихся. От занятия к занятию дети стали ближе общаться со сверстниками, стали чаще взаимодействовать между собой. В игровых форматах занятий члены экспериментальной группы получили опыт взаимодействия в команде, что способствовало развитию умению договариваться и применению стратегии компромисса. В групповых занятиях, где важна была работа в команде, подростки учились взаимодействовать с другими детьми и прислушиваться к мнению группы, что способствовало более тесному общению между членами группы. Совместное решение поставленной задачи в процессе командной работы способствовало сплочению коллектива.
Итоговая диагностика уровня развития межличностных отношений коллектива обучающихся 6 класса показала, что произошли значительные позитивные изменения. Низкий уровень снизился 27% и составил 18 %, средний изменился 39% до 47%, высокий уровень повысился с 16 % до 35%.
Таким образом, психолого-педагогическая работа была результативной, гипотеза о том, что позитивные межличностные отношения подростков в школьном коллективе будут развиваться при создании соответствующих психолого-педагогических условий, таких как выявление актуального состояния развития межличностных отношений в коллективе обучающихся, причин их неэффективности; организация и проведение занятий с элементами активного социально-психологического обучения, направленных на развитие умений и навыков социального взаимодействия; создание ситуаций успеха подростков; актуализации интересов и достижений обучающихся, нашла свое подтверждение. Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение изучаемой проблемы и представляют собой один из путей ее решения.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Межличностные отношения в коллективе таймырских младших школьников на занятиях театрального кружка «Чокуркаан»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В «ГРУППЕ РИСКА»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Изучение и развитие межличностных отношений детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие межличностных отношений в учебном коллективе обучающихся младших классов с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ В РАЗВИТИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Развитие межличностных отношений в учебном коллективе
обучающихся младших классов с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022





